«Это автомобиль-призрак. По документам был ввезен в Беларусь в 2004 году, а вот что произошло потом, остается загадкой. Спустя три года пребывания в РБ универсал каким-то образом трансформировался в седан. Потом будто бы попал в ДТП, был разобран на запчасти, а в итоге оказался у меня», — рассказывает лихо закрученный сюжет Владимир, владелец проблемного BMW 5-Series (E39). Автомобиль на данный момент имеет неопределенный статус: пользоваться им нельзя, продать или разобрать на запчасти — тоже. Хозяин «пятерки» провел собственное расследование, которое породило еще больше вопросов.
Для Владимира, который обратился в редакцию после публикации на Onliner похожей истории, знакомство с BMW 5-Series началось в конце 2018 года.
Началось, но не закончилось. Потому что многие сведения об этом автомобиле (даже указанные в техпаспорте) можно и нужно подвергать сомнениям. Но обо всем по порядку.
— В декабре 2018 года я стал заниматься поиском автомобиля, — рассказывает хозяин «пятерки». — Перед Новым годом на глаза попалось объявление, размещенное на одном из сайтов. Продавалась BMW 5-Series в кузове Е39. Автомобиль — 1999 года выпуска (хотя и это не точно!). Меня зацепил трехлитровый турбодизель, о котором оставляют хорошие отзывы. Считается, что это один из лучших и надежных двигателей того поколения.
Молодой человек связался с автором объявления (назовем его Б.) и договорился о встрече. При осмотре выяснилось, что есть несколько нюансов: в частности, треснуто лобовое стекло. Но в целом состояние автомобиля, выпущенного двадцать лет назад, оказалось приличным.
— Оставалось удостовериться, что автомобиль чист с юридической точки зрения, — продолжает Владимир. — Продавец утверждал, что до этого машина находилась в собственности его приятеля-таксиста, правда, тот в работе ее якобы не использовал. Автомобиль не крашен, не переваривался, VIN-номер не изменялся. Также Б. объяснил, почему продает: мол, за четыре месяца авто разонравилось и захотел поновее.
На BMW были установлены транзитные номерные знаки. Разумеется, перед тем, как отдавать деньги, покупатель постарался узнать побольше информации об автомобиле. Оказалось, что машина давно в Беларуси и у нее не первый владелец. Каких-либо арестов, судов, залогов и прочих обременений не наложено.
«Был один шанс не допустить ошибку: необходимо было забить VIN в интернет. Тогда я увидел бы, что по идентификационному номеру пробивается универсал, а продавался седан. Но я этого простейшего действия не сделал...» — вздыхает Владимир.
Стороны совершили сделку в Ждановичах, оформив счет-справку. Покупатель передал деньги (4000 у. е. в эквиваленте), забрал ключи, документы и уехал на приобретенном автомобиле. Это произошло аккурат перед Новым годом, а после праздников владелец BMW отправился в регистрационное подразделение ГАИ, где его огорошили неприятным известием.
Ставить автомобиль на учет необходимо было в Лиде (где в то время был зарегистрирован Владимир). К тому моменту он уже успел поменять лобовое стекло, расходники, устранить небольшие неполадки по электрической и механической части. На все это ушло около 500 у. е. в эквиваленте.
— Когда приехал на регистрацию, на этапе сверки номеров меня попросили отогнать автомобиль в сторону, — вспоминает наш собеседник. — На тот момент я еще ни о чем не подозревал и был спокоен. А через полчаса туда приехала опергруппа.
Сотрудник ГАИ, проводивший осмотр автомобиля, обнаружил, что за данным VIN-номером закреплен универсал, а по факту перед ним находился седан.
Владельца автомобиля опросили, изъяли документы и взамен выдали специальный талон. Одновременно сотрудники Лидского РОВД начали проверку. А BMW направили на экспертизу, где подтвердилось подозрение об изменении идентификационного номера.
— Я присутствовал во время этой процедуры. Эксперт не сразу обнаружил, какой именно фрагмент заменен, — рассказывает Владимир. — Только вытравив краску кислотой, он определил, что это был кусок пластины непосредственно на стакане.
Как обычно бывает в таких случаях, было возбуждено уголовное дело по статье 381 («Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства»). Материалы передали в Следственный комитет.
— На автомобиль наложили ограничения. Парадокс в том, что теперь он мой и не мой одновременно. С одной стороны, принадлежит мне, с другой — пользоваться, продавать или разобрать машину на запчасти я не имею права, — возмущается хозяин BMW.
Почти через год после приобретения автомобиля, в ноябре 2019-го, уголовное дело было приостановлено с формулировкой «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».
Параллельно Владимир пытался добиться возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество». Он написал заявление в Центральное РУВД г. Минска. По мнению нашего собеседника, в действиях продавца может усматриваться состав преступления по этой статье. Однако итогом стал отказ. Жалоба в прокуратуру также не принесла желаемого результата.
Уже понимая, что добиться положительного исхода с помощью правоохранительных органов не удастся, Владимир начал собственное расследование, в ходе которого выяснил много любопытных нюансов.
Один из ключевых вопросов: каким образом одному из владельцев удалось зарегистрировать автомобиль в ГАИ, да еще как седан, хотя до этого техпаспорт выдавался на универсал?
Первым делом владелец проблемной «пятерки» связался с человеком, который продал ему автомобиль, — гражданином Б.: «Тот ничего толком объяснить не мог. А потом вовсе самоустранился и перестал отвечать на телефонные звонки. Впоследствии его пытались вызвать сотрудники РУВД, однако он объяснил, что находится за пределами Беларуси. Опрос производился через мессенджер».
Выяснив, что Б. купил автомобиль у приятеля (впоследствии он отрицал, что знает этого человека), Владимир стал искать данное звено в цепочке, и это ему удалось!
— Гражданин О. объяснил, что машину купил по объявлению в 2015 году, — рассказывает наш собеседник. — Это был седан. Телефон и имя продавца, разумеется, уже не помнит. Зато помнит, что это был не тот человек, который указан в техпаспорте.
Любопытно, что и в тот раз сделка оформлялась через доверенность (у продавца имелось право передоверия). А вы ведь тоже заметили? Опять в этой истории фигурирует доверенность. С точки зрения законодательства этот способ продажи никогда не являлся законным. Хотя в нулевые к нему часто обращались. Но после внедрения камер скорости эта практика ушла в небытие: оплачивать чужие штрафы никому не охота.
Как утверждал О., в 2017 году он решил продать автомобиль и нашел мужчину, указанного в техпаспорте. Так в нашей истории появляется гражданин Л.
Примечательно, что последний согласился оформить доверенность, хотя на дворе был 2017 год, когда отправка «писем счастья» владельцам транспортных средств стала обыденностью.
Почему же не избавиться от «хвоста», перерегистрировав машину на нового владельца? Зачем обрекать себя на возможную выплату чужих штрафов? Видимо, на то были веские причины.
Оказалось, что Л. — второй законный владелец автомобиля в Беларуси. В июне 2007 года машина была оформлена на его имя и до сих пор числится за ним. Внимание: BMW была зарегистрирована как седан!
— Честно говоря, к этому человеку у меня было немало вопросов, — признается Владимир. — Я узнал номер его телефона. Поначалу мужчина не пошел на контакт. Но позже, после вызова в милицию, согласился поговорить со мной. Утверждал, что в 2007-м приобрел автомобиль у некоего знакомого в кузове универсал. А спустя полтора года продал еще одному приятелю без переоформления. Тот попал в ДТП, в результате которого передняя часть автомобиля была сильно повреждена. Восстановлению машина не подлежала. Потом «пятерка» некоторое время находилась на даче Л., а впоследствии ее решили продать на запчасти.
Это и было сделано на рынке в Малиновке. Покупателем стал знакомый Л. по имени Сергей. Его данных не сохранилось. Казалось, веревочка оборвалась? Это как посмотреть.
— Мне также удалось выяснить, что впоследствии Л., по его словам, вновь пересекался с Сергеем. Он вместе с уже знакомым нам О. приходил к Л. оформлять доверенность, — говорит нынешний владелец BMW. — О. объяснил, что занимается восстановлением автомобиля и собирается его эксплуатировать в дальнейшем. Доверенность была выдана.
На этой стадии бросаются в глаза два противоречия. О. утверждал, что приобретал автомобиль не у Л., а у некоего незнакомого мужчины. В то же время Л. говорил: приобрел автомобиль в кузове универсал, тогда почему же он был зарегистрирован как седан?
— В одном из разговоров со мной Л. обмолвился, что зарегистрировать машину удалось только благодаря связям, — дополняет Владимир.
Со временем удалось добраться до первого владельца в РБ. Судя по документам, это была гражданка Р., которую также опросили. В милиции она объяснила, что универсал BMW был приобретен в аварийном состоянии в Германии, в 2004 году ввезен в Беларусь и восстановлен. В течение трех лет женщина пользовалась машиной, а потом продала по доверенности.
Напомним, в апреле 2007-го машину сняли с учета, а в июне того же года зарегистрировали на имя Л. Обращает на себя внимание также то, что именно в промежуток времени между владением двумя официальными хозяевами автомобиль чудесным образом трансформировался из универсала в седан.
Расследование породило еще больше вопросов у нынешнего владельца проблемной «пятерки». Так, Владимир спрашивает, каким образом удалось зарегистрировать универсал как седан в ГАИ?
— Допустим, заметить, что VIN-номер изменен, было непросто (работы выполнены довольно качественно), — рассуждает молодой человек. — Но как не отличить кузов автомобиля? Это же под силу даже ребенку, не говоря про сотрудников регистрационного подразделения. Я не верю, что это было случайностью или ошибкой.
Нет ответа на вопрос, почему во время техосмотра не обратили внимание на этот факт. Как говорит Владимир, с июня 2007-го по сентябрь 2018-го автомобиль четырежды проходил ТО, во время которого сотрудники обязаны проверять идентификационный номер. Процедура, судя по отметкам в сертификате, всякий раз проходила успешно.
— Вероятнее всего, с апреля по июнь 2007 года с автомобилем что-то произошло, — считает наш собеседник. — Иначе сложно объяснить, почему машина была зарегистрирована как седан, а Л. при перепродаже так и не оформил сделку законным образом. Однако слова О. у меня тоже не вызывают недоверия. Зачем он отрицает факт знакомства с Л.? Как ему удалось восстановить аварийный автомобиль?
У Владимира есть две версии произошедшего. Первая. Использовалась обкатанная в нулевых (и позднее) схема: автомобиль ввозили из Евросоюза без растаможки. Затем владелец, получив половину стоимости, возвращался на родину, где подавал заявление об угоне и получал страховую компенсацию. Машину же некоторое время держали в отстойнике в Беларуси, а затем, перебив номера, продавали.
— Но подтверждений этому предположению мы не нашли, — говорит Владимир. — Как я выяснил, в базе розыска Интерпола автомобиль с VIN-номером, указанным на стакане, равно как и машина с идентификационным номером, «зашитым» в бортовой компьютер, не числились.
«Это машина-призрак, она взялась из ниоткуда».
Вторая версия. Автомобиль (когда он еще был в кузове универсал) попал в ДТП и затем был продан по запчастям.
— Хотя в этом случае вопросов без ответа не меньше: куда ушли номера? откуда взялся VIN на стакане? как изменилось свидетельство регистрации? почему автомобиль «переродился» в седан?
На данный момент ситуация находится в подвешенном состоянии, и у героя публикации сложилось мнение, что распутывать дело большого желания нет: «Придется устанавливать, кто зарегистрировал странный автомобиль, как он проходил техосмотр, это потянет целый клубок действий и разбирательств».
В то же время уголовное дело об изменении VIN-номера не прекращено, а автомобиль по-прежнему находится под арестом.
— У меня нет четкого плана, — признается Владимир. — Можно было бы подать в суд и признать сделку недействительной. Но тогда в лучшем случае я буду получать от Б. небольшие суммы на протяжении многих лет. Ждать прекращения дела по истечении срока давности? Увы, это не гарантирует, что я получу автомобиль в полное распоряжение. При пессимистичном сценарии мне предложат сдать машину в утиль или полностью оплатить растаможку.
Эта история выделяется на фоне остальных тем, что владелец проблемного автомобиля не сидел сложа руки, а предпринимал активные действия, но все равно ничего не добился. Очевидно, требуется законный механизм разрешения подобных ситуаций и легализации транспортных средств, когда речь идет о добросовестном приобретении.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by