Жонглирование автомобилями продолжается. Таксист брал машины в аренду, а потом продавал

33 515
15 февраля 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Жонглирование автомобилями продолжается. Таксист брал машины в аренду, а потом продавал

В сентябре прошлого года автопрокатчики и лизинговые компании забили тревогу: значительно участились случаи похищения автомобилей. По наблюдениям, криминал с продажей краденных машин переключился с частных авто на фирмы по аренде. Предпосылками бизнес называл нестабильную политическую ситуацию, загруженность правоохранительных органов «более важными делами» и открытую границу с Россией. Еще один арендодатель рассказал о ситуации, в которой пострадал сам. «Одну машину обнаружили на разборке разрезанной, а другую до сих пор не нашли, — говорит он. — Несмотря на то что предполагаемый виновник сам пришел в милицию и все рассказал, добиться возмещения или привлечения его к ответственности не удается».

Аренда «бюджеток» под такси

Константин (имя по просьбе героя изменено) сдавал автомобили в аренду под такси: «Передал две машины знакомому М., который до этого работал у меня водителем на протяжении года. Познакомился с ним, когда вместе работали в „Яндекс.Такси“, а после, когда стал ИП, предложил поработать на мой таксопарк. Он взял Nissan Almera, купленный в лизинг, нашел для него водителя для работы в Борисове. На этом автомобиле и уехал в райцентр. Письменный договор не оформляли, действовали по устной договоренности: он должен был еженедельно переводить 240 рублей. Позже я передал ему еще один лизинговый Nissan Almera практически на таких же условиях — за 200 рублей в неделю».

Проблемы начались после ДТП, в которое попал наемный водитель. Ремонт взял на себя Константин, но под обязательство, что М. возместит 1000 рублей (недополученная прибыль за аренду, пока длится процесс со страховой и ремонт). Эти деньги так и не поступили, стала образовываться задолженность и по второй машине — мужчина объяснил, якобы авто простаивает из-за отсутствия водителя. В итоге М. написал расписку на 1500 рублей, пообещав вернуть их до лета 2020 года. У него по-прежнему оставались две машины, каждую неделю он пересылал чуть больше, чем нужно — таким образом гасил долг. В октябре прошлого года выплаты прекратились — «нет денег».

Константин решил забрать автомобили из Борисова, но М. по телефону заметил, что оба Nissan не в его распоряжении — у наемных водителей их якобы забрали. Кто и при каких обстоятельствах забрал — неизвестно. Позже арендодатель выяснил, что машины проданы, а вырученные деньги потрачены.

«Через полгода аренды он продал один мой автомобиль, а спустя еще три месяца другой, о чем я узнал значительно позже, — отметил собеседник. — Я написал заявление в милицию. Этот человек пришел в РОВД сам и все рассказал, но одну машину нашли на разборке разрезанной, а другая не обнаружена до сих пор».

Неработающая схема

М. в объяснениях милиции указывал:Схема заработка посредника какое-то время работала, хотя была большая текучка водителей (порой менялись каждые 2—3 недели). За ДТП, в которое попал один из наемных водителей, М. взял с него 200 рублей, остальные 800 решил выплатить сам. Один Nissan передал в аренду местной фирме. В итоге за М. числилось два Nissan от Константина и три машины от другого собственника, еще одну он взял под договор займа. Несмотря на отсутствие автомобилей в собственном владении, М. начал собирать документы для регистрации своего автопарка, подыскивать офис. Выкупил 50% той самой местной фирмы за 50 рублей. Доход был небольшим: за вычетом всех обещанных денег чистыми выходило 600 рублей. Тем временем на фирме стало неспокойно — после объявления об обязательной установке в каждой машине таксометра ушли все водители.

Проблемы и долги росли, прибыль скатилась до 300 рублей в месяц, чего явно не хватало для семьи с двумя детьми. Тогда М. решил пойти на риск — продать один из «чужих» Nissan. Так как авто по документам принадлежало не ему, официально сделку провернуть было нельзя. Поэтому М. нашел объявление о скупке машин без документов на запчасти. Автомобиль, за который еще полностью не рассчитались, уехал на разборку за 1000 долларов. Позже случилось еще одно ДТП, затем — поломка двигателя одной из машин из автопарка «чужих». Мужчина решился на продажу второго Nissan по той же схеме — на запчасти и без переоформления. Забрали за 900 долларов. Эти деньги ушли на погашение долгов: аренда офиса и других автомобилей, налоги фирмы.

На разборку уехал и Peugeot 407 еще одного компаньона, еще один Nissan и два Hyundai Solaris. Как он будет объяснять продажу чужих машин, М. в тот момент не думал. Каким образом будет рассчитываться перед Константином и другими, должник не знал. Главным для него на тот момент было погасить висевшую задолженность.

Мужчина был уверен: вот-вот все изменится, бизнес станет прибыльным, и со всеми можно будет рассчитаться. Через несколько недель пришло осознание: он не может платить за все арендованные автомобили. В итоге М. перестал выходить на связь.

Вскоре манипуляции с машинами стали очевидны. Владельцы транспортных средств обо всем узнали, кто-то даже нашел свое авто на разборке. Но не все. И в тот момент, когда М. в милиции подписывал бумаги с фразой «вину в содеянном признаю полностью», хозяева машин продолжали поиски.

«Нет состава преступления»

В этой истории больше всего Константина возмутил даже не сам факт продажи двух Nissan без его ведома, а первоначальная реакция ОВД: «Я написал заявление о привлечении мужчины к ответственности за мошенничество — завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, как сказано в УК. Позже мне пришел ответ из РОВД, в котором сообщалось, что состав преступления не установлен. Мол, это гражданско-правовые отношения, потому что у нас с М. были „длительные хозяйственные отношения по устной договоренности“. В ответе была также ссылка на постановление пленума Верховного суда от 2001 года: деяние может быть квалифицировано как мошенничество лишь в том случае, если виновный еще в момент завладения имуществом намеревался завладеть им. А таких данных в ходе проверки милиция не получила. В возбуждении уголовного дела отказали, предложили обращаться в суд по гражданским делам».

Константин обжаловал это решение в областной прокуратуре. Говорит, в ответе указано, что полученной информации не хватает для открытия уголовного дела, его отправили на повторное рассмотрение. В конце прошлой недели из Следственного комитета пришло письмо — уголовное дело все же возбудили. В уведомлении фигурирует статья «Кража, совершенная в крупном размере» УК РБ.

«Остатки первого (выкупленного у лизинговой) Nissan Almera мне нужно забрать со стоянки РОВД на этой неделе. Где находится мой второй Nissan, я не знаю, — резюмирует мужчина. — Его пока никто не ищет. Он может сейчас ездить по Беларуси или России просто с другими номерами или ждать свой очереди в гараже. А может, машина уже давно разобрана. И человек, который натворил дел с чужими автомобилями, пока никак не отвечает перед законом».

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев
Без комментариев