В связи с пандемией безусловным трендом стали путешествия по родной стране. Планируя маршрут по югу Беларуси, помимо прочих затрат стали рассчитывать, сколько денег уйдет на топливо. Протяженность поездки составила 1100 км, в пересчете на бензин получилась круглая сумма. И тут мы вспомнили про популярность метановых машин в такси. Выяснилось, что использование метана в качестве основного топлива дает водителю выгоду почти в 3 раза по сравнению с ездой на стандартных видах топлива. Мы решили проверить этот тезис в белорусском туре.
Надо понимать, что метановое оборудование может быть заводским (всего в мире несколько десятков метановых моделей), либо установленным. Во втором случае владелец получает недостаток в виде баллона, который займет около половины багажника. Желательно, чтобы мотор был с распределенным впрыском. Ориентировочная стоимость установки — от 2000 рублей, окупаемость начинается через несколько месяцев. Кроме всего прочего, метан является природным газом и самым экологически чистым топливом, снижение выбросов в атмосферу — до 95%. Газ-пропан же является жидким и обеспечивает экономию всего в два раза, но зато можно заправиться на почти всех больших АЗС, метановых же только 4 штуки. Давно муссируются стереотипы о вреде газового оборудования, его опасности, уменьшении ресурса двигателя, но научно ни один из них не подтвержден. Безумно популярны газовые авто за рубежом — к примеру, в соседней Украине более 200 метановых заправок.
Насколько известно, полноценных прокатов машин на метане всего два в СНГ: по одному в Минске и Киеве. Руководитель минского автопроката Сергей рассказал, что базовым авто является весьма популярная в Европе версия Volkswagen Eco Up. В то же время у нас таких машин всего несколько десятков на всю страну, из них пять — в его прокате. Говорит, с момента открытия бизнеса белорусы и туристы сразу оценили все преимущества, и прокат за короткий срок завоевал популярность. Сергей утверждает, что при полной заправке газом можно проехать около 350 км, выходит менее 4 рублей на 100 км. Кроме того, в Eco Up предусмотрен 10-литровый бензиновый бак, который позволит проехать еще примерно 300 км. Таким образом, запас хода без дозаправки превышает 650 км.
Одна из метановых заправок находится на улице Скорины в столице. Перед стартом поездки направились именно туда. Процесс заправки (после изучения инструкции) занял около 10 минут. Необходимо выбрать колонку со значком евро — при открытии лючка виден евроразъем для газа рядом с горловиной для бензина. Заправки АГНКС находятся только в крупных городах, а вот в более мелких есть только бескомпрессорные заправочные пункты (по сути, изучается спрос, набирается клиентская база и только затем строится АГНКС).
Режим работы у заправочных пунктов не является круглосуточным: обычно они не работают по выходным, и даже можно столкнуться с тем, что у них заканчивается газ, который привозится раз в неделю. В итоге заправят не полностью. Более того, существуют идентификационные карты для владельцев авто, и многие пункты принимают оплату только с помощью таких карт. Наличка и карточка не подойдут. Эти карты пополняются через ЕРИП. Также при заправке потребуется свидетельство о регистрации баллонов.
Проехав по не самому короткому, однако весьма живописному маршруту Ганцевичи — Пинск — Столин — Ольманские болота — Давид-Городок — Ольшаны — Туров — Любань и набравшись ярких впечатлений, направили Volkswagen в Бобруйск. Там есть полноценная АГНКС на метане. Eco Up имеет бортовой компьютер, где суммируются два бака (метан и бензин) и выдается общий остаток, а также средняя скорость, расход и прочее. Таким образом, водитель четко представляет, как распределить дозаправки.
На приборной панели Eco Up индикатор топлива имеет две шкалы — для 10-литрового бензинового бака и метана. Когда заканчивается метан, машина автоматически переходит на бензин. На практике это ощущается как небольшой толчок.
Начнем с хорошего:
Продолжим плохим:
Лидерами по использованию метана в Европе являются Италия и Германия. Италия и вовсе имеет более миллиона метановых авто. В СНГ в топе Россия (более 40% мировых запасов метана, а также до 95% субсидий на перевод машины на метан), Украина, Узбекистан и Армения. В Ереване, например, более 80% транспорта работает на метане, а заправки могут иметь до 20 колонок. У нас еще, видимо, все впереди.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by