440
04 апреля 2020 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: VAG, Mercedes, WayRay, Volvo
Спецпроект

Топ-5 технологий, которые уже скоро появятся на доступных автомобилях

Абсолютно все новые технологии, приходящие в мир автомобилей, изначально доступны только в дорогих премиум-моделях. Автоматическая коробка передач, система стабилизации, электростеклоподъемники, LED-фары, кондиционер, круиз-контроль и многие другие опции дебютировали на люксовых машинах, и простые смертные могли разве что читать про достижения инженерной мысли в автомобильных журналах. Но постепенно технологии становятся доступнее, и сегодня даже в бюджетном классе никого не удивляют опции, которые еще 15 лет назад были лишь в «машинах для избранных». В данной статье мы вместе с шоу «Автопанорама» на VOKA заглянем в недалекое будущее и познакомимся с новыми технологиями, которыми в ближайшие годы будут пользоваться даже покупатели недорогих машин. Автомобильный мир стоит на пороге больших изменений, и то, что еще вчера казалось достоянием фантастических фильмов, уже завтра будет в моделях среднего класса.

Цифровая приборная панель (ждать 1—2 года)

Начнем с ближайшего будущего. На протяжении всей своей истории автопроизводители экспериментируют с приборными панелями. В 1990-х на смену аналоговым спидометру и тахометру пришли монохромные экранчики, которые так полюбились французским компаниям. Все мы помним, как Renault и Citroen удивляли новыми приборками, словно перекочевавшими в салоны легковых машин из кабин космических кораблей. Позже мода на классические шкалы вернулась, но в конце 2010-х им на смену пришли полностью цифровые приборные панели. И отступать они не спешат.

Впервые полноценные экраны вместо стрелок и шкал появились у относительно массовых премиум-автомобилей в середине 2010-х. На Женевском автосалоне 2014 года Audi показала третье поколение стильного купе ТТ — одним из главных отличий от предшественника в нем была именно цифровая приборная панель. Уже тогда все поняли, что в ближайшую пятилетку 12,3-дюймовый экран вместо аналоговой шкалы приборов появится на большинстве моделей VAG. Так и случилось.

До 2014 года виртуальный кокпит был лишь у нескольких дорогих моделей, среди которых числился роскошный Mercedes S-Class. Кстати, еще на W221 немцы поставили огромный цифровой спидометр, но он соседствовал с классическими стрелками и представлял собой скорее разросшийся в размерах дисплей бортового компьютера. Под конец второго десятилетия ХХI века практически у всех машин начиная со среднего класса была опция виртуальной приборки.

Многие автолюбители скептически отнеслись к новой «фишке», ведь экран визуально удешевляет салон. Особенно когда автомобиль заглушен и вместо яркой картинки там — черная бездна. В той же Bentley стильные хромированные стрелки смотрелись бы более уместно, чем бездушный экран. Кто-то сравнивал приборные панели роскошных машин с дорогими часами, настаивая на возвращении стрелок.

Но с точки зрения удобства восприятия дисплеям нет равных — ведь в зависимости от режима езды на экран проще вывести необходимую информацию, сделав акценты на важных шкалах. Пока критики спорят, является ли экран достойной заменой стрелкам, автопроизводители начали внедрять такую технологию в более доступные модели. Уже в этом году в Беларусь приедут новые поколения Volkswagen Polo и Skoda Rapid, у которых в опциях появится виртуальная приборная панель. Аналогичное решение уже есть у относительно доступного Geely Coolray. Нет сомнений, что при смене поколений других бюджетных моделей нам тоже предоставят выбор между стрелочками и экраном. Не за горами и Lada с полностью цифровой приборкой.

А еще head-up-дисплей

Дополненная реальность тоже постепенно врывается в автомобильный мир. В середине прошлого века на стекла военных самолетов начали выводить основную информацию, чтобы пилоты не отвлекались от управления. В конце 1980-х проецирование на лобовое стекло появилось на серийном Oldsmobile Cutlass Supreme. В начале 2000-х head-up-дисплеи стали устанавливать в BMW, что позже переняли и многие другие производители: от Mercedes до Geely. Логично ожидать, что в ближайшие несколько лет такие экраны появятся и на бюджетных моделях.

Автоматический парковщик (ждать 3—4 года)

Кто из начинающих водителей не мечтал подъехать к месту парковки, нажать на кнопку и наблюдать, как машина сама делает «диагоналку» или заезжает «в гараж»? На данный момент большинство водителей ни разу в жизни не видели, как автомобиль паркуется сам. Но уже через 3—4 года такая опция будет предлагаться для подавляющего большинства моделей, включая среднеценовые сегменты. Упомянутый выше Geely Coolray уже сегодня идет в комплекте с «парковочным ассистентом».

На самом деле, несмотря на визуальный футуризм и эффектную картинку (ух ты, машина сама крутит руль!), система автоматического заезда на парковочное место не такая уж сложная в реализации. На автомобиль должны быть установлены мощные парктроники спереди и сзади (с дальнобойностью минимум 4,5 метра), электроусилитель руля, АКП и элементарнейший блок управления. С помощью ультразвуковых датчиков (парктроников) машина «вынюхивает» свободное место и сигнализирует об этом водителю. Человек нажимает соответствующую клавишу и полностью передает управление автоматике.

Автомобиль сам меняет передачи (использует первую и заднюю), управляет газом и тормозом, а также с помощью электромотора вращает руль. Парктроники помогают системе понять, насколько близко машина находится к препятствию. Но здесь важно помнить, что ответственность за ДТП автомобиль на себя не возьмет! Нужно всегда быть наготове, чтобы в случае чего остановить работу системы нажатием педали тормоза. Если у машины механическая коробка передач, то придется еще самостоятельно газовать.

А еще система кругового обзора

Кроме того, все больше и больше автопроизводителей предлагают клиентам систему кругового обзора, которая работает с помощью четырех камер. Одна расположена спереди, две — в корпусах наружных зеркал и еще одна — сзади. Четыре картинки склеиваются в 360-градусную панораму, что позволяет водителю видеть свою машину сверху или даже сзади (как в GTA). Ни один из компонентов такой системы не стоит дороже 100 долларов, поэтому в ближайшее время она будет в списке опций даже самых доступных моделей.

Система автоматического торможения (ждать 3—4 года)

В 2008 году на презентации Volvo XC60 первого поколения в Женеве шведы устроили настоящее представление. Любой желающий мог сесть за руль новенького кроссовера и попытаться врезаться в надувную машину, расположенную на полигоне возле выставочного центра. Условие было простое — скорость должна была составлять городские 50 км/ч, а пользоваться педалью тормоза было запрещено. Таким образом Volvo продемонстрировала миру свою новейшую разработку — систему автоматического торможения. Когда казалось, что столкновения уже не избежать, кроссовер сам активировал тормозную систему и замирал в считанных сантиметрах от объекта.

Спустя всего 8 лет — в начале 2016 года — в Европе подписали закон, обязывающий всех производителей устанавливать систему автоматического экстренного торможения (AEB) на свои модели уже в базовой комплектации. Правило начнет действовать в 2022 году. Иными словами, уже через два года в ЕС не останется ни одного нового автомобиля без данной системы безопасности. Даже самые простые Dacia Logan станут оснащаться технологией AEB.

В Беларуси пока система автоматического торможения присутствует лишь у дорогих машин. В отличие от автоматического парковщика, AEB требует более сложного ПО и дополнительных датчиков и радаров, следящих за приближением объектов спереди. Но когда эту систему начнут активно ставить на все модели в Европе, производители компонентов AEB значительно снизят цены, а значит, через 3—4 года такая система начнет появляться и в доступных автомобилях, продающихся на территории ТС. Это одна из немногих новых систем, которая способна заметно сократить количество ДТП. Так что ждем-с!

А еще адаптивный круиз-контроль

Круиз-контролем сегодня никого не удивишь. Даже у самых доступных моделей он есть в списке опций. Но если наши машины научатся распознавать объекты впереди, двигаясь при этом на высокой скорости, то не за горами и другая полезная функция — адаптивный круиз-контроль. Это когда автомобиль сам держит дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Данная система появилась даже раньше, чем AEB, но она не является настолько же важной, т. к. к безопасности относится косвенно. Но зато адаптивный круиз-контроль несомненно упростит дальние поездки, сделав их намного более комфортными для водителей.

Система слежения за полосой (ждать 5—7 лет)

После того как система автоматического экстренного торможения и адаптивный круиз-контроль станут нормой в бюджетных сегментах, можно ожидать следующего шага — появления на массовых машинах технологии, удерживающей транспортное средство в полосе движения. Уже сегодня некоторые доступные автомобили умеют сигнализировать, когда водитель уходит с полосы без поворотника. Но следовать за разметкой пока способны лишь дорогие модели. Эта система недешевая — требуется наличие камеры, умеющей распознавать разметку, а также блока управления, который смог бы подруливать в случае, если машина уходит с курса.

Любопытно, что не у всех автомобилей система слежения за полосой активирует электромотор на усилителе руля (как в случае с автоматическим парковщиком). Чаще всего автоматика корректирует траекторию движения с помощью тормозов — слегка замедляя левые или правые колеса и направляя тем самым машину в необходимую сторону.

В настоящий момент такая опция обычно входит в целый пакет ассистентов, который стоит тысячи долларов. Но во второй половине текущего десятилетия технология обещает значительно подешеветь, что позволит ей появиться если не на самых доступных моделях, то хотя бы на автомобилях класса Skoda Rapid.

А еще автоматическое перестроение

Следующим шагом после системы слежения за полосой принято считать технологию автоматического перестроения. На самом деле — очень спорная опция, не решающая, собственно, никаких задач. Сейчас она работает следующим образом: включаешь поворотник и ждешь, когда машина сама поменяет полосу. Начинка этой системы схожа с функцией удержания полосы движения, только для перестроения необходим еще радар сзади. Однако смысла в такой системе мало. Эксперты считают, что это просто один из шагов к полностью автономным транспортным средствам.

Доступные электромобили (ждать 6—8 лет)

К концу десятилетия сразу несколько производителей обещают представить целую линейку доступных электромобилей. В этом направлении активно работает концерн Renault-Nissan, который мало того что снабжает наш рынок бюджетными моделями, так еще и тесно сотрудничает с «АвтоВАЗом». Шансы на появление в ближайшие годы электрокара, который сможет позволить себе любой работяга (взяв кредит), весьма высоки.

На отмененном из-за коронавируса Женевском автосалоне должен был дебютировать электрический хетчбэк Dacia Spring. Пока это предсерийная модель, но уже в 2021-м она поступит в продажу в ЕС по цене топового «Дастера». Мировым лидером в разработке дешевых электромобилей остается Китай, и там уже продается Renault City K-ZE, который является «братом» будущей Dacia. Однако относительно доступные электрокары готовят не только в штаб-квартире Renault — компания Volkswagen постепенно снижает стоимость своих EV и до 2030-го обещает выпустить на рынок широкую линейку народных электромобилей, включая кроссоверы.

Наиболее дорогая часть в электрических машинах — это силовая установка. Литий-ионная батарея для Nissan Leaf первого поколения стоила как новый Volkswagen Golf. А батарея для Tesla оценивается в несколько десятков тысяч долларов. Именно поэтому на данный момент во всех странах мира, кроме Китая, электрокары покупают в основном обеспеченные люди. Но по мере роста количества серийных машин с «зеленой» силовой установкой, тяговые аккумуляторы будут дешеветь. Уже сегодня в США продаются электромобили с запасом хода в 400 км и ценой как у Volkswagen Tiguan в средней комплектации. Однажды «электрический праздник» случится и на нашей улице!

А что дальше?

Если заглянуть еще глубже в будущее, то мы обнаружим там массу технологий, которые сегодня встречаются только у концептов. К началу четвертого десятилетия ХХI века по дорогам уже станут ездить полностью автономные машины, в которых будут исключительно пассажирские места. К тому времени электрокар перестанет быть чем-то удивительным и на парковках по всему миру появятся беспроводные зарядные устройства, не требующие физического коннекта с автомобилем.

Автоматический парковщик уступит место автономной системе парковки — водителю будет достаточно нажать на клавишу и уйти по делам. Машина сама найдет парковку и сообщит об этом владельцу на смартфон (или что там будет у нас в кармане через 10—15 лет). Такую систему, кстати, уже тестируют в некоторых немецких аэропортах. Проекционные head-up-дисплеи разрастутся до размеров полноценного лобового стекла с дополненной реальностью (такое уже разрабатывает российская компания WayRay). Машины постепенно превратятся в гаджеты, а услуга каршеринга начнет вытеснять традиционное владение транспортным средством. Как видите, ближайшие десятилетия у автопроизводителей будут очень насыщенными.


VOKA — это видеосервис c разнообразным контентом: более 20 000 фильмов и сериалов в HD-качестве, более 140 ТВ-каналов, онлайн-трансляции музыкальных и спортивных событий, популярные фильмы на белорусском языке в разделе CINEVOKA.

Для всех автолюбителей одно из самых известных и узнаваемых белорусских автошоу доступно в новом формате на VOKA. Новые выпуски шоу «Автопанорама» появляются на VOKA каждую пятницу. Бесплатный просмотр доступен всем желающим после авторизации на видеосервисе VOKA.


Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
белый, внедорожник, электро, автоматическая, передний привод
13 000$ / 11 952€
красный, аварийный, хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
2600$ / 2390€
белый, аварийный, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
19 500$ / 17 927€
Автобарахолка
мобильное приложение

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: VAG, Mercedes, WayRay, Volvo