ВелоПетрович

Как устроен велодром и можно ли там покататься самому (можно)

21 086
30 октября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

Как устроен велодром и можно ли там покататься самому (можно)

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Летние километры уже давно остались позади, да и все гонки опавших листьев вот-вот завершатся. Начинается межсезонка — холодное, скучное время под трель бесконечных дождей. Чем заняться велолюбителю: пойти в зал, в бассейн, крутить станок, уставившись в монитор? Не такие плохие варианты, казалось поначалу. Потом Борисевич как-то сказал: «Ты знаешь, крутить дома станок, когда в Минске есть прекрасный велотрек, — это преступление».«А туда можно попасть?» Оказалось, можно.

Лексикон велосипедиста-трековика

Паркет — гоночное покрытие велотрека

Вообще, велоспорт — это про людей увлеченных, отчасти даже фанатичных. И домашним приходится привыкать к тому, что дома велик (а то и не один) занимает почетное место в красном уголке.

— В смысле я не нашел лучшего места, где его поставить? Это же велик!

Да кто еще, кроме человека увлеченного, попрется куда-то в выходной день в 7 утра через весь город с велосипедом?

— Типа спортсмен? — оценивающим взглядом смотрит сосед. — Ну давай-давай, крути педали.

Давать и крутить сегодня будем в совершенно невероятном месте — на минском велодроме, арене, где состязались лучшие из лучших. В 2009-м здесь проводился чемпионат Европы, в 2013-м — чемпионат мира, круче которого может быть разве что Олимпиада! А в 2021-м поеду я — ну не фантастика ли? Вам, кстати, тоже можно.

— Вы кататься? Любитель? — спрашивает добродушный дядечка на вахте.

Активно киваю головой, обижаясь на слово «любитель». Какой же любитель, думаю про себя, раз на велотрек приехал педали крутить — это уж как минимум +78 к профессионализму. Даже сосед-курильщик назвал спортсменом, и вдруг такая релегация. Попутно соображаю, куда идти дальше? Полотно-то — вот оно, но прежде нужно переодеться. Здесь все по-настоящему: раздевалка, велошорты, каска. Приходит тренер.

— Новенький? Ну тогда слушай...

Инструктаж — это обязательно. Паркет на треке — сибирская сосна. Сделаешь что-то не так — можешь упасть. Упадешь — можешь эту сосну повредить. Повредишь — станет мучительно больно, потому что упал (но это во-вторых) и потому что за этой сосной могут сгоряча отправить в Сибирь (это во-первых).

— Так, ребятки. Сейчас вы тихонечко здесь прокати́тесь, погрейтесь. Кто поопытнее, плавно поднимет скорость. Просто чтобы подышать, а потом мы поделаем упражнения.

Тренер — красавчик. Не то, что тот, на вахте: «Любитель?» Ладно, поехали уже.

Глухая передача — нет свободного хода

Скрип колеса — где-то это было. Постойте-ка, это не колесо, это сосна сибирская поскрипывает, пока мы тут разогреваемся, — прикольно. Разогрелись, кстати, километров до 40 в час. Это, конечно, не шоссе: ни рельефа, ни ветра, который всегда в лоб, но сорокет на разминке — это что ж дальше-то будет?

— Сейчас разобьемся на две группы: в одной — ребята на трековых велосипедах, в другой — на шоссейниках, — руководит тренер.

Ремарка для тех, кто не в теме: нет, не все велосипеды одинаковые. Да, трековый и шоссейный на тонких колесах, но это не делает их близнецами. Самое главное: у трекового глухая передача — педали крутятся все время, пока крутится заднее колесо, нет свободного хода, типа разогнался и отдыхаю. У шоссейного есть. У трекового одна передача и нет тормозов: «Крути со всей дури, посмотрим, насколько ты дурной». У шоссейного часто передач больше 20 — удобно, можно себя пожалеть и подобрать, что полегче. Трековый велосипед жестче, бескомпромисснее, кареточный узел расположен выше, что делает возможным беспроблемное прохождение виражей, посадка при этом максимально агрессивная, атакующая. Кого атакующая? Время на круге.

Я сегодня на крутом карбоновом шоссейнике, но это, что называется, не повезло. Трековый велосипед — это плоть от плоти велодрома. Здесь просто необходимо это единение с велосипедом, когда вы скованы с ним одной цепью. Слышали такую песню? Она в каком-то смысле и про трек тоже.

Лазурный берег — внутренняя кромка трека

Занятие с тренером — это всегда серьезно. Если ходите в зал или бассейн, то знаете, о чем речь. Он координирует и контролирует работу, дает задания или нагоняй, чтобы с энтузиазмом и пободрее выполнялось. В общем, несет на себе всю смысловую нагрузку происходящего. Без тренера — это мы приехали для «инсты» пофоткаться, а с ним — пашем. Интервалы (это когда тяжело какое-то определенное время), рывки (это когда со всей дури на финиш), разминка, заминка — все по-взрослому. И это еще +20 к профессионализму. Где там тот вахтер, пусть посмотрит, как я прокачался!

— До скольки у вас тут любители разгоняются? — спрашиваю тренера.

— В рывке? Ну полтинник выдадут.

Пугаться не надо. Компания приходит разношерстная: кто-то занимался каким-то спортом раньше (к примеру, лыжники любят педали покрутить), кто-то продолжает чем-то заниматься, другие только купили велосипед. Удивительно, но каждый при этом чувствует себя абсолютно комфортно. По сравнению с шоссе велотрек в каком-то смысле гораздо больше подходит начинающим, но уже увлеченным велосипедистам, которые предпочитают кататься в группе. Эту мысль сформулировал все тот же Алексей Борисевич, велосипедный эксперт, технический специалист компании Boraх, который и является организатором любительских занятий на велотреке.

— Понимаешь, велотрек — это кольцо в 250 метров. Все катаются в одном месте, выполняют упражнения, никто не уезжает и не отстает — все на круге. На шоссе обязательно кому-то неймется, кто-то чувствует себя лучше, лучше готов. Такие полупрофики, как мы их называем, будут нервничать, а потом уедут от группы — они торопятся, им быстрее надо. На треке такого не случается. Уехал — и все равно где-то рядом, — отметил он.

С Алексеем потом поговорим, а пока крутим педали и стараемся дышать носом. Ну и круг за кругом изучаем собравшуюся компанию. Вон поехал боец, чемпион Андрей «Пуля» Кулебин. Кикбоксинг, тайский бокс — и в мыслях не было с ним задираться, да и опережать, наверное, лучше поосторожнее. Впрочем, Андрей сегодня накатывает по лайту, для него это не основная тренировка в этот день.

— К нам ходят и опытные ребята, и те, кто пару месяцев как велосипед купили. Первый раз, помню, появляются: ездить толком не умеют, в педали встегиваться. А теперь ничего — вон по виражу идут как! — тренер своих хвалит, я же говорю — красавчик.

Побеседовали в перерыве с одним таким любителем. Тоже определенный склад ума: купить с ходу шоссейник и записаться на велотрек — не все профессионалы так начинали.

— А с чего такая любовь к велоспорту проснулась?

— Ну как, коронавирус же: заняться нечем, поехать некуда. Вот практически от нечего делать и стал педали крутить.

Это магия спорта. Можно ставить перед собой самые амбициозные цели и штурмовать мировые рекорды — вперед! А можно делать все то же самое ради удовольствия, ради того, чтобы прочистить голову и почувствовать себя живым. Не живущим кое-как в болоте забот и обязанностей, а именно живым. Кайфовать от воды, от еды. После того как устал по-хорошему, кайфовать от боли в мышцах, которая сигнализирует на самом деле только об одном — ты становишься сильнее. Есть любители, которые достигли своих высот и выдают результаты не хуже профессионалов, а есть те, кто катается на своем уровне, но при этом не менее счастлив. Выбирай, что нравится — и крути педали, любитель. Вот он такой и есть — велоспорт.

Вираж — уклон трека

Максимальный угол виража на минском велотреке — 41 градус. Думаете, легко туда забраться? Что ж, подумайте еще раз.

— С первого раза мы туда не пускаем никого. Нужно, чтобы человек подготовился, а мы понаблюдали за ним. Но раз на третий люди виражи проезжают. Побаиваются, может быть, но едут, — добродушно посмеивается тренер.

А мне надо с первого раза — репортаж же, не поймут, если не попытаюсь. Поднабрать скорости в спринтерском коридоре, и пошел на взлет — всего делов. Так серфингисты ловят волну, а скайдайверы — воздушный поток. Эх, еще бы велик трековый! Вот где оно нужно, единение с машиной под тобой.

По самой верхней кромке не прошел — говорю честно. Но только потому, что на шоссейнике это запрещено — есть риск зацепить полотно педалью, а ехать за новым в Сибирь ой как не хочется. Однако даже с половины виража трек выглядит совсем иначе. Выводишь велосипед на траекторию и чувствуешь, что над тобой властны все законы физики. Под тобой почти отвесный склон, а ты катишь по паркету под углом к земле, а затем спуск с виража и скоростной импульс. Велотрек — самый тактический вид, здесь побеждают не только силой, но и хитростью.

— Получилось? Ну молодец! 

Ну все. После такого можно гордо смотреть в глаза вахтеру: «Ох, дядька, ты б меня видел!»

Финишная линия — начало подготовки к новому старту

Когда мы уходили в раздевалку, трек занимали профики. Совершенно невообразимая частота педалирования, визуальная легкость прохождения виражей, совсем другие скорости. Так древние греки смотрели на богов Олимпа — в том смысле, что ну и фиг с ними, с богами: не всем нужно становиться олимпийцами, зато времени свободного побольше, а наваливали мы тоже неплохо.

Втянуться в этот спорт проще простого. Устал, намаялся — передохнул, и, кажется, хоть сейчас в педали встегнуться — и дальше. Любителей на велотрек на постоянке стали пускать фактически только в этом году — сначала зимой, теперь вот осенью. Прав был Борисевич, нужно этим пользоваться.

По стоимости абонемента велотрек соизмерим с бассейном или тренажерным залом. Занятия проводятся дважды в неделю, плюс есть возможность ходить на общеукрепляющую подготовку в зал, к профильному тренеру. Нет велосипеда — дадут напрокат, нет экипировки — помогут выбрать. Целая культура, а уж сколько разговоров под чашку кофе: про железо, про спортсменов, про соревнования.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от borax.by | ВСЁ ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА (@borax.by)

Бачок — фляга с водой

За чашкой кофе поговорили с Алексеем Борисевичем об идее открыть велотрек для любителей (хватит шутить, на это слово не нужно обижаться).

— Слушай, ну велотрек — не самая простая история для новичков, вы взялись за ту еще задачку!

— Все верно. Я бы сказал, что первое слово, с которым ассоциируется велоспорт на треке, — это академичность. Этим нельзя заниматься только для фана: есть строгие правила, вопросы безопасности, сама суть велосипеда, ведь это тот самый фикс, только он используется по назначению. Но велоспорт как таковой начался именно с трека. Первые велогонки, которые проводились на Олимпиаде, были именно на треке, это самый старый вид организованных велосипедных соревнований. То есть это история, серьезная история, и она открыта для тех, кто готов методично заниматься.

— Начиная с азов, проще понять суть велоспорта, почувствовать то, как все происходит?

— Безусловно. На треке быстро понимаешь суть велосипеда, привыкаешь к тому, что вираж дает тебе энергию, что сидеть на колесе на скорости за 40 км/ч — это прям реальное преимущество, что держаться в коридоре, выбирать траекторию — это целая тактика. Это та самая академичность. В велоспорте нужно еще и думать, а не только крутить педали во всю мощь. К примеру, сейчас тренер учит нас стартовать. Казалось бы, чего проще? Поднажал на педали и поехал. Но когда у тебя всего одна передача, быстро стартануть, правильно вложиться, чтобы не выбиться из сил на первом же круге, — это целая наука. И именно на «глухаре» учишься это чувствовать, на треке все имеет значение.

— Но на шоссейниках ребята тоже с вами занимаются.

— Да, у них своя программа, там есть определенные моменты по использованию ширины трека. Но со временем те, кому все это начинает нравиться, стремятся пересесть на трековые велосипеды, потому что это все-таки совсем другая история.

— Я знаю тех, кто и в городе предпочитает фиксы, то есть те же трековые велосипеды. Как к ним относятся спортсмены?

— Ты знаешь, на определенном этапе я был преисполнен снобизмом в отношении так называемых фиксеров, которые гоняют на таких велосипедах по городу. И я до сих пор считаю, что это небезопасно и не надо так делать. Но после трека я немного лояльнее стал относиться к таким людям. Действительно, в этом есть своя романтика, своя эстетика и, самое главное, то чувство, когда ты становишься одним целым со своим велосипедом.

— Я так понимаю, вся эта история с любительскими заездами на треке и вне его — это своеобразный клуб по интересам?

— По сути, вся эта движуха началась в прошлом феврале, раньше мы просто не смогли попасть на велодром из-за очередного всплеска «короны». Тогда мы не знали, как все получится, нашей целью было попытаться привить заинтересованной аудитории культуру велоспорта, показать, что такое работа с тренером, что такое соревноваться, что такое настоящий велоспорт.

Имея в Минске такой уникальный для страны объект, мы хотели дать импульс развитию любительского велодвижения. У нас хватает велосипедистов, которые выезжают и катаются каждый сам по себе. Какого-то объединяющего фактора у них нет. Любительский спорт вообще очень особенный: он про то, чтобы кайфануть, удовлетворить свои амбициозные цели, победить в первую очередь себя.

В нашем понимании мы создадим определенный культурно-спортивный кластер, в котором люди смогут заниматься тем, что им нравится, тренироваться, учиться чему-то, в конечном счете расти над собой. Что-то у нас получается. Мы провели зимние месяцы на треке, а затем продолжили тренировки уже на шоссе, организуя совместные выезды. Был даже полноценный спортивный сбор в Беловежской пуще.

У нас хватает в жизни ситуаций, когда нужно терпеть, делать что-то не в удовольствие. Мы же во время наших занятий все хотим делать в удовольствие, даже если это по-настоящему тяжелые тренировки. В коллективе все переживается по-другому.

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by