«Копарт» и «Иншуранс» — два крупнейших американских аукциона, о которых слышал каждый белорус, хоть раз покупавший (присматривавший) автомобиль в США. За последние год-полтора спрос на машины из-за океана сильно вырос. Емкость рынка в РБ некоторые участники оценивают в 30—40 тысяч. На этом фоне Insurance Auto Auctions (IAA) объявил о создании маркетингового альянса с одной из белорусских компаний. Что это значит?
Почему именно американский рынок в последние годы стал привлекательным для белорусских покупателей, говорилось не раз. Ключевую роль сыграла низкая стоимость поврежденных автомобилей.
Не отпугивает даже выбор машины по фотографиям, длительный процесс доставки и необходимость вкладываться в ремонт.
А после вступления в силу 140-го указа и объявления льготной растаможки на электромобили спрос на «американцев» только вырос.
В США все устроено таким образом, чтобы обновление автомобилей происходило постоянно. Это выгодно рынку, включающему множество игроков. Чем чаще американцы покупают машины, тем больше банки выдают кредитов. В автосалонах продажи растут. А страховые компании исправно оформляют новые полисы.
Отчасти поэтому существуют довольно жесткие стандарты относительно признания автомобиля погибшим (есть такое понятие у страховщиков и автоэкспертов). Повреждения кузова, которые в Беларуси вряд ли кто-то посчитает критичными, становятся поводом для списания машины в утиль. Мол, нецелесообразно, да и небезопасно ездить на таком транспортном средстве.
Однако под пресс предприимчивые американцы автомобили не пускают, несмотря на статус «salvage» (в переводе «утиль»), а продают через аукционы. Для бережливых и хозяйственных белорусов это возможность занедорого приобрести и привести в порядок «немного помятую машину».
В США два крупнейших автомобильных аукциона — Copart и Insurance Auto Auctions. На днях в Минске состоялась конференция, на которой было объявлено, что IAA приходит в Беларусь. Заявление прозвучало из уст вице-президента компании Дэна Оскарсона, который присутствовал виртуально (из-за пандемии, по его словам, он приехать в Беларусь не смог, хотя очень хотел).
Топ-менеджер напомнил, что IAA основана в 1982 году, начиналась с пяти маленьких площадок. А сейчас их по всей стране 175. В доказательство на экран вывели карту США, на которой было отмечено расположение аукционов. «В центре страны мы практически не присутствуем, поскольку там живет мало людей», — прокомментировал слайд спикер.
Собравшимся, среди которых в основном были представители компаний, занимающихся ввозом автомобилей из США, была продемонстрирована типичная площадка: маленький офис и огромная парковка, заставленная машинами. Многие транспортные средства забирают прямо с места ДТП после осмотра сотрудниками страховой компании.
Каждую неделю компания продает около 48 тысяч автомобилей. А в год — около 2,5 миллиона.
— У нас спрашивают: почему бы не отремонтировать машину после ДТП? — продолжил Дэн Оскарсон. — Однако не всегда это выгодно. После повреждения автомобиль дешевеет на стоимость работ и запчастей, а в США это стоит дорого.
В качестве примера он привел такие данные: стоимость кузовных работ и покраски составляет в Америке в среднем $65 в час, ремонт шасси — $95 в час, механические работы — $100 в час.
«Онлайн-аукцион — это равная для всех возможность купить качественный автомобиль, построенный для американского рынка. Если это будет Kia, то, скорее всего, с кожаным салоном, автоматической трансмиссией и современными системами безопасности», — подбадривал собравшихся Дэн Оскарсон.
Во время стрима вице-президент IAA признал, что Беларусь никогда не была большим игроком. Однако последние год-два топ-менеджер стал присматриваться к нашем рынку, и до недавнего времени оценивал его как растущий.
На конференции практически не шла речь о политических и экономических событиях в РБ. Хотя спикер все же заметил: «При выравнивании ситуации продажи вырастут».
О том, какое значение имеет приход американского аукциона в РБ, говорит тот факт, что на конференции присутствовал руководитель посольства США в Минске.
— Деловые отношения по своей сути являются связями между людьми, — подчеркнул Джеффри Джук. — Они укрепляют двусторонние американо-белорусские отношения и помогают интегрировать Беларусь в международное сообщество.
«Это один из элементов нашей более широкой работы по поддержке суверенной, независимой Беларуси по мере того, как ее народ работает над укреплением демократических принципов. И ключевой частью данной работы является построение в Беларуси успешной экономики, интегрированной в глобальный рынок», — отметил руководитель посольства США в РБ.
Также Джеффри Джук заявил, что посольство видит растущий интерес американских компаний к нашей стране и постоянно ищет способы расширения деловых связей.
На конференции было объявлено, что Insurance Auto Auctions выбрала маркетингового партнера в Беларуси. Им стала компания AutoGroup.
— Маркетинговый партнер — это тот, кто представляет IAA на местном рынке, — объяснил Дэн Оскарсон. — Он будет помогать в выборе автомобиля, оплате, доставке и так далее.
Честно говоря, до конца не ясно, чем это будет отличаться от тех услуг, которые предоставляют несколько компаний на белорусском рынке на протяжении последних лет.
— Будет ли AutoGroup иметь некие дополнительные скидки за счет нового статуса? — попробовал добиться ясности один из зрителей.— Сэкономить можно будет только при отказе от покупки машины, — ответил вице-президент американской компании.
Специфика выбора автомобилей из США заключается в том, что часто о состоянии машины приходится догадываться по снимкам, причем не всегда качественным. В результате каждый пиксель фотографий рассматривается под лупой, и это вовсе не гарантия того, что удастся обнаружить все повреждения.
Когда ведущий предложил задавать вопросы представителю IAA, в зале поднялось много рук. Так, представитель одной из компаний, занимающихся ввозом автомобилей из США, спросил по поводу отсутствующих катализаторов, дескать, как так выходит.
Его поддержали остальные сидящие в зале, заметив, что иногда машины приезжали, например, без задних фар, хотя на аукционных снимках эти элементы присутствовали.
— Все имеющиеся детали мы стараемся передавать клиенту. Нам они не нужны, их просто негде хранить, — принялся объяснять Дэн Оскарсон. — Однако комплектность и наличие посторонних повреждений должен проверить водитель, который забирает автомобиль с площадки аукциона.
Также дилеры попросили IAA чаще обновлять снимки. На некоторых машинах, прибывших в американский порт (у служб доставки существует практика оформления фотоотчета), они замечали незадекларированные повреждения. По их мнению, таковые могли возникнуть в результате неоднократного перемещения автомобилей с помощью погрузчика еще на площадке аукциона.
Отдельно обсуждался вопрос о наличии ключей. Один из присутствовавших в зале упомянул, что не раз машины прибывали без этой важной детали, в особенности — Tesla.
— Это как бриллиант, который легко потерять, — согласился вице-президент IAA. — Например, цена ключа для нового Mercedes может составлять от $1400 до 2000. К тому же понадобится время, чтобы его заказать. Мы собираемся этому моменту уделять особое внимание.
В частности, топ-менеджер сообщил, что теперь сотрудники аукциона обязательно будут делать фото ключа, а сам ключ прикреплять с помощью металлического хомута к рулевому колесу.
Дэн Оскарсон также пообещал, что при оформлении лота в фототаблицу станут включать снимок днища. Это особенно актуально в случае приобретения электромобиля, у которого батарея, как правило, располагается в нижней части.
Еще представители дилеров попросили проводить авторизацию машин, которые были «доведены до ума» местными перекупщиками и вновь были выставлены на аукцион, но уже по более высокой цене. Однако во время небольшой дискуссии пришли к выводу, что это маловероятно.
Появление американского аукциона в Беларуси идет несколько вразрез с нынешней информационной повесткой. В то же время эксперты предлагают смотреть на это под другим углом — как на позитивный повод в меняющейся стране.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by