756
22 ноября 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Продукция идентичная», компании две, вопросов много... У кого закупало антифриз ГУВД?

Есть ощущение, что, взявшись за расследование по антифризам, мы влезли в осиное гнездо. Еще до начала публикаций о результатах в редакцию стали поступать звонки, намеки на судебные разбирательства и пр. Особо возмутивший нас случай: один из производителей просил допустить его... к исследованию образцов, приобретенных во время контрольной закупки. Ответом с нашей стороны был категорический отказ. Впрочем, это было только начало. После статьи, вышедшей неделю назад, к нам обратился представитель ООО «Евро-Синтез». Заверял, что из-за публикации заказчик готов отказаться от партии антифриза на три миллиона российских рублей. Когда мы стали выяснять, что произошло, очень удивились переплетениям и совпадениям сюжетов.

С чего все началось?

Новость была размещена год назад на официальном сайте Госстандарта. Там сказано, что «в результате проверки ООО „ЕвроХимЭкспорт“ выявлена небезопасная продукция — жидкость охлаждающая низкозамерзающая „Antifreeze EUROcar G-12+“, не соответствующая требованиям ТР ТС 030/2012 „Требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям“, — по требованиям к характеристикам продукции: при норме от 6 до 10 водородный показатель (рН) фактически составил 2,2».

— Применение такого антифриза может негативно сказаться на техническом состоянии транспортного средства, так как кислотная среда агрессивно воздействует на элементы системы охлаждения автомобиля и способствует преждевременному выходу их из строя, — пояснялось в сообщении. — Кроме того, контакт с кожными покровами и органами зрения человека может нанести вред его здоровью.

Также Госстандарт информировал, что на предприятии отсутствует необходимое оборудование для проверки качества выпускаемой продукции по таким показателям, как плотность, температура начала кристаллизации, содержание механических примесей.

— По результатам проверки ООО «ЕвроХимЭкспорт» с 23 ноября (2018 года) запрещено производство и реализация опасной продукции, предписано устранить нарушения, касающиеся организации контроля качества в установленные сроки, — было сказано в заключение.

Звонок в редакцию: «То ли на вас в суд подавать, то ли что делать...»

Информация об этом эпизоде мимоходом была упомянута в публикации «„До 50% объема рынка занимают суррогаты“. Расследование по антифризам. И при чем тут „Город масел“?». В качестве примера того, что контролирующие органы в Беларуси периодически выявляют некачественные антифризы.

Через несколько часов после выхода статьи в офисе Onliner раздался звонок (запись имеется в распоряжении редакции). Звонивший представился Дмитрием, директором компании ООО «Евро-Синтез». Предупредил, что разговор записывается и он хочет предъявить устное требование.

Мужчина просил переключить его на руководство, иначе, мол, будет решать вопрос «в судебном споре».

Когда попросили уточнить, в чем причина звонка и вообще упоминается ли в статье его компания, звонивший ответил: «Вы упоминаете наименование продукции нашей компании».

— Дело в том, что вы не разъясняете клиентам о том, что продукция с идентичным наименованием в Беларуси производится двумя компаниями. Одна — «ЕвроХимЭкспорт», вторая — «Евро-Синтез», — детализировал претензию Дмитрий. — У вас на сайте просто наименование антифриз Red G12+. Он, как у нас, так же называется, так и называется и у «ЕвроХимЭкспорта», который закрылся. Так же называлась продукция. Но техусловия у нас разные. К нам сейчас пошел массовый вал звонков о том, что «вас запретили...» И мы каждому объясняем... Более того, у нас был заказ на огромную партию. Ну как огромную — три фуры. Со стороны Российской Федерации. Все письменные подтверждения есть. Сумма эквивалентная 3 млн российских рублей... Мы сейчас получили официальное письмо, в котором написано: исходя из информации, выданной на вашем сайте, наименование, заказ просим аннулировать. Конкретно из-за вашего сайта. Как нам объяснять людям о том, что это не мы, это «ЕвроХимЭкспорт», мы не можем. Потому что что наименование, что этикетки у нас одинаковые. Только в этикетке ТУ разные. Понимаете, да?

«Мы не понимаем, что нам делать: то ли в суд подавать на вас, то ли что делать...»

Звонивший попросил объяснить, что «в Беларуси есть два производителя с идентичным наименованием товара».

В ответ мы попросили документальным образом подтвердить эти слова и прислать комментарий. А после изучения журналистами и юристами редакции обещали оперативно внести правку, если сочтем нужным.

— Ну вы внесете, но масса людей прочитали... Мы будем требовать от вас новой статьи, — предупредил Дмитрий.

Что такое ООО «ЕвроХимЭкспорт»?

В течение нескольких дней мы ожидали письма и комментариев от представителей ООО «Евро-Синтез», однако на почте ничего не обнаружили.

Разумеется, все это время мы пытались прояснить ситуацию своими силами. Наводили справки, оформили несколько запросов, совершили звонки в соответствующие инстанции.

Уж слишком странным прозвучало, что наименование у антифризов идентичное, а производители разные (если верить словам звонившего). Как так?

Вскоре картина стала проясняться. Впрочем, обо всем по порядку.

Сначала разберемся, что такое ООО «ЕвроХимЭкспорт». По данным kartoteka.by, данная организация была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) в конце 2015 года.

Уставной фонд — 100 рублей. Юридический адрес — аг. Колодищи, ул. Стариновская, д. 9/1, каб. 1. В качестве директора значится Максим Васильевич Нестерович.

В качестве вида деятельности было указано «производство прочих химических продуктов». В 2016 году организацией были зарегистрированы две декларации о соответствии: об изготовлении тормозных и охлаждающих низкозамерзающих жидкостей.

По антифризам аж 18 позиций! Изготовителем значилось ООО «ЕвроХимЭкспорт».

— Прежде чем реализовывать антифриз в торговой сети или осуществлять оптовые поставки, необходимо предоставить в лабораторию образцы, — сообщили в компании «Шате-М Плюс», которая выступает партнером расследования. — Там будут проверены три показателя: температура начала кристаллизации, водородный показатель (pH), а с марта 2019 года — содержание метанола (не более 0,05% метилового спирта, согласно техрегламенту Таможенного союза). Только после этого будет выдана декларация о соответствии и охлаждающую жидкость можно реализовывать.

Однако 9 августа 2019 года ООО «ЕвроХимЭкспорт» было ликвидировано. В качестве причины указана стандартная формулировка: «Принятие решения собственника имущества (учредителей, участников) либо коммерческой организации в связи с реорганизацией организации».

Скриншот с сайта kartoteka.by

Просто напомним: Госстандарт сообщал о проверке данной организации 21 ноября 2018 года.

Что такое ООО «Евро-Синтез»?

ООО «Евро-Синтез», как указано на kartoteka.by, было зарегистрировано в ЕГР 5 декабря 2018 года. Классик наверняка задался бы вопросом: совпадение? Достоверно мы не знаем, поэтому просто констатируем факт.

Уставной фонд — 100 рублей. Юридический адрес — опять-таки агрогородок Колодищи. Правда, улица и дом другие (ул. Антоновская, д. 39/1).

С помощью картографического сервиса мы проверили, какое расстояние между адресами интересующих нас юрлиц. Оказалось, около 7 километров.

Продолжим о совпадениях. В графе «руководитель» указан Дмитрий Васильевич Нестерович. А номер телефона совпадает с тем, с которого был сделан звонок в редакцию.

Идем дальше. Вид деятельности — тот же (производство прочих химических продуктов). А 28 февраля 2019 года была зарегистрирована декларация о соответствии охлаждающих незамерзающих жидкостей с наименованиями EUROcar, FORCESIN, COOL ROAD, KONTINENT, CONTINENT. В качестве изготовителя указано ООО «Евро-Синтез».

Скриншот с сайта kartoteka.by

Тендеры? Куда ж без них...

Если вы думаете, что совпадения на этом закончились, то ошибетесь. Очень дискуссионная и сложная тема — госзакупок по тендерам — не обминула эту историю.

Благодаря kartoteka.by нам удалось выяснить, что обе организации (ООО «ЕвроХимЭкспорт» и ООО «Евро-Синтез») с разницей в восемь месяцев выступали в качестве поставщика антифриза для ГУВД Мингорисполкома.

ООО «ЕвроХимЭкспорт» заключила договор с управлением 24 октября 2018-го, в итоге поставив антифриз на сумму 7122,86 рубля 8 ноября.

Скриншот с сайта kartoteka.by

А 26 июня 2019 года между ГУВД Мингорисполкома и ООО «Евро-Синтез» был заключен аналогичный договор. Сумма — 4930,13 рубля. Исполнен 19 июля с. г.

Скриншот с сайта kartoteka.by
Подчеркнем, что источником финансирования являлся республиканский бюджет, сообщается на kartoteka.by. А между двумя закупками произошла вышеупомянутая проверка Госстандарта.

Покупка канистры. Проверка штрихкода и изучение этикетки

Честно говоря, берясь за эту историю, мы даже не предполагали, что антифриз EUROcar G12+ вообще продается в торговой сети. Однако партнеры расследования подсказали несколько объектов, где можно купить охлаждающую жидкость с таким названием.

Медлить мы не стали и сразу же направились в известный торговый центр, расположенный на улице Некрасова в Минске. Пробежав по рядам, вскоре увидели знакомые этикетки. В одной из точек канистры стояли на самом видном месте. Цена — 5—6 рублей за литровую банку (точнее, массой брутто 1 кг).

Заметим, это не так уж дешево. Как мы установили во время расследования, столько стоит 1 литр антифриза, произведенный середняками рынка.

После покупки по традиции сразу проверили контрольный знак с помощью электронного банка данных бланков документов. Система вывела на ООО «Евро-Синтез». Внимание на дату: 25 июля 2019 года, то есть буквально за две недели до ликвидации ООО «ЕвроХимЭкспорт» как юридического лица.

Теперь акцент на лицевую этикетку. Выглядит она ярко и броско: изображение, напоминающее флаг Евросоюза, спорткар Ferrari. В названии упоминается стандарт G12+ (напомним, классификация изначально была придумана компанией Volkswagen). Вроде бы ничего подозрительного.

Но когда стали изучать детали, то пришло время удивляться. Например, на той же лицевой этикетке обнаружили список неких обозначений. Обычно так указывают допуски.

Для специалистов «Шате-М Плюс», для которых это не просто набор букв и цифр, а прямые указания на важную информацию, этикетка EUROcar G12+ выглядит как словарный диктант со множеством ошибок: «Допуск Lancia NC 956-16 не существует в природе, есть CUNA NC 956-16. Все коды для MAN написаны некорректно. Должно быть MAN 324 NF, MAN 324 SNF... В обозначении Volvo 128/6083/02 вместо пробела указан символ слеш и потерялся нолик. Правильно: Volvo 128 6083/002 и так далее».

Что говорить, если даже автомобильные марки указаны с ошибками! Вместо Skoda написано Scoda; правильно Porsche, а не Porshe; компания Mercedes обозначена почему-то как Mersedes.

Вишенка на торте — обозначение TL-VW 774 C G11 (корректный вариант VW TL 774-C) указывает на продукт, маркируемый как G11. Хотя в самом названии антифриза упоминается стандарт G12+. Позвольте, но по химическому составу это совершенно разные продукты!

Перешли к изучению штрихкода, и тут нас поджидал еще один сюрприз. Приложения на смартфонах, расшифровывающие подобную графическую информацию, и поисковик Google, которыми мы пользовались, либо ничего не выдавали, либо выводили на «свеклу маринованную» (!) и упоминание населенного пункта Юратишки (Ивьевский район).

Впоследствии мы нашли производителя этого продукта — ЧУП «Юратишковский овощесушильный завод», который был ликвидирован 31 декабря 2008 года. В Ивьевском райпотребобществе, куда мы обратились, подтвердили, что предприятия давно нет.

Повернув канистру другой стороной, стали рассматривать контрэтикетку. Что сразу бросилось в глаза? Во-первых, в качестве производителя указано ООО «ЕвроХимЭкспорт» с теми же данными, что в ЕГР, даже электронная почта совпадает. Во-вторых, ТУ точь-в-точь как на канистре, фото которой сделано Госстандартом. В-третьих, дата изготовления та же — сентябрь 2018 г. Вот только номера партий различаются. В нашем случае «третья» (у Госстандарта — «четвертая»).

Наконец, сторонняя наклейка. Производитель ООО «ЕвроХимЭкспорт», а импортер — ООО «Евро-Синтез». Страна происхождения — Россия!

Хотя вспомните, звонивший Дмитрий упомянул, что «продукция с идентичным названием производится в Беларуси двумя компаниями».

Анализ: pH в норме, но жидкость закипела при +103 градусах, замерзла при −35

Закончив с рассматриванием внешних деталей, приступили к исследованию внутреннего содержания купленной нами канистры. Первым делом с помощью партнеров расследования решили проверить водородный показатель (pH). Ведь именно по нему специалистами Госстандарта было выявлено несоответствие требованиям.

Подчеркнем, что все исследования проводились на сертифицированном и поверенном оборудовании по утвержденным методикам.

Водородный показатель положено измерять, когда температура исследуемой жидкости равна +20 градусам по Цельсию. Поэтому сначала образец поместили в прибор с водяной баней. Когда температура достигла нужного значения, антифриз перелили в колбу и поместили в pH-метр. Результат стал известен через несколько секунд: 7,3.

Это соответствует норме, что подтвердила проверка контрольного образца. Что ж, по этому параметру претензий быть не может.

Нас также интересовало, при какой температуре произойдет закипание жидкости (помните, исследованию этого параметра была посвящена отдельная статья). «Температура кипения готовых охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля (с температурой начала кристаллизации не выше −36,4 градуса) определена международными стандартами (ASTM D 3306 (США); BS 6580 (Великобритания), а также российским ГОСТ 33591-2015, за принятие которого проголосовал Госстандарт Беларуси). При нормальном атмосферном давлении она должна составлять не менее +108 градусов Цельсия», — напоминают специалисты «Шате-М Плюс».

Когда колбу с антифризом только-только поставили на плитку и жидкость стала нагреваться, все присутствующие почувствовали странный запах. Через несколько минут он прошел, но сразу показалось будто кто-то открыл что-то вроде овощных консервов.

Постепенно образец прогрелся. Прибор зафиксировал +92 градуса по Цельсию, когда появились первые пузырьки. При +97 их стало заметно больше.

— Это еще нельзя считать полным кипением, — замечают сотрудники лаборатории «Шате-М Плюс». — Процесс должен наблюдаться во всем объеме жидкости.

При +103 градусах специалисты зафиксировали ключевой параметр: «Это можно считать температурой кипения».

В довершение поднесли к поверхности колбы горящую бумагу. Если бы в жидкости содержался метанол, то пары бы вспыхнули. Но огонь потух. Это косвенно свидетельствует о том, что метиловый спирт при производстве EUROcar G12+ не использовался.

Третье исследование касалось собственно замерзания антифриза, чему ранее также была посвящена отдельная публикация. Чтобы проверить, какова же температура кристаллизации у жидкости, пришлось поместить образец в термокамеру, установить датчик на –35 и ждать.

Уже через семь с половиной часов специалисты констатировали: «Образец практически весь замерз». Через сутки колба капитулировала полностью. Нужны ли какие-то еще комментарии?

Запросы в ГУВД, ООО «Евро-Синтез»

Разумеется, у нас возникло немало вопросов, ответы на которые можно получить только напрямую. Мы попытались связаться с директором ООО «Евро-Синтез», однако его телефон был переведен в режим автоответчика. Тогда решили обратиться к руководителю ООО «ЕвроХимЭкспорт», номер которого указан на этикетках канистр.

Максим Васильевич был немногословен. Он отказался даже сказать, кем ему приходится Дмитрий Васильевич, лишь сообщив, что тот находится в командировке. А сам сослался на нахождение в роуминге и невозможность продолжать разговор. Мы условились: отправим вопросы на электронную почту, что и было сделано в среду 20 ноября.

В частности, мы попросили ответить на такие вопросы: «Как связаны между собой ООО „ЕвроХимЭкспорт“ и ООО „Евро-Синтез“? Почему было ликвидировано ООО „ЕвроХимЭкспорт“? Связано ли это с проверкой Госстандартом, проведенной в ноябре 2018 года? Как выполнено предписание об устранении недостатков? На каких условиях ООО „Евро-Синтез“ удалось выиграть тендер на 4930 рублей на поставку антифризов ГУВД Мингорисполкома? Проводилась ли экспертиза данной жидкости? Какие документы вы предоставляли в подтверждение качества производимой продукции?»

Также официальный запрос был отправлен в ГУВД Мингорисполкома. В нем, к примеру, сформулированы такие вопросы: «Каким образом ГУВД Мингорисполкома выбираются поставщики антифриза? Какой приоритетный принцип при отборе поставщика? Какую документацию обязан предоставить поставщик? Имелась ли у ГУВД информация о выявлении Госстандартом несоответствия жидкости необходимым требованиям? Если да, то почему тендерный договор заключался на поставку с ООО, которое готово было поставить „аналогичный товар“?»

На момент публикации ответов мы не получили, но готовы оперативно разместить комментарий о позиции сторон.

Кроме того, о наших наблюдениях мы проинформировали пресс-службу Госстандарта. В этой организации заинтересовались вышеизложенными данными.


Сейчас нам кажется, что публикации расследований по антифризу затронули даже больше участников рынка, чем статьи о контрафактном масле. Поверьте, у нас еще есть примеры и аргументы. Вскоре их обнародуем.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» — и сеть автосервисов «Евроавтосервис»

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by