26 марта 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Когда за спиной груз в двадцать тонн, это же круто». Дальнобойщица из Беларуси о том, как шла к своей мечте

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Когда кабины фур перестали напоминать подсобку чернорабочих, а регулятор смягчил условия при определении тяжелых условий труда, для женщин открылись новые возможности. Профессия дальнобойщика перестала быть чисто мужской. Ранее мы рассказывали об опыте отважной Александры Хурсан. Оказалось, девушка не исключение. Еще несколько женщин за рулем большегрузов выполняют международные перевозки. Яна Пильчук, у которой двое взрослых детей и внучка, в один момент решила круто изменить судьбу и реализовать давнюю мечту. Теперь она возит грузы по всей Европе, без опаски ночует в кабине и находит возможность побродить по улочкам Парижа, Мадрида и Брюсселя.

«В детстве играла в машинки, а кукла была одна. Я ее разобрала, чтобы посмотреть, как устроен механизм, закрывающий глаза»

Глядя на обаятельную и улыбчивую Яну, сложно представить, что в детстве она с мальчишками лазала по деревьям, играла в машинки и терпеть не могла платья.

— Родители были в ужасе! Гадали, что из меня вырастет, — наша героиня с ностальгической улыбкой вспоминает те годы. — А меня всегда интересовала техника. Откуда это взялось? Сама не знаю. В детстве я вечно что-то исследовала, строила или раскручивала. Из девчачьих игрушек помню одну-единственную куклу. Я ее разобрала, чтобы посмотреть, как устроен механизм, закрывающий глаза.

Мама Яны работала продавцом, отец — столяром. Никто с профессиональным вождением автомобиля связан не был, несмотря на то что семья жила довольно близко к границе с Польшей (в Щучинском районе).

— Но я всю жизнь мечтала о том, чтобы управлять большой машиной, — признается Яна. — В подростковом возрасте впервые села за руль — мотоцикла «Минск». Обычно парни возили девчонок, а у меня случалось наоборот. Вождение далось легко. Просто посмотрела, как включаются передачи, и поехала.

Так же складывались отношения с учебными автомобилями. С первого раза девушка сдала на права категорий B, С и E.
Яна Пильчук

Наша собеседница говорит, что ее всегда тянуло к брутальной, мужской технике. Когда еще не было водительских прав, попробовала управлять трактором. Получилось!

«Зашла в класс, а мне подсказывают: вам, наверное, выше, там на категорию B учат. Я отвечаю: нет, мне как раз на Е»

А в 2005 году Яна получила водительские права. Буквально через два-три дня после выдачи удостоверения отправилась на семейном Opel Ascona в Польшу: «Как сейчас помню: ночь, я в машине одна, а навстречу фары фур. Поначалу было страшновато, но потом привыкла, въехала в Белосток. Тут же как: если знаешь знаки, правила, следишь за обстановкой, то все в порядке».

Можно сказать, это был последовательный путь к мечте. На долгое время планы пришлось отложить: дети, семейные планы, работа. После окончания университета Яна устроилась инженером-электриком, меняла электрощитки, обслуживала электрооборудование, проводила ремонт.

А сама понимала: каждый день ходить по одному и тому же маршруту, заниматься рутинными делами — не ее! Украдкой читала статьи в интернете: вдруг что-то изменилось? И как-то наткнулась на статью про женщину-дальнобойщицу. Это только раззадорило...

— На тот момент дети (дочь и сын) ходили в школу, а для женщин за рулем большегрузных автомобилей действовали серьезные ограничения, — вздыхает собеседница. — Так что реализацию мечты пришлось отложить на неопределенное время. Хотя я стала готовиться заранее.

В 2013 году наша героиня отправилась на курсы по подготовке на категорию C. В группе курсантов она была единственной женщиной, но ее появлению не сильно удивились.

— А вот когда пришла на курсы по подготовке на категорию Е (в 2018 году), то получилось точь-в-точь как у Саши Хурсан, — вспоминает Яна. — Зашла в класс, а мне подсказывают: вам, наверное, выше, там на категорию B учат. Я отвечаю: нет, мне как раз на Е. Тогда все, кто присутствовал, повернулись.

Самый популярный вопрос был — мол, зачем тебе это надо? Я устала отвечать на него. Говорила, раз пришла, значит, нужно.

Яна утверждает, что к ее идее семейные отнеслись спокойно. Сын, который сам работает дальнобойщиком, поддержал. Только мать женщины спросила: «Где же ты работу найдешь?»

«Францию я сперва ой как не взлюбила, а потом не могла ею налюбоваться»

Поиск места работы стал главной проблемой. Запасшись терпением, женщина стала обзванивать все транспортные компании подряд, но безрезультатно.

— Первым делом спрашивали про опыт, а у меня его не было — я ведь только на легковой ездила, — продолжает наша героиня. — Тогда мне предложили попробовать на маленькой машинке. Ну как маленькой — грузоподъемностью до 3,5 тонны. Поначалу я даже не рассматривала такой вариант, но потом все же решилась. Случайно услышала разговор о том, что в польскую фирму требуется водитель. Сказала: а возьмите меня! Там удивились: пойдешь? Связались с работодателем. Тот тоже отнесся скептически, дескать, не справится, истерики будут... Но потом все же решили дать шанс.

Получилось, как говорится, с места в карьер: Яну спросили, работала ли она с документацией, знает ли дороги. Нет? Ну ничего, по ходу дела разберешься.

— В тот же день за рулем Renault Master с «кукушкой» (так водители называют отсек сверху для спального места) я выехала из Польши в Чехию, — смеется собеседница. — Помню, был какой-то сборный груз. Машину пришлось два раза расчехлять — я что-то забыла сделать. Навигатор не всегда вел верно. Но в итоге все сложилось удачно.

Планировалось, что машина вернется в Польшу через четыре недели. Но наша героиня запротестовала: «Я не устала, хочу еще!» В итоге командировку продлили на две недели.

— Сначала я каталась по Германии. Меня, если можно так сказать, тренировали на немецких автобанах. Я просилась: больше нигде не хочу ездить. Там великолепное покрытие, спокойный и предсказуемый трафик, дружелюбные водители, — женщина заметно оживляется, когда речь заходит о поездках, работе, автомобилях. — Но логистике не прикажешь, где забирать и куда везти груз. Она решает за нас. В общем, пришлось осваивать другие страны.

И пошло-поехало: Бельгия, Нидерланды, Испания, Люксембург...

— Оказавшись в первый раз во Франции, я ее ой как не взлюбила, — восклицает Яна. — Загрузка была в Париже, выгрузка — в Ницце, а сроки доставки сжатые. За ночь мне нужно было преодолеть около 950 километров, да еще дорога проходила через горы, где я никогда за рулем не ездила. Это был мой первый рейс на высоте. Под утро валилась с ног от усталости, а до конечной точки еще было ехать и ехать. Конечно, я не успела... Решила, что Франция с ее узкими дорогами это не мое... Но когда выспалась и снова отправилась в путь, то не могла налюбоваться этой страной. Больше я никуда не хотела ехать: эти горы, водопады, реки... Великолепное зрелище.

Одно из преимуществ водителя-международника, которое привлекало Яну, — это возможность за короткий промежуток времени увидеть разные города и страны. В поездках она выкраивает час-другой, чтобы погулять по улицам или побывать в музее.

— Как-то разгружалась в Париже. Был поздний вечер, а до Эйфелевой башни рукой подать. Мне ж надо все увидеть... — мечтательно улыбается собеседница. — Несмотря на усталость, пошла гулять, и, конечно, в темноте город не понравился. Утром встала пораньше, чтобы пройтись по набережной Сены, своими глазами увидеть собор Парижской Богоматери, который сейчас активно ремонтируют. В Брюсселе, куда я везла мебель из Литвы, удалось побывать на выставке. Я была в восхищении. Никогда прежде не видела столько предметов интерьера. Сумела пройти только пять залов, на остальное просто не хватило сил.

А в Испании настигло наводнение (в сентябре 2019 года разгулялся циклон Дана). Вода хлынула с гор, всех срочно стали поднимать на трассу.

«На заправке в Бельгии всю ночь кто-то стучал по тенту, а утром оказалось...»

Заходит разговор на более приземленные темы: каково приходится женщине в дальней дороге, одной за рулем.

— На самом деле в плане быта в Европе все отлично устроено. Можно с легкостью найти душ, пообедать в уютном придорожном кафе, вокруг довольно отзывчивые водители. Поначалу было страшновато оставаться одной ночью в машине, но что поделаешь. А потом привыкла... — рассказывает наша героиня.

По ее словам, самую страшную ночь пришлось пережить в Бельгии. Вечером она решила остановиться на заправке, сотрудники которой разрешили припарковаться на задней стоянке АЗС. Поздно вечером уличное освещение погасло. В какой-то момент женщине показалось, что кто-то стучит по тенту, словно проверяет, есть ли груз и как пробраться в кузов.

— Тогда я вспомнила, что говорили на инструктаже: ни в коем случае не покидать кабину, — и решила дождаться утра, — говорит Яна. — А утром оказалось, что все в порядке — вероятно, незваным гостем был поднявшийся ветер.

Языковой барьер белоруску никогда не пугал. Вспоминала школьные знания, обращалась к переводчику Google, да и язык жестов никто не отменял. Сейчас со смехом вспоминает, как объясняла французам, что те перепутали груз. «Вообще, европейские водители очень отзывчивые. Когда в Испании у меня сел аккумулятор, даже владелец маленькой машинки остановился и пытался помочь», — добавляет собеседница.

— А как же родные? Скучаете в долгих поездках? — спрашиваем.

— Так я с ними всегда на связи. Дочь каждый день по мессенджеру присылает фото и видео внучки. Дети в этом возрасте быстро растут, не хочется упустить ни одного момента.

«Я понимала, что „маленькая“ машинка это на время»

Говоря об опыте работы на польскую фирму, Яна постоянно повторяет, что это было временно, машина „маленькая“, хоть она ее очень любила и любит. Все же главной целью было водить большой автомобиль, перевозить десятки тонн грузов и делать жизнь людей чуть лучше.

— Год назад я увидела, что компания «Янстронг» объявила о наборе дальнобойщиц, — рассказывает о решающей фазе реализации своей мечты собеседница. — Меня заинтересовало, я приехала на встречу. Но, вероятно, решающую роль сыграло отсутствие опыта. Мне не перезвонили. А в конце 2019-го я вновь заметила аналогичную вакансию и отправила резюме. Повторное собеседование прошло удачно, а может, просто увидели, что я настроена решительно и мне не до романтики.

В январе 2020 года Яна впервые отправилась в рейс на большегрузе. Правда, в качестве стажера. Но разве это столь существенно?

— Я ехала за рулем Mercedes Actros, за спиной груз в 23 или 24 тонны, а у меня ни страха, ни тревоги, ничего! — восхищенно вспоминает наша героиня. — В этот момент поняла, что достигла, чего хотела. Впереди дорога, отличный инструктор, а я нахожусь в кабине размером с небольшой дом.


На прощание Яна признается, что в запасе у нее остались два желания. Во-первых, добраться до Португалии, чего сделать пока не удалось. А во-вторых, проехать за рулем «капотника» (в Европе запрещены из-за размеров). «А всем девчонкам, которые мечтают стать дальнобойщицами и бояться рискнуть, я скажу так: будьте готовы ко всему — жизнь сильно изменится, но ведь это же круто», — напутствует собеседница.

Благодарим компанию «Янстронг» за помощь в подготовке публикации.

Выбор покупателей
экран 7" IPS (1024 x 600), флэш-память 16 ГБ, 3G, Android 7.0 Nougat
Выбор покупателей
экран 5" TFT (800 x 480), ОЗУ 128 Мб, флэш-память 8 Гб, Windows CE 6.0
экран 7" TFT (1024 x 600)
Нет в наличии

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by