Границы внезапно закрыли. Белорусы не могли вернуться

29 октября 2020 в 17:17
Автор: Андрей Гомыляев, Настасья Занько, Татьяна Ошуркевич. Фото: архив auto.onliner.by

Сегодня во второй половине дня стала распространяться информация о закрытии границы с Литвой. Неизвестно, кто стал инициатором такого решения: Беларусь или Литва, однако вернуться на родину наши граждане не могут. В ГПК подтвердили эту информацию, уточнив, что решение принято в связи с пандемией.

«К сожалению, действительно, граница сейчас закрыта, — рассказал Onliner оперативный дежурный одного из пунктов пропуска Гродненской погранслужбы. — Для многих это было неожиданностью, в том числе для нас. Никто не ожидал. Не переживайте, это никакое не военное положение. Причина в COVID-19. Какая сторона стала инициатором, не могу сказать». Также пока неизвестно, сколько времени продлится ограничение на въезд.

Литва

Иван выезжал в Литву сегодня через пункт пропуска «Каменный Лог». Говорит, пересекал границу где-то около 16:00. «Сразу, как только автобус въехал на территорию погранпоста, нас предупредили, что буквально час назад (примерно в 3 часа дня) к ним поступил приказ о том, что граница закрывается», — рассказал мужчина.

— Как только подъехали к границе, нам пограничники сказали, что мы обратно уже въехать не сможем, поскольку граница на въезд закрыта. Оказалось, им самим сообщили об этом за полчаса до нашего приезда по телефону. Никаких письменных документов у них нет. Я уточнил, кто сможет въезжать в Беларусь, мне ответили, что только грузовые авто. Со стороны литовской границы никаких запретов на выезд граждан РБ на родину нет».

Иван уточнил у пограничников, какие еще границы закрыты. По данным на 16—17 вечера ему ответили, что впускать никого не будут также со стороны Украины и Польши.

После 19:00 наши читатели, застрявшие на литовском пункте пропуска «Каменный Лог», сообщили нам, что вроде бы граждан Республики Беларусь будут пропускать.

— Проехали 4 легковых авто, до этого пускали только грузовики, — говорит наш читатель. — Некоторые автобусы с иностранцами разворачивают прямо на границе. Мы пока стоим, примерно с 16 часов.

Польша

О подобной ситуации на границе с Польшей сообщают наши читатели. Жалуются в том числе маршрутчики: микроавтобусы с пассажирами не впускают в пункте пропуска «Брузги».

Около 17:20 в ПП «Брузги» въезд белорусам в Беларусь разрешили, сообщил во время онлайн-трансляции Андрей Ирха, ведущий из Гродно. Ограничения, по его словам, действовали примерно 4 часа.

Латвия

Читатели сообщают также, что в Беларусь не пускают и со стороны Латвии.

— Причем латвийская сторона ссылается на «просьбу» со стороны белорусов, — говорит наш читатель, который сегодня попытался въехать в страну.

Украина

Мы связались с гражданином Беларуси Арсением. Он говорит, что стоит с семьей на нейтральной полосе на границе с Украиной у пункта пропуска «Новая Гута»: «Передо мной много машин с белорусскими номерами, стоят на момент этого разговора более двух часов. Периодически подходит старший смены и говорит, мол, граница пока закрыта. Из-за эпидемии. Предлагает либо возвращаться, либо ждать. Только что рейсовый автобус Киев — Гомель не пропустили, сказали ждать. Медленно, но едут только фуры. Пробовали дозвониться на горячую линию ГПК — безуспешно».

Кандидат в президенты Беларуси 2020 года Сергей Черечень также застрял на украинско-белорусской границе. Утверждает, ехал из Киева:

— Никаких комментариев на границе пока не дают — говорят, что в связи с COVID-19 поступило распоряжение о прекращении пропуска в том числе и белорусов на территорию РБ. Мы сейчас стоим на нейтральной территории. Ждем, что к нам должен подойти начальник смены и объяснить, какова ситуация. Надеемся, что в течение двух часов все разрешится.

В 18:40 Арсений сообщил, что к группе ожидающих подошел пограничник и заявил: белорусов пропустят, а иностранцев — нет. Эту информацию подтвердила еще одна автомобилистка: «Только что включили зеленый свет. Может, проедем!»

Украинский посол в Беларуси еще вчера говорил о закрытии белорусских границ

Вчера в эфире «Общественного радио» посол Украины в Беларуси Игорь Кизим заявлял: «Граждан Украины, Польши и Литвы не будут пускать в Беларусь. Пограничники принимают меры, чтобы не допускать на территорию Беларуси людей из трех соседних стран, а именно Литвы, Польши и Украины. Все это безосновательно, но это кому-то нужно, чтобы оправдывать жесткие действия в отношении протестующих».

Авиасообщение

В то же время в Национальном аэропорту говорят, что не знают об ограничениях. По их данным, пока ничего не поменялось. В пресс-службе «Белавиа» корреспонденту Onliner сообщили следующее:

— Мы работаем в штатном режиме. Перемен, связанных с границей, пока что нет. Сегодня с утра в Вильнюс отправился наш борт, на нем было 55 пассажиров. Рейс был разворотным, в Минск из Вильнюса вернулись 39 человек. Также сегодня наш борт вылетал в столицу Польши. Он буквально только что приземлился в Минске.

В пресс-службе Государственного таможенного комитета сообщили, что сейчас таможня работает в штатном режиме.

Комментарий ГПК

Спустя около трех часов после первых сообщений о закрытии границы Госпогранкомитет разместил официальный комментарий: «В связи со сложившейся эпидемической обстановкой в сопредельных странах РБ временно ограничивает въезд на свою территорию через наземные пункты пропуска отдельных категорий физических лиц из Латвии, Литвы, Польши и Украины».

Под ограничения не подпадают:

• сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, документированных дипломатическими и служебными паспортами;
  • водители транспортных средств, предназначенных для выполнения международных автомобильных перевозок;
  • члены поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения.

Вместе с тем пункт пропуска в Национальном аэропорту Минск функционирует без вышеуказанных ограничений.

Заявление Лукашенко

«Я не хочу публично говорить о том, какие мероприятия мы проводим и будем проводить на границе. И мне нужны там военные люди,приводит слова Лукашенко БЕЛТА. — Нам надо сегодня еще раз посмотреть, мы многое сделали, когда я говорил: мы должны закрыть границу. Закрыть границу — не сделать ее железным занавесом, это никому не нужно. Граница — это зона дружбы народов. Вы видите, нам бросили вызов. Какая здесь дружба... Но народы не виноваты. Мы всегда были надежным заслоном для поляков, литовцев, латышей и даже украинцев на границе. Мы не пропускали никого, ничего. Что им еще надо от нас?»

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости