Купил аукционный Ford Galaxy через посредников. Уверен, что его надули

UPD
1592
29 января 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Купил аукционный Ford Galaxy через посредников. Уверен, что его надули

Григорий подыскивал семейный автомобиль: такой, чтобы и багажник повместительнее, и жене, если потребуется, было бы удобно за рулем. Остановился на относительно свежем Ford Galaxy, а поскольку хотел машину из-за границы, то обратился в фирму, где пообещали найти подходящий вариант на одном из известных европейских аукционов, а также помочь с покупкой на всех этапах вплоть до доставки авто в Беларусь. Мужчина получил свой Ford, но считает, что с него потребовали чересчур много.

Ford с аукциона

Европейский аукцион, белорусский посредник

— Сейчас столько рекламы. Заявляют, что аукцион — чуть ли не единственный вариант купить надежную машину, так как лизинговые конторы не заинтересованы в обмане покупателя, в отличие, к примеру, от перекупщиков или автохаусов, — говорит Григорий.

Опыт покупки автомобиля на аукционе у него уже был — когда-то купил таким образом машину из Америки. Остался доволен, схема казалась рабочей и прозрачной. На этот раз наш читатель решил попытать счастья на европейском авторынке и выбрал для этого известную площадку.

— Представительство аукциона базируется в Литве. Я написал туда, после чего мне предоставили контакты фирмы, которая находится в Минске. Насколько я понял, это не официальный представитель и не филиал основной компании, а партнер, который работает с белорусскими клиентами. Ладно. Тем более знакомый на работе заказывал через них машину — все было нормально.

Мужчина позвонил в эту фирму в июле, сказал, что его интересует Ford Galaxy ориентировочно 2016 года выпуска. Договорились, что если специалисты увидят подходящую машину, то сообщат клиенту, а уже потом, в зависимости от комплектации, наличия повреждений или царапин, он скажет, до какой суммы ему интересна покупка. Затем торги, и либо выиграл, либо нет.

Григорий согласился. Стороны подписали договор, в котором, во-первых, значилась предоплата (500 евро), а во-вторых, была указана стоимость оказываемых услуг — 600 рублей.

И дело пошло. Торги были, только выиграть все никак не удавалось.

Серый Ford Galaxy

Наконец в 20-х числах сентября подвернулось что-то стоящее. Ford Galaxy 2.0 TDCI Titanium 2016 года выпуска, с пробегом немногим более 130 000 км. Автомобиль находился в Италии — тоже плюс, учитывая климат.

— Мне позвонили, рассказали про этот вариант. Я как раз собирался лететь в отпуск, поэтому особо не вникал. Но машина понравилась. Я сказал, чтобы ее торговали до 15 000 евро, — вспоминает наш читатель. — Вечером того же дня мне звонят, поздравляют, говорят, что выиграли аукцион со ставкой в 14 900 евро.

Как удачно вписались в озвученный покупателем лимит, правда?

— Тоже обратили на это внимание? Да, тогда мне показалось это чуть странным, но, думаю, ладно, такова жизнь. Хотя небольшой червячок сомнений закрался, хоть я и не придавал этому особого значения. Передал деньги, оплата осуществлялась наличными прямо в офисе компании. Мне сказали, что деньги переводятся в Литву, туда же на автовозе привезут мою машину, а уже затем отправят в Беларусь.

И мужчина подписал еще один договор, но на этот раз там была указана конкретная модель автомобиля, его VIN и окончательная стоимость — 15 900 евро. В этой сумме, как предполагается, были учтены стоимость самой машины, а также расходы на ее доставку, аукционный сбор и прочее.

Сомнения усиливаются

Григорию было интересно найти на сайте того самого европейского аукциона выигранный автомобиль. Через личный кабинет на этом сайте он стал разыскивать Ford. К сожалению, при таком формате поиска нельзя увидеть VIN машины. Впрочем, не так много Galaxy 2.0 TDCI Titanium 2016 года выпуска из Италии с пробегом чуть более 130 000 км было продано в заданный отрезок времени. Наш читатель нашел всего один такой автомобиль — он уверен, что свой.

— Вот только цена продажи на сайте была совсем другая — 12 900 евро. Для уверенности я проверил все еще раз, но вообще не нашел таких машин по цене 14 900 евро. Позвонил менеджеру: «Я вижу автомобиль за 12 900, а вы мне продали его за 14 900 — почему?» В ответ мне стали говорить, как мне кажется, нелогичные вещи, мол, с этого аукциона машина была куплена за одну сумму, потом она куда-то ушла, и в итоге цена увеличилась.

С одной стороны — да и ладно. Но червячок сомнений стал толще и настырнее.

Получите, распишитесь

Ford проделал долгий путь к своему новому владельцу в Беларуси. Сначала автовозом из Италии в Литву, а оттуда представитель минской фирмы доставил машину в Беларусь. Это потребовало некоторого времени, автомобиль прошел таможенное оформление только в середине ноября.

— Я забирал машину в Минске и вместе с ней получил документ от той самой литовской фирмы. Там указана стоимость — 14 048 евро. Эта же сумма значится в таможенных документах.

— А от минской компании я получил бумагу, которую, честно говоря, вообще не понял: там почему-то цена составляет 14 500 евро, плюс указаны все прочие платежи. Так вот если эти платежи сложить и приплюсовать к стоимости автомобиля, указанной на сайте аукциона — 12 900 евро, — то как раз и получается 14 048 евро. Я только не понимаю, почему мне пришлось заплатить почти на 2000 евро больше. Как минимум это очень непрозрачная схема, если не сказать больше.

Действительно, если сложить стоимость услуг транспорта (480 евро), операционный сбор (297 евро), сбор лизинга страны продавца (183 евро), подготовку документов регистрации (99 евро) и аукционный сбор (89 евро), то получится 1148 евро. Прибавляем 12 900 — выходят те самые 14 048 евро. Расчеты носят предположительный характер, но они хотя бы сходятся.

Между тем, как утверждает Григорий, никакого документа, подтверждающего, что автомобиль был приобретен на аукционе за 14 900 евро, он не получил.

— После этого я окончательно уверился, что меня обдурили. Я даже связался по интернету с литовской стороной, поинтересовался, меняется ли стоимость машины после ее продажи с аукциона. Меня заверили, что если не брать в расчет уже указанные дополнительные платежи, то стоимость авто остается той же.

«Мне кажется, меня обдурили немножко»

С тяжелыми мыслями наш читатель отправился в офис минской фирмы.

— Я хотел поговорить с директором, рассказать, что подозреваю менеджера в нечестной игре. Надеялся, что передо мной извинятся и вернут, так сказать, разницу. С директором мы общались довольно долго, он спрашивал, чего я хочу. Сказал, что все обдумает, мы договорились созвониться спустя несколько дней. Когда я позвонил, трубку снял кто-то из сотрудников фирмы. Мне сообщили, что руководитель находится в Бельгии и связаться с ним нет никакой возможности.

Нерешенный вопрос повис в воздухе. Но так уж сложилось, что Григорий совсем неожиданно получил возможность побеседовать с тем, кого искал.

— Не повезло этому директору: в выходные я его повстречал на паркинге одного из торговых центров в Минске. Мы же уже общались — я знал его в лицо. К тому же в ту первую встречу обратил внимание, что он ездит на Range Rover с транзитными номерами. Согласитесь, не так много в Минске Range Rover с транзитами. И вот на паркинге я вижу как раз такой. Поднимаю глаза на водителя: «Здравствуйте! А мне говорили, что вы в Бельгии».

Наш читатель рассказал, что состоялся еще один долгий, но безрезультатный разговор.

— Из той беседы я понял, что 600 рублей, указанные в договоре, — это для завлечения клиентов. А фирме нужно платить партнерам и все такое прочее. Но ведь ситуация абсурдная! Как можно умалчивать обо всех условиях и делать вид, что это правильно? Я пришел за услугой, мне назвали стоимость этой услуги, на которую я согласился. Если я прихожу на рынок и покупаю машину у перекупщика, у меня к нему нет претензий: цена за авто указана, а сколько на машине наварил перекупщик, меня не касается. Но в случае с аукционом, на мой взгляд, если удалось выкупить лот дешевле, то это выгода покупателя, а не посредника, — возмущен Григорий.

Общение завершилось, по сути, ничем.

— Директор снова сказал, что все обдумает и свяжется со мной, но так на связь и не выходил. Я тоже не звонил — все было понятно.

Что делать теперь?

Наш читатель пребывает в некотором смятении. Он рассказал, что написал заявление в милицию с просьбой разобраться в ситуации.

— Я даже ходил в общество защиты прав потребителей. Но там сказали, что это не их случай. Мне хочется какой-то справедливости. Если упрусь в стену, буду искать другие варианты: обращусь хоть в прокуратуру, хоть в налоговую.

А вот автомобилем мужчина доволен — хорошая, говорит, машина. Да и сама идея покупать через заграничные аукционы не утратила для него своей привлекательности.

— Просто нарвался не на тех людей. Мой знакомый, который с ними сотрудничал и остался доволен, полагаю, не задавался теми же вопросами, что и я.

Комментарий компании

Корреспондент Onliner обратился в компанию, услугами которой воспользовался наш читатель. В договорах указано частное торговое унитарное предприятие «ПОДБОРАВТО», все контакты, которыми пользовался Григорий, есть на сайте autocom.by. Мы предложили руководству этой компании прокомментировать ситуацию, но к моменту публикации комментарий так и не был получен.

Onliner готов опубликовать позицию ЧТУП «ПОДБОРАВТО» в том случае, если комментарий все же будет предоставлен.

Дополнено

После публикации последовал комментарий.

— К нам обратился клиент с просьбой купить автомобиль, обозначил свою сумму, за которую он хочет это сделать. Нами был приобретен автомобиль за те деньги, в которые клиент планировал вложиться, была обеспечена своевременная доставка авто, оказана помощь при растаможке. Никто его не оставлял, мы помогали ему все сделать быстрее и качественно, — сообщил руководитель компании Autocom.by Иван Размыслевич.

По его мнению, у компании с клиентом достигнуто «мировое согласие».

— Клиент выбрал автомобиль, мы авто ему купили, он заплатил, мы привезли, он заплатил растаможку. Качеством автомобиля и оказанной услуги он был доволен. А спустя время ему показалось, что он переплатил, — добавил собеседник.

 

Что говорит юрист

Что можно сказать о ситуации с правовой точки зрения, можно ли избежать подобных проблем? За комментарием мы обратились к юристу Татьяне Ревинской.

— Действующее гражданское законодательство Республики Беларусь закрепляет принцип свободы договора. Свобода договора выражается в том, что стороны вправе самостоятельно определить его условия и наполнить их конкретным содержанием, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или другими правовыми актами, — пояснила специалист.

Если следовать данным разъяснениям, то, заключая договор, не лишним будет оговорить все существенные моменты с детальным их изложением, чтобы впоследствии не возникало сомнений в том, что услуга оказана качественно.

— Из договора, который предоставил наш герой, видно, что компания «Исполнитель» взялась оказать услугу по покупке авто, что называется, «под ключ» — с доставкой. Вместе с тем конкретные действия Исполнителя в таком договоре не уточнены, как и условия, касающиеся оплаты авто, его конкретной стоимости и размера иных расходов по сделке, — уточнила Татьяна Ревинская.

Специалист отметила, что, дабы исключить сомнения по сумме, за которую автомобиль был продан на аукционе, не лишним было бы в договоре указать обязанность Исполнителя предоставить ему такую информацию в виде скринкаста процесса покупки либо обеспечить доступ к просмотру торгов в реальном времени; предоставить до факта покупки сведения о сумме всех платежей (аукционный сбор, оформление документов, расходы по перевозке и т. п.).

— Наш герой, если вопрос между ним и компанией не будет урегулирован добровольно по его претензии, может, конечно, обратиться в суд с требованием возврата неосновательного обогащения в размере завышенной стоимости автомобиля, однако ему придется доказать факты, на которые он ссылается, — подытожила юрист.

Мнение коллег по цеху

Как оценить противоречия, возникшие между клиентом и фирмой? Мы попросили высказать свое мнение эксперта Виталия Скребца, который оказывает услуги по подбору и доставке автомобилей из США и хорошо знаком с этим бизнесом.

— Все условия всегда обсуждаются заранее. Если человек приходит и говорит: у меня есть 15 000, привезите мне такую машину, то люди работают под эту цену. Есть такие организации, которые находят автомобиль именно под озвученный бюджет. И если это было оговорено — то какие претензии могут быть? Клиент знал, на что шел. И просить, чтобы они что-то вернули, бесполезно. Так работают многие относительно небольшие организации, которые рекламируются фактически по сарафанному радио.

Бывает и другая ситуация: клиент приходит в офис, обозначает интерес к какой-либо модели, просит найти ее на аукционе и поторговаться. При этом он заранее обозначает свои требования: обязательное предоставление всех бумаг, в том числе инвойса, то есть документа, содержащего стоимость товара при покупке с аукциона.

— В этом случае работа осуществляется за фиксированную цену — так обычно работают крупные компании. При этом клиенту могут даже предоставить видео того, как торгуется его машина, чтобы он понимал, за сколько ее в результате купили. Кроме того, человеку показывают оригинальный инвойс с аукциона. Все максимально прозрачно.

Встает этический вопрос: если компания и так берет фиксированную сумму за свои услуги, может ли она получить что-то еще с аукциона?

— Бывает, на стоимости перевозки что-то добавляют. Но это, как правило, небольшие суммы: 50, 100 евро. Если же речь идет о 2000 евро и клиент еще платит какие-то оговоренные деньги, то это действительно повод задуматься.

Особое внимание наш эксперт уделил тому, как клиентом производилась оплата. По инвойсу деньги перечисляются банковским платежом, который можно отследить и который подтвержден квитанцией.

— А если деньги передаются вот так, из рук в руки — это странный подход со стороны покупателя. Как можно такую сумму передавать непонятно за что и непонятно на каких условиях? Машина приехала — ну все, ничего не сделаешь. Поэтому должна быть жесткая схема: четко составляется договор, услуги оплачиваются официально — тогда у человека есть подтверждение того, какую сумму он заплатил за услуги и на что он вправе рассчитывать по договору.

Ford Galaxy на Автобарахолке Onliner

серебристый, минивэн, дизель 1.9 л, механическая, передний привод
4950$ / 4606€
серебристый, минивэн, бензин 2.3 л, механическая, передний привод
3100$ / 2885€
зеленый, минивэн, бензин 2 л, механическая, передний привод
2000$ / 1861€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by