Интересно, насколько разные судьбы бывают у автомобилей. Одними весь период существования владеет один хозяин, и только его машина и видит за рулем. Другие меняют владельцев чаще, чем меняются расходники: постоянно нужно притираться к новому водителю — тоже стресс, конечно. Но история нашего читателя Андрея совсем иного толка. Принадлежавший мужчине Saab некоторое время назад был продан. Автомобиль сменил владельца, но не собственника, и Андрею раз в пару месяцев приходится знакомиться с новыми хозяевами машины. Как так получилось и чем это может грозить — об этом и пойдет речь.
Когда-то успешные шведы, выбирая автомобиль, были обречены выбирать между хорошим и хорошим, между Volvo и Saab. Обе компании выпускали по-скандинавски качественные машины, поэтому выбор, нужно признать, был непростым. Но эпоха ушла, а к пришедшей на ее место реальности приспособиться удалось не всем. Швеция осталась на месте, шведы по-прежнему выбирают хорошие автомобили, но компания с мифическим созданием в короне на логотипе больше не выпускает легковые автомобили под маркой Saab.
Тем не менее эти машины еще можно встретить то здесь, то там. Несгибаемые, они разъезжают по дорогам как осколки былых времен. Владельцы, люди с характером, признают, что и запчастей не найти, и обслуживание не из простых, но все же отзываются об этих авто с поразительной теплотой, что уже говорит о многом.
— Машина — класс! 9000 — это же шведский S-Class своего времени, — рассказывает Андрей.
Свой Saab 9000 он купил около четырех лет назад. До этого машиной владел уважаемый в автомобильных кругах человек, так что Андрей — второй хозяин.
— Она была практически в идеальном состоянии: ее обслуживали как следует, досматривали. Дополнительно была установлена дорогая акустика от JBL, которая обошлась где-то в 1600 долларов по тем временам. Плюс доработки по салону: светодиодная подсветка дверей и приборной панели, электронный спидометр с выводом на специальный дисплей, улучшенная камера заднего вида. Многое я делал сам, так как хорошо разбираюсь в электрике — руки откуда надо растут, — продолжает собеседник.
Автомобиль, чего и говорить, приметный. На капоте наклейка с тем самым мифическим созданием (одни видят в нем дракона, другие — нечто среднее между орлом и львом), олицетворяющим одновременно Saab и Scania. Фары с зелеными «ангельскими глазками». Оригинальная предостерегающая надпись на лючке бака. В общем, заметите эту машину в городе — не проходите мимо. Скоро объясним почему.
— Не продавал бы, честное слово. Покупал же ее для себя, все делал с расчетом, что сам буду ездить. Но подвернулся вариант с покупкой нового авто из салона, и я выбрал его. А Saab пришлось в спешке продавать, так как нужны были деньги, — пояснил Андрей.
В марте автомобиль 1997 года выпуска в третий раз за 23 года сменил владельца.
Андрей, как и полагается, съездил в ГАИ, снял машину с учета, установил транзитные номера. Как раз нашелся покупатель — Игорь, мужчина средних лет.
— Машина ему понравилась, он говорил, что покупает себе. Причем много торговался, говорил, что выкладывает за нее последние деньги. Настолько последние, что даже на счет-справку не оставалось, и он просил продать автомобиль так, пообещав, что поставит его на учет в ГАИ в течение недели. Что было делать: мне надо было выкупать мою новую машину, как раз требовалась сумма от продажи Saab. В общем, я согласился. Сделал копию паспорта покупателя, взял с него расписку и отдал документы, — вспоминает наш читатель.
Saab уехал, Андрей купил другую машину — казалось, что все сложилось довольно неплохо.
— Помню, как-то я уезжал в командировку, — продолжает мужчина. — Возвращаюсь, включаю телефон и вижу пропущенный звонок. Перезваниваю, а это Игорь. Говорит мне, мол, в Saab коробка передач вышла из строя. Я, понятное дело, в шоке: как вообще такое может быть? Я полностью обслуживал авто, так как думал сам на нем ездить. Причем незадолго до продажи коробка ремонтировалась на СТО. Все документы я передал при продаже, поэтому предложил Игорю съездить на СТО: даже если что-то случилось — есть же гарантия.
Игорь выслушал, сказал «ладно» и повесил трубку.
Совсем скоро Андрей нашел в своем почтовом ящике привет — «письмо счастья». Стоп-стоп, что-то не сходится: так машина на ремонте или на ней гоняют во всю мощь?
— Звоню я Игорю, рассказываю про штраф. Тот отвечает, что не ездит на машине, что она в ремонте. Я недоумеваю: как это она может быть на СТО с неработающей коробкой передач, когда у меня перед глазами постановление за превышение скорости? В общем, он что-то помялся, сказал, дескать, ездить мог кто-то другой, но штраф пообещал оплатить, — рассказал Андрей.
Заодно подняли тему постановки автомобиля на учет. Игорь пообещал, что после ремонта непременно это сделает.
Не сделал. В июне — новое «письмо счастья» и снова Андрею.
— Звоню Игорю, спрашиваю, как же так? А он мне говорит, что машины у него больше нет, он обменял ее на другую, — отметил собеседник.
По сути, это означало только одно: у Андрея возникла проблема.
Мы еще вернемся к жизнеописанию Saab 9000 с зелеными «ангельскими глазками», а пока чуть подробнее остановимся на ситуации, в которую угодил Андрей. Машину он продал, но официально остался ее собственником, так как переоформления не последовало. И расписка, данная еще Игорем, является слабой подстраховкой от неприятностей. Штраф за скорость — это еще полбеды. А что, если произойдет что-то действительно серьезное?
— Все знают, какая обстановка в стране. А не дай бог что, не дай бог на этом авто человека собьют или скроются с места ДТП? В ГАИ этот Saab на мне числится, — запоздало осознает возникшие риски наш читатель.
И он совершенно прав, ситуация сложная. В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 933), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что он причинен не по его вине. Однако в некоторых случаях вред приходится возмещать невиновным лицам, и один из таких случаев — причинение вреда источником повышенной опасности (автомобилем, иным транспортным средством).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 948 Гражданского кодекса, владельцы источников повышенной опасности обязаны возместить вред (имущественный), причиненный источником повышенной опасности. В ст. 969 Гражданского кодекса перечислены ситуации, когда подлежит компенсации моральный вред при отсутствии вины причинителя — в частности, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Возмещение морального вреда, причиненного в результате ДТП, законом возложено на собственника (владельца по иному законному основанию) автомобиля, а не на того, кто сидел за рулем в тот момент.
Проще говоря, в ряде случаев, что бы ни натворил водитель, отвечать придется в том числе собственнику транспортного средства, а собственник Saab, как ни крути, — Андрей.
Варианты, конечно, есть. Ответственности, в частности, можно избежать, если владелец докажет, что причиной вреда стали: непреодолимая сила (например, ветер вынес автомобиль на встречную полосу); умысел потерпевшего (например, ДТП случилось при попытке пешехода совершить суицид); выбытие автомобиля из обладания в результате противоправных действий других лиц (например, совершен угон транспортного средства). Но это сложный сценарий. Проще всего найти реального владельца машины и убедить его официально вступить во владение транспортным средством, то есть переоформить его на себя.
Игорь поделился с Андреем контактами нового хозяина Saab, его звали Вадим.
— Я ему позвонил. Этот человек заверил меня, что штраф оплатит, а машину поставит на учет в ГАИ в течение недели, — рассказал Андрей.
Штраф Вадим оплатил (благо для этого достаточно только номера постановления). А вот на учет автомобиль так и не поставил.
В июле Андрей получает новое «письмо счастья» и уже привычно звонит по знакомому номеру: «Алло, Вадим?..»
— Он мне пообещал, что снова оплатит штраф и обязательно, то есть непременно, переоформит авто. Не хватило только фразы: «Мамой клянусь», — отметил собеседник.
Чувство юмора — это то, что помогает оставаться на плаву в любой ситуации, не так ли? Вадим оплатил и второй штраф, а вот что касается переоформления...
Началась осень. В один из теплых сентябрьских дней где-то в Серебрянке Андрей увидел тот самый Saab.
— Ну свою-то машину нельзя не узнать, тем более она довольно приметная. И по-прежнему на «транзитах» — значит, не переоформлена. В ней были двое парней. Я сначала жестами просил их остановиться, хотел переговорить, но без толку. Тогда я просто прижал их к обочине. Вышел из машины, спрашиваю, что да как. Водитель ответил, что уже сделал счет-справку и на выходных собирается в ГАИ. Я эту счет-справку сфотографировал на всякий случай, на том и разъехались, — говорит мужчина.
Октябрь. Опавшая листва, новое «письмо счастья» в почтовом ящике, грусть.
— Самое смешное: смотрю в постановление, а там Saab уже с «шашечками» на крыше. Такси, во дают! — восклицает Андрей.
— Звоню Вадиму — он трубку не берет. Решил посмотреть ту счет-справку, которую фотографировал. А она оформлена на некую Светлану, и адрес Светланы указан. Ну что поделать, поехал разбираться.
По указанному адресу наш читатель никого не застал. Зато видел во дворе тот самый Saab: «транзиты», «шашечки» — все на месте.
— Во дворе были какие-то люди. Подошел, спросил, не знают ли они, чья эта машина. Мне ответили, что на ней гоняют какие-то парни. Что музыку по ночам громко включают (акустика-то позволяет), что газуют по двору — в общем, все ясно.
Андрей уехал, но все же написал Вадиму сообщение, в котором пригрозил серьезным разбирательством в случае, если тот не поставит автомобиль на учет.
— Вечером мне перезванивает, как оказалось, та самая Светлана, которая указана в счет-справке. Она рассказала, что это машина ее сына Руслана. Тут я уже ничего не понимаю, а она рассказывает дальше. Короче, есть два друга: Вадим и Руслан. У Руслана нет водительского удостоверения, но есть мама. По ее словам, Руслан занимается автомобилями, в том числе за ее деньги что-то там покупает-продает. А за рулем ездит его друг Вадим. Эта Светлана мне что-то слезно рассказывала, просила не писать заявление в милицию, мол, ей лишние проблемы ни к чему. Обещала поговорить с сыном и оформить авто как полагается, — говорит собеседник.
— Ну я поверил: все-таки взрослая, вроде адекватная женщина. Да и штраф она оплатила.
Из любопытства Андрей порылся в интернете и в соцсетях нашел страничку Руслана с фотографией Saab. «Новая пушка моя» — гласила подпись. Еще нашел объявление о продаже машины, в контактах был указан телефон Вадима.
Конец октября. Новый штраф.
— Позвонил Светлане, но она была уже не так слезлива. Агрессивно мне заявила, что отменила счет-справку, а машину уже продали другому человеку, дескать, с ним и разбирайтесь, — вздыхает Андрей.
Так выглядит классическая история с проданным без оформления автомобилем — хождение по мукам.
Светлана дала Андрею контактный номер Антона. Тот в телефонном разговоре показался приятным молодым человеком, с пониманием выслушал всю историю, ответственно пообещал поставить машину на учет. Правда, была одна проблема: Антон сообщил, что находится в больнице с переломом руки, но как только выйдет — сразу же в ГАИ.
— Кстати, Антон рассказал, что Вадим и Руслан, уже после того как передали ему машину (они обменялись, кажется, Saab на Opel), опомнились и вернулись, чтобы снять с нее сабвуфер и усилитель. Дескать, забыли о них поначалу. Смешно: я же сам это ставил. Тот же усилитель и сейчас у нас не найти, а в Москве, к примеру, такой даже бэушный стоит 600 долларов. Короче, разукомплектовывают Saab потихоньку, — констатирует Андрей.
Спустя три недели, не дожидаясь новых штрафов, мужчина перезвонил Антону и поинтересовался, съездил ли тот в ГАИ. Ответ вы знаете.
— Трубку он не брал несколько дней, причем с какого бы своего номера я ни звонил. Потом я набрал с чужого номера, Антон ответил. Сказал мне, что продал машину и, дескать, давай до свидания, абонент — не абонент.
Контакта нового хозяина автомобиля у Андрея нет. Уверенности в том, что кто-то наконец переоформит машину, — тоже.
Исчерпав все возможности для убеждений и уговоров, наш читатель обратился с заявлением в милицию.
— 9 ноября я подал заявление на розыск лица, управляющего на данный момент автомобилем Saab. Ответ пришел вчера, 1 декабря. Ничем мне милиция помочь не может: мол, раз Saab числится на вас — то и ищите его сами, — рассказал Андрей.
В ответе, который он получил, указано, что «в настоящее время у сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь нет оснований для проведения розыскных мероприятий по установлению лица, пользующегося транспортным средством марки “Сааб 9000”». Госавтоинспекция, в частности, сведениями об этом лице не располагает.
— В принципе, о том, насколько серьезно они подошли к решению моего вопроса, я понял по допущенной в ответе ошибке. Посмотрите, во втором абзаце речь о машине с регистрационным номером 7РМ9849, а в четвертом — уже 7РМ9848, — подметил собеседник.
Но полезную информацию Андрей все же получил: машина до сих пор не переоформлена, а он до сих пор значится ее собственником «согласно базе данных Государственной автомобильной инспекции».
Она в том, что иной раз недостаточно просто отдать любимую. Делать это следует как полагается, с соблюдением всех законов и правил. Если бы Андрей с самого начала настоял на переоформлении автомобиля в ГАИ, он избавил бы себя от участия в этом хлопотном дельце, которое длится уже более полугода, а когда закончится — вообще не ясно. Избавил бы себя от риска стать виноватым без вины в том случае, если очередной водитель Saab что-нибудь вытворит за рулем.
— В общем, я, конечно, уже очень пожалел, что пошел тогда навстречу самому первому покупателю моего Saab. Пусть для всех это будет уроком: ребята, никаких отговорок, только полноценное переоформление в ГАИ, — рекомендует Андрей.
Мужчина все еще не оставляет надежд найти нового владельца Saab и обращается за помощью к нашим читателям: если увидите тот самый Saab с зелеными «ангельскими глазками» и предостерегающей надписью на лючке — не проходите мимо, сообщите Андрею: +375 (44) 730 20 10, +375 (29) 555 53 31 или на почту a7302010@gmail.com.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by