Замена элементов ГРМ — процедура четко регламентированная, но довольно дорогостоящая. Поэтому некоторые автовладельцы пытаются сэкономить, меняя не все указанные детали, а только самые важные, по их мнению. Не прислушиваясь при этом к мнению специалистов. Иногда это может иметь весьма печальные последствия.
Фабула истории проста и наверняка знакома многим автовладельцам не понаслышке: после обслуживания на СТО, в данном случае — замены компонентов ГРМ, двигатель авто вышел из строя. Владелец посчитал, что причина — низкое качество запчастей либо недостаток квалификации мастера, проводившего замену, и обратился с просьбой проведения судебной экспертизы.
«Двигатель на экспертизу был предоставлен в разобранном виде, поэтому сразу можно было переходить к исследованиям, — сообщает портал sudexpert.gov.by, — повреждений было достаточно. Впускные и выпускные клапаны первого и третьего цилиндров были деформированы с загибом и не плотно прилегали к седлам. Соответствующие контакту следы присутствовали на поршне. Похожая картина была и во втором цилиндре. Поршня на положенном ему месте вовсе не оказалось — он был разрушен полностью. Его части были предоставлены на экспертизу вместе с другими элементами двигателя, а остальные элементы оказались непосредственно в самом двигателе».
Для дальнейшего исследования поддон двигателя был снят. В нем-то и были обнаружены фрагменты поршня и поршневых колец, стопорные кольца, тарелка седьмого выпускного клапана. Как обратил внимание судебный эксперт, подобные повреждения характерны для нарушения синхронизации вращения коленвала и распредвалов. Осевой люфт шкива помпы оказался превышающим его максимальное значение в 0,13 мм. При вращении был отчетливо слышен шум, характерный для контакта крыльчатки с корпусом, а на корпусе были обнаружены следы подтекания антифриза. Сухие наслоения свидетельствовали о давности их происхождения. Разборка помпы лишь подтвердила ее неисправность — крыльчатка была разрушена.
«По итогам проведения автотехнической экспертизы установлено, что излом внутренней части крыльчатки водяного насоса существовал до разрушения деталей двигателя и способствовал ее разрушению, — постановили эксперты. — В момент разрушения крыльчатки при дальнейшем вращении вала происходило расхождение фрагментов от центра к краям до соприкосновения с корпусом блока цилиндров, что приводило к кратковременному угловому замедлению вала водяного насоса. При возникновении замедления в приводном ремне возникал резкий скачок натяжения. Из-за неисправности механизма автоматического натяжения в момент резкого натяжения ремня произошел наклон оси натяжного ролика и опорной втулки с последующим сходом шкива опорного ролика вместе с ремнем в направлении двигателя. Дальнейшее смещение приводного ремня привело к контакту с внутренней частью кожуха и деформации опорного ролика. Натяжение ремня было снижено, что в дальнейшем в совокупности с импульсным характером движения ремня привело к „перескоку“ приводного ремня через зубья. Как следствие — клапаны „встретились“ с поршнями».
В отношении помпы судебные эксперты установили, что ее неисправность можно было обнаружить только при демонтаже, она требовала замены из-за осевого люфта в подшипнике и наличия видимых подтеканий. А так как владелец автомобиля во время замены ГРМ был предупрежден о необходимости замены помпы, то его претензии к СТО и к продавцу запчастей были не обоснованы.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро