Дневник мотогонщицы. Как бесплатно проехать «Шелковый путь» и не помереть в пустыне

10 829
25 июня 2021 в 17:42
Источник: Настя Ленёва. Фото: архив героини

Дневник мотогонщицы. Как бесплатно проехать «Шелковый путь» и не помереть в пустыне

Источник: Настя Ленёва. Фото: архив героини

1 июля стартует одно из трех самых протяженных и сложных ралли в мире — «Шелковый путь». В этом году гонка продлится 10 дней и 5442 километра — из Омска в Улан-Батор. Всего поедут 90 экипажей: автомобили, мотовездеходы, грузовики, мотоциклы. Из Беларуси поедут, как всегда, «МАЗ СпортАвто». На этом бы история и закончилась, но организаторы решили освободить всех девушек от стартового взноса — а у мотоциклистов это почти 12 тысяч евро. И здесь в истории появляется наша героиня — 28-летняя мотогонщица Настя Ленёва из Минска.

Еще в конце 19-го века французы придумали ралли-рейды — многодневные гонки по пересеченной местности, созданные для проверки автомобилей на прочность. Они бывают трех видов: баха — 1—2-дневное ралли протяженностью до 1000 км; ралли-рейд — гонка до 8 дней и 3000 км, и ралли-марафон — гонка по маршруту протяженностью более 5000 километров. Марафонов в мире всего три: «Дакар», про который слышали все, «Африка Эко Рейс», который проходит по маршруту оригинального «Дакара» в Африке, и «Шелковый путь», маршрут которого местами перекликается с этой древней караванной дорогой. «Шелковый путь» проводится с 2009 года, и за это время гонка успела побывать в России, Казахстане, Туркменистане, Монголии и Китае.

Мотоциклы участвуют в гонке с 2019 года (раньше были только автомобили, багги и грузовики), и у них это один из шести этапов чемпионата мира по ралли-рейдам. На гонку съезжаются самые быстрые гонщики мира — пилоты заводских команд КТМ, Honda, Yamaha и других. Интерес мотопроизводителей понятен: доказать, что их мотоциклы — самые быстрые и надежные, поэтому они собирают команды из сильнейших мотоспортсменов и создают им все условия для победы. Из 25 участников мотозачета таких 11, остальные — опытные спортсмены из Европы или Монголии — страны проведения гонки.

Победитель ралли «Шелковый путь — 2019» Сэм Сандерленд

От мечты к цели

Как все началось в моем случае — я сначала путешествовала на мотоцикле по дорогам, потом — по бездорожью. Начала тренировать навыки езды по пересеченной местности, увлеклась и вот уже пять лет занимаюсь мотоспортом и соревнуюсь в эндуро и мотокроссе, два года выступаю в ралли. Проехала все этапы «Бахи Украины» и четырехдневную гонку «Золото Кагана» в Астрахани в 2020-м. Тогда ко мне подошел пообщаться директор гоночной команды «КАМАЗ-Мастер» и «Шелкового пути» Владимир Чагин — я и ляпнула в разговоре, что планирую к ним на следующий год. Но не думала тогда, что это серьезно.

Подиум 2-го этапа «Бахи Украины» 2020

Я мечтаю проехать ралли «Дакар» — самую известную, сложную и дорогую внедорожную гонку в мире. Белорусов в мотозачете еще не было, а белорусок тем более. Всегда бывает момент в жизни, когда нужно принимать решение — оставлять мечту мечтой или что-то делать для ее осуществления. Оставим пока в стороне вопрос бюджета, но для того, чтобы тебя просто допустили на «Дакар», нужно проехать две гонки уровня чемпионата мира. «Шелковый путь» — как раз одна из таких гонок и, по словам участников, не менее сложная, чем «Дакар». Я все-таки решилась попробовать в этом году и немного рассказать про раллийный мир изнутри, глазами участника.

План был отличный — проехать снова «Золото Кагана» и 5-дневное «Ралли Казахстан» для подготовки, в процессе найти спонсоров и в июле полностью подготовленной выдвинуться на старт в Омск. Но после тренировки в апреле я сломала плечевую кость. Было скорее обидно, чем больно — все начинать с нуля. Заживала кость без операции, я провела 50 дней в гипсе. Гипс сняли в середине мая. Сидеть бы мне еще дома и есть творог, но сейчас в мире все так быстро меняется, что, если есть возможность, надо брать и делать, а то неизвестно, что будет в следующем году.

Все лицензии уже куплены, документы оформлены, мотоцикл перестроен, сбережения потрачены на подготовку — поэтому или получится, или будет опыт. Финишировать в такой гонке — уже подвиг. Это и будет моя цель, а призовое место значения не имеет. Тем более из 25 мотогонов девочка — я одна.

Что из себя представляют подобного рода гонки?

Десять дней подряд каждое утро гонщики выезжают на старт и преодолевают маршрут в 400—700 километров. Ориентируются по приборам и «легенде» — прописанной условными обозначениями карте маршрута. Часть из них — лиазон — это просто доездка до старта «спецучастков», на которых гонщики соревнуются в скорости. Сначала катишься сколько-то километров по дорогам общего пользования, следуя правилам дорожного движения, доезжаешь до точки в пустыне и боевой участок гонишь во всю мощь. Все это действо зачастую происходит под 30-градусной жарой, и если в пустыне что-то поломается — ремонтируешься сам или ищешь, кто бы вытащил. После спецучастка снова лиазоном доезжаешь до бивуака. Бивуак — это лагерь гонки, там располагаются техника, механики, организаторский штаб, медпункт, столовая — такой небольшой город. И весь этот город каждый вечер собирается, грузится в «технички» и переезжает в новое место, к финишу спецучастка.

По приезду на бивуак можно поужинать в столовой, принять душ, отдать технику механикам, поспать в палатке или автодоме — и на следующий день повторить. За допуск каждого человека, автодома или машины поддержки на бивуак нужно платить немаленькие деньги. И поэтому для мотоциклистов, желающих испытать себя, или для тех, у кого не такие большие финансовые возможности, есть зачет для гонщиков, которые обслуживают свой мотоцикл самостоятельно.

Cделай сам

В «Дакаре» такой зачет называется Original by Motul, здесь — G-Moto Challenge. Из 25 участников мотозачета в нем поедут всего 7 человек, я — среди них. Мы будем обслуживать и чинить мотоциклы самостоятельно, без помощи механиков. Нам можно взять набор инструментов и запчастей, который должен влезть в ящик, его организаторы погрузят в фуру и будут перевозить из бивуака в бивуак. Помимо этого, можно взять два запасных колеса и две покрышки. Еще нам выделят каждому коврик, спальник, палатку и место для ремонта мотоцикла. Приехал — ставишь палатку и вперед, менять масло и смотреть, что отвалилось за день гонки.

Процесс может затянуться, поэтому насчет сна перспективы не самые радужные. Про участников этого зачета на «Дакаре» говорят, что им тяжелее всего, что они ходят, как зомби, и вечно недосыпают. Бывший руководитель «Шелкового пути» Семен Якубов шутил: «На этой гонке у спортсменов очень много свободного времени, но я не понимаю, почему все эти четыре часа они тратят на сон». Но, как говорится, «все равно лучше, чем на работе».

Как подготовиться к многодневному ралли-рейду?

Началось все с бюрократии и планирования. Регистрация на такие гонки начинается заранее, за несколько месяцев, а объем документов огромен. Нужно изучить технический регламент, требования организаторов, правила гонки, правила серии чемпионата мира, оформить медсправку, лицензию, заполнить профиль участника на сайте и так далее.

Дальше — еще веселее: перестройка мотоцикла под технические требования Международной мотоциклетной федерации (FIM). Обычно в таких многодневных рейдах участвуют на мотоциклах, подготовленных к ралли с завода — у них должен быть запас хода минимум 250 километров, объем 450 кубических сантиметров, навигационная башня, куда крепятся все приборы, специальная подвеска и так далее по списку. Стоит такой около 30 000 евро, поэтому я пошла другим путем — путем перестройки с элементами «колхоза» моего КТМ EXC 450 в гараже. И вот что получилось:

Поэтому последние 2—3 недели я буквально жила в гараже у своего товарища и талантливого механика Александра Грудо, c которым вместе за рекордные сроки сделали необходимое. Не буду утомлять техническими подробностями, расскажу только, что было непросто. Помимо обязательных креплений для приборов доделывали жизненно важные в длинных гонках мелочи — демпфер руля, гель в сиденье, крепления для набора инструментов и аптечки. Последние три недели я вставала в 6:30, шла на работу, потом на два часа на ЛФК — разрабатывать руку после перелома, затем в гараж, где до полуночи крутила гайки и изучала устройство мотоцикла. Параллельно с этим решала десятки задач: от добычи всяких кнопок-датчиков-разъемов до бюрократических вопросов из бесконечного списка (лицензия, справки, страховки, логистика).

Ремонт — вопрос отдельный. Раньше, во время путешествий, я редко залезала дальше подтягивания цепи и замены масла. А тут — сразу такое! По образованию и складу ума я абсолютный гуманитарий и могу сравнить ремонт мотоцикла с изучением нового языка — мало один раз запомнить, нужно понимание процесса, которое приходит с практикой. Надеюсь, полученных знаний хватит для гонки. Теперь вот мастерски бортирую колеса — если что, без работы не останусь.

Стартовый взнос на гонку для мотоциклистов обходится в 11 900 евро. Девушкам бесплатно, но есть много скрытых платежей: за установочные комплекты для приборов, за топливо, залоги за приборы, обязательный самонадувающийся жилет безопасности минимум за 750 евро, дублер прибора навигации за 750 евро, не говоря уже про проживание и перелеты. Почти у всех гонщиков есть компании-партнеры (кроме немногих самостоятельных энтузиастов, которые готовы продать все, что есть, ради одной гонки, или миллионеров, которым они попросту не нужны). Мой главный спонсор пока что — я сама. Рассчитываю на накопления за несколько лет плюс что-то займу у друзей. Очень надеюсь, что спонсоры найдутся в процессе пути к «Дакару».

Поехали

День X был в минувшее воскресенье. Команда «МАЗ СпортАвто» согласилась попутным грузом закинуть мой мотоцикл и ящики в Омск. Искренне желаю им победы на гонке. Воскресным утром КТМ и ящики были погружены в МАЗовскую техничку и отправились в Омск, а я догоню их позже — поездом и самолетом. Мне еще неделю работать и обязательные курсы Красного Креста по первой помощи проходить.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ANASTASIA LENIOVA (@leniova33)

Читайте также:


Спасаемся от зноя. Вентиляторы в Каталоге с доставкой на дом

Выбор покупателей
напольный, мощность 40 Вт, 3 скорости, управление механическое, таймер, лопасти 40 см, питание: сеть
напольный, мощность 15 Вт, плавная, управление электронное, таймер, пульт ДУ, питание: сеть
напольный, мощность 110 Вт, 3 скорости, управление электронное, таймер, пульт ДУ, лопасти 40.8 см, питание: сеть

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро