В ДТП не виновата, постановление на руках, а страховку все равно не получила — почему?

12 августа 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

В ДТП не виновата, постановление на руках, а страховку все равно не получила — почему?

Каждый водитель рассчитывает на то, что соблюдение правил, осторожность и изрядная доля везения уберегут его от неприятностей на дороге, но, случается, чего-то из перечисленного не хватает. И если нарушителям остается пенять на себя, то потерпевшие не по своей вине надеются на справедливость, иными словами, на получение компенсации. Но раз за разом мы слышим истории о поврежденных автомобилях, водители которых вроде бы и не виноваты ни в чем, но и добиться возмещения не могут, выслушивая на разные лады: «У вас не страховой случай».

В лобовое стекло прилетел камень — кто виноват?

Аэродромная. Взрыв колеса

3 июня наша читательница Алеся ехала за рулем своего миниатюрного Mitsubishi Space Star по улице Аэродромной в Минске, везла ребенка в поликлинику.

— Мы двигались в направлении улицы Чкалова, примерно час дня, но, знаете, поток был очень плотный. Неподалеку же застраивается «Минск-Мир», транспорта — море, в том числе большегрузов. К тому же шел ремонт дороги — были выставлены соответствующие знаки, скорость снижена до 40 км/ч, — рассказала девушка.

Обратите внимание на оба факта: во-первых, участок дороги находился на ремонте, во-вторых, там регулярно курсировало большое число грузовой техники. Ситуация: в крайней правой полосе на «аварийке» стоит автомобиль. Это замечает водитель грузовика, который едет в этом ряду, и перестраивается. За грузовиком движется Mitsubishi Space Star. Внезапно в этом авто с громким хлопком лопается заднее колесо.

— У меня датчики давления в шинах. Я услышала резкий звук, тут же загорелся датчик. Хорошо, что резко не тормозила, сориентировалась, плавно снизила скорость и съехала к краю дороги, — говорит Алеся.

— Испугались в тот момент?

— Конечно, машина же еще такая маленькая, звукоизоляция там очень условная. Испугалась за ребенка, а вот сам он ничего толком и не понял — остановились, и все. Неподалеку как раз проезжал супруг, подъехал, забрал ребенка, а я осталась на месте дожидаться ГАИ, — вспоминает наша читательница.

ГАИ. На месте происшествия

Колесо находилось в плачевном состоянии: покрышка лопнула, диск был сильно погнут.

— Инспекторы приехали достаточно быстро. На самом деле спасибо им: они нашли тот предмет, на который я наехала, помогли разобраться в ситуации, успокоили, еще и машину до съезда дотолкали, чтобы пробки не было — сама я не могла отъехать, — говорит Алеся.

На проезжей части недалеко от остановившегося Mitsubishi сотрудники ГАИ нашли металлический диск размером с мобильный телефон  острый по краям и довольно тяжелый.

— Он похож на срез какой-то трубы. Вначале я подумала, что он мог вылететь из-под колеса того грузовика, который перестраивался, но эта версия быстро отпала с учетом веса этого предмета. Скорее всего, когда машина впереди перестраивалась, я просто не успела сориентироваться и наехала на диск задним колесом, от этого оно взорвалось, — считает девушка. — Если бы не грузовик, все могло быть иначе, а в той ситуации я просто побоялась резких маневров: маленькую машину на дороге просто не замечают, приходится быть осторожной.

На месте происшествия инспекторы составили материал, зафиксировав дорожную обстановку, сам предмет, на который был совершен наезд. В результате водитель Mitsubishi получила постановление, из которого следует, что в инциденте усматриваются признаки дорожно-транспортного происшествия — происшествия, совершенного с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (п. 2.18 ПДД).

Также было установлено, что металлический предмет не представлялось возможным заметить во время движения, соответственно, нарушений правил дорожного движения со стороны водителей не усматривается, а повреждения, полученные автомобилем Mitsubishi, возникли по причинам, не зависящим от действий водителей, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.18 КоАП («Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения»).

Достаточно подробное постановление, которое оставляло автомобилистке шансы на получение компенсации: посторонний предмет находится на проезжей части, возможности избежать наезда на него не было.

— Сотрудники ГАИ пожелали мне удачи в решении вопроса, а я с документами направилась в свою страховую компанию, — отметила собеседница.

Страховая. Надежда и разочарование

Каско оформлено не было, иначе вопрос решался бы просто. Была обязательная «автогражданка», которая страхует ответственность самого владельца, но не предусматривает выплат в случае подобных инцидентов. Соответственно, для получения страхового возмещения должна усматриваться ответственность иной стороны, говоря проще, нужно найти виноватого.

— В принципе, будучи немного знакомой с подходами страховых компаний, я с самого начала ни на что особо не рассчитывала. Но когда я подавала документы, меня с самого начала обнадежили: мол, организации, которые выполняют ремонтные работы на проезжей части, несут ответственность и за дорожное покрытие, и за то, что на нем находится. Мне сказали, что запросят материалы в ГАИ и если там будет указано, что был совершен наезд на предмет, находившийся на дороге, то это может свидетельствовать о нарушении правил эксплуатации дорог, то есть о несоблюдении нормативных актов, соответственно, мой случай признают страховым, — рассказала Алеся.

Документы забрали для изучения, а через некоторое время хозяйка машины получила ответ: случай не страховой.

— Я задала вопрос: как же так? Но пояснений не последовало, все, что мне сказали: «Такое решение было принято», — отметила девушка.

Позиция страховой компании становится ясна из пояснений, которые получила хозяйка машины. В частности, там указывается на то, что объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий (п. 150 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь).

То есть объектом страхования в данном конкретном случае является не автомобиль Mitsubishi Space Star, а гражданская ответственность его водителя в том случае, если бы ее действия повлекли причинения вреда.

Ну и опять же — не установлено лицо, виновное в происшествии. «В связи с тем, что в данном происшествии вред причинен не транспортным средством, гражданская ответственность которого подлежит обязательному страхованию, а в результате наезда на препятствие (металлический предмет), заявленное событие не может быть признано страховым случаем в соответствии с законодательством, регулирующим данный вид страхования, и выплата страхового возмещения не может быть произведена», — говорится в ответе страховой компании.

— В месте проведения ремонтных работ лежит металлический кусок трубы, случается ДТП — и никто не виноват. Я ожидала, что страховая компания направит запрос в «Ремавтодор», установит лицо, ответственное за состояние проезжей части, ведь предмет, на который я наехала, не из обыденного обихода, а явно строительный. А получается, что, будь на дороге все что угодно, — никто ни за что ответственности не несет, — не скрывает разочарования наша читательница.

Юридическая сторона. А могло ли быть по-другому?

Случай непростой, что и говорить. С одной стороны, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса). Но каждый инцидент рассматривается в индивидуальном порядке, и на итоговое решение может повлиять любой нюанс.

Алеся все сделала верно: вызвала ГАИ. На месте происшествия были установлены обстоятельства произошедшего и найден предмет, на который машина совершила наезд. Если бы речь шла о необозначенной яме — было бы проще, можно было бы говорить об ответственности организации, обслуживающей дорогу и проводящей там ремонтные работы. Зачастую ответственность таких служб также страхуется, и для получения компенсации у автовладельца были бы хорошие шансы.

Но наезд на некий обломок — ситуация другая. Имеет значение даже то, что это за предмет, и, если бы речь шла об обломке транспортного средства, пришлось бы искать владельца этого авто.

— В случае, если будет установлен собственник того транспортного средства, от которого отлетел обломок, то логично говорить о гражданской ответственности в рамках действующего законодательства, — ранее поясняли юристы. — И, исходя из практики, это единственный вариант получить компенсацию. Дорожная служба отвечает за качество дорожного покрытия. А в данном случае мы говорим о наезде на препятствие: этот обломок мог появиться на дороге за минуту до наезда на него — каким образом и кто именно должен был это предусмотреть и предотвратить?

В любом случае причиненный ущерб должен подлежать взысканию с виновного лица. К примеру, если обломок, пропоровший колесо Mitsubishi, упал с какого-нибудь грузовика, имело бы смысл найти эту машину и ее водителя, так как именно водитель должен контролировать размещение и крепление груза. По крайней мере тогда, при наличии доказательств, можно было бы обратиться в суд в порядке ст. 933 Гражданского кодекса (п. 1: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред).

Эксперты также скажут, что вот для таких ситуаций в числе прочего и имеет смысл страховаться по каско, которое покрывает более широкий перечень возможных инцидентов.

Барнаул. А при чем здесь вообще Барнаул?

В сухом остатке этой истории, как и многих схожих, ДТП, в котором есть потерпевший, но нет виновного. И водителю приходится восстанавливать автомобиль за свой счет, хотя и это сделать порой ой как не просто!

— Такая Mitsubishi Space Star — машина в нашей стране очень не распространенная: в новом кузове, малолитражный трехцилиндровый автомобиль. Шина — ерунда, а вот найти диск — настоящая проблема. Европа по нынешним временам закрыта. Мы перерыли все здесь, обзвонили всю Москву и Подмосковье. В результате нам подсказали несколько организаций аж из Барнаула, представляете? И только там мы нашли такое колесо. В итоге ехало оно к нам поездом с Алтая, все официально, с чеками, — смеется Алеся.

серебристый, минивэн, дизель 1.9 л, механическая, передний привод
2900$ / 2450€
синий, минивэн, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
1150$ / 972€
синий, хетчбэк, дизель 1.9 л, механическая, передний привод
2600$ / 2197€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев