На прошлой неделе стало известно о существовании проекта указа «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров», который, как показалось многим специалистам, способен до неузнаваемости изменить рынок такси. Нам ничего не известно о возможном проведении общественного обсуждения предлагаемых решений, государственные структуры хранят молчание. На этом фоне Onliner продолжает выслушивать мнения заинтересованных сторон, предлагая читателям пищу для размышлений: каким является, каким может быть и каким предлагают сделать такси в Беларуси.
Ожидается, что если указ будет подписан, то:
По нашей информации, проект указа уже передан в Совмин, а также разослан в региональные органы управления. Под обоснованием необходимости принятия этого указа стоит подпись министра транспорта и коммуникаций, что дает представление о том, кто участвовал в разработке проекта и рассчитывает на то, что документ будет подписан. Кроме того, указ составлялся с учетом предложений Ассоциации транспортных перевозчиков.
Один из самых острых моментов, вызвавших большой резонанс как среди перевозчиков, так и среди пассажиров, — обязательная белорусская прописка юрлица, осуществляющего деятельность в качестве диспетчера такси.
Самый очевидный вопрос: зарубежные компании, такие как Uber и «Яндекс.Такси» (а ходили разговоры и о появлении других международных игроков на белорусском рынке), будут изгнаны?
В Министерстве транспорта и коммуникаций Onliner пока никак не прокомментировали подготовленный проект указа, сославшись на то, что это рабочий документ, который тем не менее уже проходит этап обсуждения на уровне госорганов. Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Министерство по налогам и сборам также пока хранят молчание. Единственная организация, которая прокомментировала требования указа, — Ассоциация транспортных перевозчиков.
Вот что там сказали о перспективах работы иностранных компаний на рынке пассажирских перевозок в Беларуси.
«Эти организации (Uber и “Яндекс.Такси”. — Прим. Onliner) смогут работать. Но должны оформиться в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, — считает председатель Ассоциации транспортных перевозчиков Ольга Бантыш. — Если это зарубежная компания, она вправе открыть представительство в Республике Беларусь. Организация, открывшая представительство иностранного юридического лица, в течение срока и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь, обязана стать на учет в налоговых и иных органах Республики Беларусь, а также открыть счета в банках Республики Беларусь».
Таким образом, если компания хочет оказывать услуги в Беларуси, она должна (если указ будет принят) в обязательном порядке открыть свое представительство в стране. А что на этот счет думают в «Яндекс.Такси»?
— Рады слышать, что Ассоциация транспортных перевозчиков приняла непосредственное участие в разработке указа, но до сих пор недоумеваем, почему не привлекли агрегаторы, таксопарки, профсоюзы и других участников рынка. Кажется, например, что коллеги из Ассоциации транспортных перевозчиков не погружались в вопрос локализации онлайн-платформ, а ведь, как мы уже говорили, этому препятствует несовершенство банковского законодательства в отношении одной из главных функций электронных сервисов в сфере автомобильных перевозок — приема платежей от заказчиков перевозки для перечисления платы автомобильным перевозчикам, — пояснил Onliner Александр Высоцкий, директор по корпоративным отношениям группы компаний «Яндекс.Такси».
В Беларуси такие банковские операции можно осуществлять только при наличии специальной банковской лицензии, и вот с этим могут возникнуть определенные сложности:
— Не давая оценок и с уважением относясь к позиции регулятора, мы хотим отметить, что Нацбанк и иные компетентные органы Беларуси трактуют такую деятельность в качестве расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, что является банковской операцией и может осуществляться субъектом хозяйствования только при наличии соответствующей банковской лицензии.
— При этом закон «О платежных услугах» на данный момент еще не принят и не установлены все требования и условия, которые должны выполнять поставщики платежных услуг при осуществлении подобной деятельности, — отметил Александр Высоцкий.
А вот Максим Лагойко, председатель Межрегионального союза компаний перевозчиков пассажиров, указывает на то, что требования, содержащиеся в проекте указа, не вполне согласуются с уже действующим законодательством:
— Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 года №278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и правила перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета министров Республики Беларусь от 31 августа 2018 года №636, не предусматривают и не содержат ограничивающих и «национализирующих» формулировок, таких как «Деятельность в качестве диспетчера такси может осуществляться юридическими лицами с местом нахождения в Республике Беларусь». А значит, действительно предоставляют равные права для осуществления деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируют равные условия для развития всех форм собственности. Чего не скажешь о предлагаемых поправках, которые в случае их принятия лишат игроков рынка тех самых «равных» условий, так как инициаторы явно и открыто включили в текст поправок меры, ограничивающие такое равенство и однозначно ухудшающие условия для участников рынка, кроме тех, которые удобны или выгодны. Такие подходы вызывают много вопросов.
Не меньше споров вызвало другое требование, содержащееся в проекте указа: «Юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся автомобильными перевозчиками, привлекают физических лиц в качестве водителей транспортных средств на основании трудовых договоров».
Запереживали те, для кого работа в такси не является единственным заработком, а также те, кто работает с несколькими агрегаторами и службами такси.
«Договор подряда с водителем, как на сегодняшний день делают многие субъекты хозяйствования, нельзя вообще заключать, так как водитель — материально ответственное лицо, а договор подряда — гражданско-правовой вид документа», — считают в Ассоциации транспортных перевозчиков.
Там также говорят об обязательных условиях для водителей, призывают тех, кто работает на собственном автомобиле, выйти из тени и работать открыто.
«Этой категории просто необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке, получить необходимые документы для допуска на рынок транспортных услуг, соответственно, взять на себя полную ответственность, в первую очередь перед пассажирами, при осуществлении транспортной деятельности в сфере пассажирских перевозок. Говоря простым языком, выйти из занавеса и работать открыто», — добавляют в организации.
В «Яндекс.Такси» придерживаются иного мнения.
— Еще раз подчеркну тот факт, что многие водители, которые хотят подрабатывать честным трудом, лишатся возможности это делать. В Ассоциации транспортных перевозчиков советуют водителям работать по совместительству, но трудовые отношения в целом намного менее гибкие, чем гражданско-правовые. Большое преимущество заработка с помощью онлайн-платформы в том, что это можно делать когда угодно и сколько угодно — хоть каждый день, хоть раз в полгода, — считает Александр Высоцкий.
Еще один вопрос, который выносится на обсуждение, — является ли трудовой договор единственной гарантией социальной защищенности водителя?
— Те, кто пытается «продавить» работу по трудовым договорам, в качестве аргумента любят приводить социальную защищенность водителей. Но ведь она не зависит от того, является ли водитель формальным сотрудником перевозчика или нет. Не зря водители давно предпочитают работать на себя, — отметил директор по корпоративным отношениям группы компаний «Яндекс.Такси». — Например, в России самозанятый работник зачастую получает больше благ, гарантий, льгот и платит меньше налогов, чем штатный сотрудник, и у «Яндекса» есть специальные программы, которые помогают гражданам получить статус самозанятого. Мы как сервис не сидим на месте и думаем над разными вариантами, чтобы условия работы водителей становились еще комфортнее, а качество сервиса — лучше. Главное, с нашей точки зрения, — обеспечение достойного набора благ вне зависимости от формального статуса занятости.
И снова Максим Лагойко, председатель Межрегионального союза компаний перевозчиков пассажиров, апеллирует к действующему законодательству:
— Говорить о материальной ответственности водителя как о причине, противоречащей возможности заключения с ним гражданско-правового договора, возможно было бы в ситуации, когда на заказчике лежало бы бремя обязательного заключения с подрядчиком соответствующего вида договора и установления границ той самой материальной ответственности. В настоящее время это право нанимателя или — в случае заключения гражданско-правового договора — заказчика на установление такого дополнительного вида ответственности, как материальная. Указ президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 года №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» не предусматривает и не содержит норм об обязательной необходимости «предусмотреть материальную ответственность» в отношениях между заказчиком и подрядчиком, как утверждается в аргументации к необходимости внесения изменений в закон.
— Отсюда и вопрос: почему за всех участников рынка делается вывод на основании додуманных норм? — добавляет эксперт.
Максим Лагойко указывает на то, что зачастую наличие договора аренды транспортного средства подрядчиком снимает вопросы относительно ущерба, нанесенного заказчику:
— Сложилась такая практика, когда многие подрядчики не имеют собственных транспортных средств. Если же мы говорим о материальной ответственности в разрезе хищения выручки предприятия, товарно-материальных ценностей или активов, принадлежащих заказчику, то тут действуют иные нормы и далеко не гражданского права.
По словам председателя Межрегионального союза компаний перевозчиков пассажиров, наличие запретительных мер в виде лицензий, карточек, сертификатов и прочих, как правило, ограниченных по количеству их выдачи документов порождает на рынке не конкуренцию, а коррупцию и двойные стандарты по отношению к участникам рынка.
— В физике существует подход, который гласит: если система работает и делает это эффективно, не стоит вмешиваться в ее деятельность. Необходимые активности, в том числе в законотворчестве, должны определяться здравым смыслом и благом для максимального количества участников процесса. Присутствует мнение, что ориентир в обсуждаемых изменениях — скорее на односторонние выгоды и соблюдение интересов некоторых участников рынка перевозок. Крайне сложно увидеть благо для максимального количества участников процесса в том, что предлагается инициаторами изменений, — подытоживает Максим Лагойко.
По нашей информации, крупных игроков рынка пассажирских перевозок официально пока не пригласили к обсуждению возможных изменений в законодательстве. О перспективе общественного обсуждения тоже сказать нечего, а ведь это мнение пассажиров, то есть потребителей услуги, тех, кто максимально заинтересован в ее качестве.
Действительно, трудно ожидать единства мнений в ситуации, когда правила игры спускаются сверху в качестве директив, а не являются результатом совместной работы заинтересованных сторон.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by