История из цикла «Кто должен был уступить?». Непропуск, «учитель», ДТП и неожиданный протокол

13 сентября 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

История из цикла «Кто должен был уступить?». Непропуск, «учитель», ДТП и неожиданный протокол

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Одна из нерешаемых задач минских дорог — кто должен проехать первым: заезжающий на полосу торможения или съезжающий с полосы разгона? Они ведь зачастую объединены на городских улицах. Кажется, по ПДД все очевидно (пункт 71): кто въезжает с полосы разгона, тот и уступает. Но если обе машины поравнялись через десяток метров от выезда? Начинает ли действовать правило помехи справа? Та же беда и с примыкающими второстепенными дорогами. Для движущегося по ним транспорта в месте слияния улиц установлен знак «Уступить дорогу», но если знак остался позади — нужно ли пропускать? Возможно, после прочтения этой истории правильный ответ станет понятен. Хотя, скорее всего, нет.

Водитель — назовем его Сергей — двигался на Lada в сторону выезда из города по Партизанскому проспекту (в направлении ул. Молодежной). На этом отрезке нельзя повернуть налево или развернуться: нужно либо ехать несколько километров до двухуровневой развязки, либо сначала повернуть направо, там выполнить разворот и только потом выехать на Молодежную.

Местные жители, которым часто приходится выполнять серию таких маневров, уже привыкли — чтобы безопасно повернуть направо, сразу (до пересечения с МКАД) въезжают на дублер проспекта (зеленая стрелка на схеме). Тем, кто движется по основной дороге (Партизанскому проспекту), приходится чуть сложнее: после слияния дорог правая полоса становится третьей, а для поворота нужно дважды перестроиться (красная стрелка на схеме).

Сергей оказался во второй ситуации: «При подъезде к перекрестку водитель Kia пропустил меня. Возможно, потому, что там установлен знак „Уступить дорогу“. Я начал перестраиваться. При перестроении услышал, что сзади кто-то посигналил, но я не придал этому особого значения. Был уверен: съезжаю с главной дороги, и другие автомобили далеко от меня».

Мужчина ориентировался на пункт 108 ПДД: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель ТС, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу ТС, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения». Тут стоит напомнить и пункт 2.45: «Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне».

Далее события развивались по не самому приятному для водителя сценарию: «После того как я развернулся и начал двигаться в направлении ул. Молодежной, меня обогнала Toyota. Насколько понимаю, именно ее водитель сигналил. Он начал подрезать, резко тормозить — „учить“. В результате случилось ДТП».

«Водитель Toyota подошел ко мне и стал утверждать, что я его подрезал, — вспоминает Сергей. — Я указал на знак „Уступить дорогу“, но мужчина стоял на своем. Предложил мне оформить европротокол, но я был против. Когда прибыли сотрудники ГАИ, они также настаивали на европротоколе, однако и им я отказал. В ответ мне было сказано, мол, если я настаиваю на обычном оформлении, то и меня привлекут к ответственности за создание аварийной обстановки. Я вновь напомнил о знаке „Уступить дорогу“, а в ответ услышал: „Он не действует, тут помеха справа“. Составили протокол опроса, забрали водительское удостоверение, сказали ждать звонка».

На разборе в ГАИ Сергея заверили, что в ДТП он точно не виноват, выдали справку для страховой компании. Но это был далеко не финал. «На меня начали составлять протокол об административном правонарушении за создание аварийной ситуации, — показывает документ минчанин. — Попросил объяснить, что же я нарушил, учитывая тот самый знак „Уступить дорогу“. Внятного ответа не добился. В качестве аргумента прозвучало лишь то, что знак, мол, ни при чем, я обязан был уступить».

Действительно, в протоколе имеется фраза «Совершил нарушение пункта 59 ПДД. При перестроении не уступил дорогу Toyota, без изменения их направления и скорости движения. Своим действием создал аварийную обстановку. Ответственность предусмотрена ст. 18.13.12 КоАП». Формулировка довольно странная, учитывая, что под созданием аварийной обстановки КоАП подразумевает «действия участников движения, вынудившие других участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению безопасности». Так же посчитал и Сергей, заявив на разборе в ГАИ, что не согласен с нарушением. В итоге дело отправили на доработку.

«Вскоре позвонил инспектор, чтобы переписать протокол, — продолжает автомобилист. — Мы с женой были в шоке: разве разрешено переписывать документ? Сотрудник заверил, что так можно делать. В новом протоколе уже значилось, что я все же вынудил водителя Toyota изменить скорость движения, что и повлекло за собой создание аварийной обстановки. Ответственность та же — по ст. 18.13.12 КоАП».

И вот на прошлой неделе у Сергея состоялся повторный визит в ГАИ: «Снова спросили, признаю ли я вину. Я вновь ответил, что нет, настаивая на обязанности водителя Toyota и всех, кто едет по примыкающей дороге, соблюдать требование знака „Уступить дорогу“ и на отсутствии нарушений с моей стороны. В ответ на эти аргументы получил штраф в 5 базовых величин без лишения прав — за нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки. Стоит упомянуть, что максимальная санкция статьи — 20 базовых с лишением прав до двух лет».

Даже после вынесения постановления мужчина уверен, что не нарушал ПДД, а знак приоритета в том месте стоит не просто так. В ГАИ же пришли к другому выводу. По просьбе минчанина взываем к «мудрости толпы».

Кто виноват в ситуации на примыкании дорог?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Нарушил Сергей
Toyota должна была уступить

Более 2 тыс. предложений на удобные и функциональные — столы для учебы и работы в Каталоге

стол для работы, прямоугольная форма, 1200x600 мм, высота 780 мм, материал: ЛДСП (столешница), ЛДСП (опоры)
Выбор покупателей
стол для работы, прямоугольная форма, 1400x650 мм, высота 730 мм, материал: ЛДСП/пластик (столешница), ЛДСП (опоры)
Выбор покупателей
стол для работы, прямоугольная форма, 1050x500 мм, высота 750 мм, материал: ЛДСП (столешница), окрашенная сталь (опоры)
геймерский стол, прямоугольная форма, 1350x800 мм, высота 750 мм, материал: ЛДСП (столешница), хромированная сталь/ЛДСП (опоры)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by