С 2011 года белорусы мечутся в муках выбора: брать «бюджетку» или за те же деньги присмотреть что-то поинтереснее за пределами ЕАЭС? Во втором случае обычно присматриваются к вторичному рынку США и Европы. Но мы решили обратить взор на ближайшего соседа — Украину. Страна переживает бум ввоза автомобилей и электрокаров. Можно ли там найти легковушку по более низкой цене, нежели в Беларуси, и будет ли сделка выгодной с учетом таможенных и других платежей? С такими вопросами Onlíner обратился к одной из крупных площадок с объявлениями о продаже авто в Украине — компании Park Drive. Спойлер: выиграть можно на малолитражках, редко встречающихся в наших краях.
Чтобы привезти авто из Украины, можно пойти двумя путями. Первый — самостоятельно доставить машину и полностью отвечать за процедуру растаможки. Второй — прибегнуть к услугам автовоза. В этом случае специалисты доставят транспортное средство к пункту досмотра, где покупатель будет сам декларировать купленную машину.
Самое главное — дополнительные расходы. На что придется потратиться помимо покупки авто? Статей расходов три: таможенный сбор, утилизационный сбор и пошлина. Ставки таможенного сбора указаны в приложении №2 к указу №443. Актуальная сумма — 120 рублей. С утильсбором тоже все несложно:
С таможенной пошлиной все намного сложнее. Перечень информации указан в решении коллегии Евразийской экономической комиссии №74 от 30.07.2017. Тут важно правильно рассчитать сумму, которая зависит от множества переменных.
Возраст авто. Считается с даты производства ТС. Точную информацию можно отыскать в документах на машину. Второй вариант — запросить данные у дилера или частного продавца. Если удалось установить только год выпуска, точкой отсчета следует считать 1 июля. Часто в документах указывают год и месяц изготовления авто. В таком случае стартовая дата для расчетов — 15-е число.
Сопроводительная документация. При расчете суммы важно изучить всю информацию о ТС.
Рабочий объем двигателя. Эти данные в обязательном порядке следует указать при декларировании машины.
На инфографике указаны актуальные ставки таможенной пошлины на 2021 год для физлиц. Для юридических лиц при расчетах учитывают и тип двигателя — бензиновый или дизельный.
Отдельно стоит напомнить о льготах. Многодетные семьи и инвалиды 1, 2 групп могут рассчитывать на возмещение 50% растаможки. Указ №140 действует только при ввозе для личного пользования. Таможня требует предоставить удостоверение инвалида или свидетельство о многодетности. Льготой можно воспользоваться в течение года после начала эксплуатации авто или в процессе декларирования, но только для тех машин, которые ввезены после 10.04.2019. Также льготы не предусмотрены для авто советского производства. Исключение — машины, выпущенные до 1951 года. Их считают культурными ценностями.
«Иногда дешевле покупать б/у авто в Украине и ввозить их в Беларусь, — уверяют специалисты украинского автобазара Park Drive. — Удастся сэкономить даже с учетом расходов на растаможку. Перед покупкой следует прикинуть сумму, чтобы рассчитать возможную выгоду». Точные расчеты можно произвести с помощью онлайн-калькуляторов растаможки. Достаточно знать модель, год производства, объем мотора и стоимость.
Мы попросили привести несколько примеров — как выгодной покупки, так и вариантов, с которыми сэкономить не выйдет.
В ответ нам привели расчет для Nissan Rogue 2018 года. На вторичном рынке Украины есть вариант за $15 990. В объявлении указан только год производства машины. Поэтому считаем, что транспорт выпустили 1.07.2018.
Найденное авто относится к категории «от 3 до 5 лет». Объем двигателя — 2500 см³. Ставка для расчета пошлины — 3 евро за 1 см³. Расчет: 3 × 2500 = 8750 евро. Сумма в долларах — более 10 000. Нужно прибавить к ней еще таможенный и утилизационный сборы.
За такую же модель с идентичным годом выпуска и объемом мотора в Минске просят от $21 000.
Выходит, машины с большим объемом двигателя ввозить не выгодно — расходы на пошлины и сборы превышают разницу в цене. О какой-то выгоде можно говорить, только если покупатель попадает под льготы.
Иногда на вторичном рынке Украины встречаются модели, которые крайне сложно разыскать на просторах Беларуси. Например, Mitsubishi Mirage 2020 г. в. с объемом двигателя 1,2 литра. Как выясняется, подобные авто ввозить целесообразнее всего. Во-первых, машина малолитражная. Во-вторых, относительно новая. В-третьих, с учетом сборов и пошлин покупка все равно окажется выгодной.
Еще один пример удачной покупки — авто, которых просто нет в Беларуси. В качестве иллюстрации — практически новый Renault Clio 2019 г. в. с пробегом в 8000 км за $14 000.
Такая машина на вторичном рынке Беларуси просто отсутствует. Даже с учетом растаможки покупка обойдется дешевле похожих авто других марок. При этом французский концерн отлично зарекомендовал себя для дорожных условий в странах СНГ.
Похоже, из Украины в Беларусь целесообразно ввозить в первую очередь те машины, которые редко встречаются в продаже. Наиболее выгодно приобретать «молодые» малолитражки. Именно в этом случае усилия и затраты на растаможку будут оправданны.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by