Спецпроект

В Литву по новым таможенным правилам. IKEA-челлендж

606
17 января 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

В Литву по новым таможенным правилам. IKEA-челлендж

Белорусы любят путешествовать. Настолько, что готовы часами простаивать на границе: кто-то едет в аэропорты, кто-то за покупками или на отдых. Многим ближе Литва с ее «акрополисами» и IKEA. Таможенные лимиты меняются буквально каждый год: килограммы, евро, литры — приходится считать на калькуляторе. Когда схлынула волна новогодних туристов, мы тоже отправились привычным белорусским маршрутом: узнать, сколько можно привезти, чтобы вписаться в лимит (немного), увидеть, сурова ли в подсчетах таможня (сурова), а заодно устроить IKEA-челлендж редакционному автомобилю — как много в действительности в него поместится?

В Литву по новым таможенным правилам

Как белорусы едут «на закупы»

Еще две недели назад люди проводили в очередях на границе значительную часть новогодних каникул. Это были даже не очереди, а маленькая жизнь. На границе играли в футбол, устраивали метания камней, знакомились, съедали между делом все то, что везли домой из заграниц.

Сейчас обстановка разительно отличается. Ранним утром в пункте пропуска всего пару автомобилей. Кто-то на литовских номерах возвращается домой с полным баком, белорусы, тоже заправившись, едут за покупками. Из Минска до IKEA в Вильнюсе менее 200 км — полного бака нам с лихвой хватит на все путешествие в обе стороны.

В общей сложности пересечение сопредельных пунктов пропуска заняло менее получаса. Запомним этот момент — когда еще такое будет? На белорусской границе осмотрели машину, проверили паспорта, заглянули в глаза. Литовцы откатали пальцы и спросили про сигареты. Шутить в ответ никто не стал: говорят, шутить на границе — плохая примета.

Отправляясь «на закупы», белорусы всегда знают, что будут везти назад. Это вынужденная расчетливость: нужно учитывать и стоимость, и приблизительный вес покупок на каждого человека, иначе пересечение границы в обратном направлении будет дольше и затратнее. Но обо всем по порядку.

Ставка с самого начала нами делалась не на стоимость товаров, а на объем. В этом и заключается идея IKEA-челленджа: привезти в автомобиле столько всякой всячины, сколько в нее вместится. И вместиться туда самим. Но для белорусов предусмотрен еще один квест: вложиться в таможенные лимиты. По этой причине мы поехали втроем, зарезервировав все оставшееся место в машине для покупок.

Как узнать наших на литовской парковке?

Не обязательно даже смотреть на регистрационные номера, чтобы узнать соотечественников на стоянке в Литве. Это в Минске можно долго искать именно свою Lada Vesta среди других таких же, иной раз можно даже по невнимательности попытаться открыть не свой Geely Atlas. Но в Литве такие автомобили — редкость, разве что соседи с белорусскими номерами заедут. Наша Renault Arkana была единственной машиной этой модели на стоянке IKEA, когда мы приехали, — точно не перепутаем.

Таксист в Вильнюсе: «Как дела в Беларуси?» — «Откуда вы знаете, что я из Беларуси?» — «Только белорус в Вильнюсе в воскресенье едет в IKEA».

При этом нельзя сказать, что литовцы проявляют повышенный интерес к редким для их страны автомобилям. Глянут, возможно, мимолетом, но взглядом провожать не станут. В Вильнюсе вообще заметны общеевропейские тенденции: кажется, здесь стало больше электромобилей, нередко в общем потоке попадаются Tesla, «кубические» BMW i3 и все такое прочее.

Не смотрят, ну и ладно! Улыбнувшись водителю Atlas с 5-м регионом, отправляемся за покупками.

Наполняем тележки

В IKEA в будний день немноголюдно, хотя сразу после Нового года персоналу пришлось хорошенько потрудиться: клиентов, в том числе белорусских, было немало. Сейчас толпы схлынули до следующих выходных.

Акулы из IKEA — один из самых популярных и узнаваемых товаров бренда. Его знают даже белорусские таможенники. Реальный случай:
— А чего акулу маленькую везете? В IKEA большие закончились, что ли?
— Нет, она просто не доедала.

Не сказать, кстати, что магазины в Литве пестрят распродажами и особо выгодными предложениями. Новогодний сезон скидок завершился, и даже елка с Кафедральной площади Вильнюса исчезла.

«На закупы» белорусы, как правило, выбираются либо намеренно (делают ремонт, например, и нужно покупать много и сразу), либо спонтанно (возвращаясь, скажем, из туристической поездки). С учетом таможенных правил тратить деньги за границей не всегда выгодно, так что многие или отовариваются в России, или ищут другие варианты. Но поспрашивайте знакомых: им всегда найдется что заказать тому, кто устраивает шопинг.

У нас был длинный список всякой полезной утвари: кухонная посуда, предметы интерьера, светильники, постельное белье, детские игрушки. Кроме того, были взяты обязательства обставить по-новому ванную комнату: нужны были шкафчик для банных принадлежностей, зеркало, умывальник и все прочее. Так и подмывало попытаться привезти на Renault ванну, но идею забраковали: на крыше не закрепишь, а в салон она бы не уместилась.

Походы по магазинам вроде этого почти никогда не бывают короткими, но всегда приятно, когда больше времени уходит на совершение покупок, а не на стояние в очередях на границе.

Грузимся!

В итоге, затарившись по списку, мы имели две тележки товаров: одну с относительно крупной и относительно тяжелой мебелью для ванной комнаты, другую — со всем остальным. Как уместить столько покупок в Renault Arkana? Начинается наш IKEA-челлендж!

Ладно, этот автомобиль не выбирают за особую вместительность, да и едва ли кто-то рискнет запихивать туда, скажем, диван. Но пара-тройка коробок в один обхват да с полдюжины заполненных пакетов должны же вместиться в багажник?

Тест имени Логуновича

С учетом того, что в машине ехали три человека, мы, по сути, лишили себя возможности опустить задний ряд сидений, чтобы расширить пространство для груза. Но а как иначе: многие путешествуют втроем, например всей семьей. В некоторых случаях это и вовсе вынужденная мера: чем больше людей в автомобиле, тем больше всего можно привезти без уплаты пошлины.

К счастью, упакованная мебель для ванной практически идеально вписалась в пространство багажника. Беда в том, что эти коробки заняли добрую половину всего доступного там места.

Кто-то находит силуэт Arkana похожим на силуэт не то BMW X4, не то BMW X6. Скошенная линия задней дверцы — это модно у купе. Но такая скошенность просто невероятным образом съедает место в багажнике. Повезло, что у нас были в основном мягкие пакеты с кучей мелких вещей: они сминались, но терпели — дверца закрылась.

Багажник был заполнен практически доверху, а два пакета с покупками остались на улице: их не забыли, для них просто не нашлось места. В это время по соседству двое литовцев бодро загружали свои покупки в поживший Volkswagen Sharan. В просторах этого автомобиля бесследно исчезало содержимое одной тележки за другой, а мужчины беззаботно продолжали жонглировать коробками. Думается, всем тем, что они умудрились загрузить в машину, можно полноценно меблировать целую комнату.

Эту битву мы проиграли, так же как проиграли бы ее всевозможным «пассатам» и многим другим автомобилям. Иными словами, Arkana не станет победителем IKEA-челленджа, но, впрочем, не для этого она и создавалась. Было бы странно ожидать, что в купе поместится столько же, сколько в универсал или минивэн, — уж слишком велика разница между такими машинами, да и целевая аудитория у них разная.

Но в таком кроссовере может быть тесновато и семье, отправляющейся в путешествие. Пару чемоданов не самого большого объема — это все, что влезет в багажник. При наличии двух детей такого объема может оказаться недостаточно.

Заехать в магазин за продуктами и туалетной бумагой, купить какую-то мелочь в квартиру — это пожалуйста. Привезти что-то действительно крупное — уже вряд ли. С другой стороны, меньше риск попасть с превышением на таможне — какой-никакой плюс.

Таможенные лимиты. Считаем цифры

Действительно, перед обратной дорогой не лишним будет все как следует подсчитать. И вспомнить, какие правила ввоза товаров для личного пользования действуют на данный момент.

Не важно, едете ли вы на машине, на автобусе, на поезде, да хоть идете пешком, — нормы беспошлинного ввоза от этого не меняются. Но есть существенный момент, связанный с тем, как часто человек пересекает границу. От этого напрямую зависят предусмотренные лимиты:

  • пересечение границы реже 1 раза в 3 календарных месяца — разрешено провозить без пошлины товары для личного пользования весом до 25 кг и стоимостью до 500 евро;
  • пересечение границы чаще 1 раза в 3 календарных месяца — пошлиной не облагаются товары весом до 20 кг и стоимостью до 300 евро.

В случае превышения таможенные пошлины для таких товаров рассчитываются по единым ставкам — 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

Обратите внимание: речь идет именно о пошлине в 30%. С этого года снизилась пошлина при ввозе международных почтовых отправлений и товаров, доставляемых перевозчиком (15%, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм). Заказывать товары почтой стало чуть проще, однако это не имеет никакого отношения к тем, кто непосредственно пересекает границу со своими покупками.

Лимит по цене важен для людей, которые везут электронику, бытовую технику и прочие дорогие покупки. Нас в этой поездке интересовала другая норма — вес. Лимит в нашем случае — 70 кг на троих (25 + 25 + 20). Возможно, у опытных путешественников в IKEA есть привычка возить с собой весы, но у нас такой привычки нет. Непосредственно в магазине отсутствует возможность взвесить товар, хотя она бы очень не помешала. Иногда вес указан на упаковке товара, однако это бывает не всегда. Самое правильное — найти вес в описании каждого товара на сайте магазина и все внимательно сложить. Легче сделать это заранее, чем в последний момент искать нужные параметры с помощью телефона. Уж поверьте.

Что еще изменилось с этого года?

С 1 января 2020 года больше не применяется понятие «неделимый товар». Такие товары включаются в общие нормы беспошлинного ввоза.

Что такое неделимый товар? Это товар, который весит больше 35 кг (в том числе перемещаемый в несобранном или разобранном виде, при условии, что разделение такого товара невозможно без изменения его назначения).

Тем, что понятие «неделимый товар» исчезло из правил, можно пользоваться. Предположим, что супруги отправились за границу и везут оттуда что-то тяжелое, тот самый неделимый товар, упакованный в несколько коробок. Раньше все оформлялось бы на одного человека. Соответственно, превышение. Соответственно, нужно платить пошлину. Сейчас супруги могут разделить коробки между собой при предъявлении их на таможне. В идеальной ситуации, если уложатся в разрешенные 25 кг на человека, пройдут границу без дополнительных затрат.

Как мы проходили таможню

На границу мы приехали, когда уже стемнело. Литовцы поставили штампы и пожелали счастливой дороги. А вот перед белорусским пунктом пропуска пришлось задержаться. Машин было немного, но запускали за шлагбаум как-то нечасто. Оформление в пункте пропуска на «впускающей» стороне обычно длится куда дольше, чем при выезде, отсюда и очереди. Нередко на сопредельной стороне, видя ситуацию, также замедляют поток, чтобы не создавать затор на так называемой нейтральной полосе.

Прождав некоторое время, мы все же въехали на территорию пункта пропуска. Оказалось, что «зеленый» канал и вовсе свободен, очередь была только на «красном». Тем лучше, приготовьте ваши паспорта.

Первым делом сотрудник таможни спросит: «Везете ли вы товары, обязательные для декларирования?» Отнеситесь к этому вопросу со всей серьезностью: если не уверены в чем-либо, лучше сразу об этом сказать. Если ответите отрицательно, а при проверке выяснится, что что-то все же нужно было оформлять, велик шанс, что это будет расценено как нарушение.

Казалось, проблем возникнуть не должно. Подсчитав приблизительный вес всех товаров из IKEA, мы пребывали в уверенности, что имеем даже некоторый запас. А пакеты с продуктами, купленные в последний момент, не могут же весить слишком много, правда? Неправда.

Таможня серьезно подходит к выполнению своих задач. Проверили паспорта и у каждого — дату последнего въезда. Увидев, что багажник заполнен доверху, сотрудник спросил: «Где чье?» Может показаться, что это незначительный вопрос, но это не так. В зависимости от ответа и будет рассчитываться попадание или непопадание в установленные лимиты.

Никто из нас не подумал заранее распределить, кто и что провозит. Возьмешь на себя слишком много — превысишь лимит, недоберешь — есть риск подставить попутчика, даже если это близкий родственник или друг детства. Ответ: «Это все наше» — не работает. Скажут брать «конкретно ваше» и нести на весы.

— А что в салоне?

— Продукты.

— Доставайте, тоже несите на весы.

Вот так. Взвешивать приходится абсолютно все покупки, а набираемый общий вес стремительно приближается к опасному. Повезло — уложились, но без всякого запаса. Тот случай, когда лишняя бутылка минеральной воды в пакете с продуктами в одночасье создала бы массу проблем.

И это то, что нужно учитывать, отправляясь за границу «на закупы». Взвешивать могут не только габаритные товары — на весы запросто поставят вообще все, за исключением личных вещей. Помните об этом, отправляясь напоследок в гипермаркет за продуктами.

Некоторые выводы по итогам поездки

Наше путешествие закончилось благополучно. Задержавшись на границе при въезде в Беларусь, мы наконец доехали до Минска. Примечательно, что на литовских дорогах в темное время суток было куда комфортнее: столбики по краям проезжей части установлены на меньшем расстоянии, а светоотражающую разметку видно практически до горизонта, в то время как на белорусской стороне она так и норовила исчезнуть там, куда не добивал прямой свет фар. Светодиодная оптика была несомненным плюсом в такой ситуации, и все равно поездку за городом в позднее время трудно назвать ненапряжной.

Мы прошли IKEA-челлендж и делимся нашими наблюдениями:

  • Renault Arkana — это не автомобиль для поездки «на закупы». Поставив цель забить багажник доверху, вы обнаружите, что сделать это как-то уж чересчур просто. К тому же нечего и думать о транспортировке чего-либо действительно большого. На пространство между передним и задним рядом сидений особенно не рассчитывайте — там тесно.
  • Полного бака без проблем хватит на комфортную поездку в Вильнюс и обратно. И да, в Беларуси топливо все еще дешевле — пользуйтесь этим.
  • В мультимедийной системе есть вполне работоспособная навигация по Литве: карта прорисована достаточно четко, на нее можно полагаться.
  • Светодиодная оптика в темное время суток решает.
  • Совершая покупки, держите в уме действующие правила ввоза товаров. Будьте готовы к тому, что таможня очень тщательно проверит, что и в каком количестве вы везете, а также к тому, что взвешивать будут каждый пакет, в том числе с продуктами. Иначе говоря, покупая в последний момент бутылку шампанского на скидке, помните сразу о трех беспошлинных лимитах: не более 3 литров алкоголя, не более 500 евро и не более 25 кг (при пересечении границы реже 1 раза в 3 месяца).

Автомобили Renault в обновленной «Автобарахолке»

серебристый, минивэн, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
8833$ / 8219€
белый, минивэн, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
15 128$ / 14 076€
белый, минивэн, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
14 458$ / 13 453€
Автобарахолка
мобильное приложение
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Автопромсервис», импортер Renault в Беларуси. УНП 100064519.

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Без комментариев