Велосипедиста, сбившего пешехода на велодорожке, будут судить по статье. И больше ничего не изменится

01 марта 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Велосипедиста, сбившего пешехода на велодорожке, будут судить по статье. И больше ничего не изменится

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Минская велодорожка из Дроздов в Чижовку по привычке считается лучшим веломаршрутом столицы, хотя уже давно многие опытные велолюбители чураются ее. Слишком там все хаотично: велосипеды, самокаты и электросамокаты, пешеходы с детьми и без детей, собаки на выгуле. Дорожка все меньше похожа на веломагистраль, тянущуюся через весь город, и все больше напоминает какую-нибудь оживленную набережную, где повстречаешь кого угодно, вот только порадуешься ли встрече? В конце лета на этой дорожке велосипедист столкнулся с пешеходом. У пешехода тяжкие телесные, у велосипедиста — уголовное дело. На веломагистрали все как и прежде, без изменений.

Происшествие на велодорожке

Велодорожка. Столкновение

Егору 25.

— Я увлеченный велосипедист: катаюсь на шоссейном велосипеде, — говорит он.

10 августа после работы он уехал на велике за город, набрал километров вокруг Минского моря и уже возвращался назад.

— На проспекте Победителей сразу въехал на велодорожку — думал, так будет безопаснее. Это же велодорожка — что может случиться, верно? — грустно произносит Егор.

18:30, красивый летний вечер только начинается, кругом светло и тепло. Велодорожка вдоль воды петляет в направлении центра.

— Помню, было много велосипедистов, самокатчиков, вдоль дорожки гуляли пешеходы. Ожидать каких-то неадекватных действий было не из-за чего: я еду по велодорожке, люди находятся в стороне от нее. Я знаю, что часто кто-то из пешеходов выходит на велосипедную часть, но обычно люди все же поглядывают по сторонам и пропускают велосипедистов, — отмечает парень.

Река сворачивает вправо, к Marriott Hotel. Велосипедист ехал ближе к правому краю дорожки — можно сказать, держался своей полосы в соответствии с разметкой. Рядом с отелем прогуливалась семья: мужчина, женщина и две девочки.

— Они шли параллельно велодорожке, спиной ко мне, и находились в районе тротуара, примыкающего со стороны зданий. Когда мне оставалось до них метров 10, одна из девочек не глядя побежала через дорогу, к реке. За ней пошли все остальные, — говорит Егор.

— Моя скорость — примерно 30 км/ч. То есть секунда — и столкновение. Я помню, что сразу зажал тормоза, пытался что-то им кричать и все — столкнулся с мужчиной. Он в тот момент стоял полубоком ко мне, глядел в противоположную сторону, — добавил собеседник.

Велосипедист отлетел на газон, приземлившись у фонарного столба. Мужчина упал на покрытие велодорожки, ударился головой.

Скорая. Первая реакция

— На какое-то время мужчина, насколько я понял, потерял сознание, но затем пришел в себя. Семья помогла ему перебраться на траву. У меня выбило плечо: я лежал и слышал, как семья оказывает помощь этому человеку, когда он приходил в себя, — продолжает Егор. — Когда я встал, мужчина держался за голову, говорил, что не понимает, как все произошло. Прохожие собирали в кучу все мое имущество, которое разлетелось повсюду при столкновении. У меня контактные педали — соответственно, я выстегнулся и улетел. Куда-то отлетел велосипед, очки вообще нашли не пойми где. Я был в шлеме, и, хоть ударился головой при падении, ничего плохого со мной не произошло.

На место вызвали скорую.

— Первая реакция семьи — обвинять меня, мол, куда смотришь, куда едешь? Я отвечал, что ехал по велодорожке. Я дождался с ними скорой помощи, мужчину поместили в машину и увезли в больницу, его родные уехали с ним, — рассказывает велосипедист.

Свидетель. «Видел группу товарищей, которые вели себя неадекватно»

После инцидента к Егору подъехал другой велосипедист, который в момент столкновения двигался во встречном направлении. Он оставил парню свой контактный номер «на случай, если будут разбирательства». Пока этот человек остается единственным известным молодому человеку свидетелем происшествия.

Нам удалось с ним поговорить, мужчину зовут Олег.

— Я двигался навстречу и самого момента удара не видел: все произошло у меня за спиной. Но подъезжая к этому месту — и я рассказал об этом следователю, — я видел группу товарищей, которые вели себя неадекватно. Их было четверо: мужчина, женщина и две девочки-подростка. Они шли со стороны Marriott, наверное из кинотеатра, потому что у них были такие большие стаканы, в которых продают попкорн. Шли к воде, может прогуливались, я не знаю. Одна девочка перебежала дорогу передо мной, а скорость у меня была приличная. Помню, про себя отметил, что такое поведение не вполне нормальное на велодорожке. А трое остальных уже находились на встречной для меня полосе: они занимали ее не полностью, а, наверное, на треть, но, что меня поразило, смотрели в мою сторону и даже не предпринимали каких-либо действий, чтобы оценить ситуацию, — рассказал мужчина.

После того как Олег проехал этих людей, он услышал звук удара.

— Я видел велосипедиста, который ехал навстречу, скорость у него была гораздо выше моей. Но понятно, что это велодорожка и приоритет на ней должен быть отдан велосипедистам, — считает свидетель.

Проехав еще немного по инерции, он развернулся и приехал на место происшествия уже тогда, когда пешеходу оказывали помощь.

Два звонка. Второй страшнее

Егор был еще на месте происшествия, приходил в себя, когда ему позвонили из милиции. Быстро, конечно. Впрочем, удивляться нечему: парень оставил свой номер телефона работникам скорой.

— Меня попросили рассказать, что случилось. Я рассказал. Потом уточнил, нужно ли мне оставаться на месте: может быть, кто-то приедет зафиксировать всю картину, следы торможения — не знаю, как это делается. Но мне ответили, мол, нет, я могу быть свободен, — отметил парень.

А ночью, примерно в 01:30, раздался звонок из Следственного комитета.

— Звонил дежурный следователь. Он сказал, что с мужчиной все плохо, он в больнице, а мне утром нужно явиться в СК. Я, конечно, перепугался, той ночью больше не уснул, — добавил собеседник.

Утром в Следственном комитете Егор еще раз рассказал о том, что случилось, схематично изобразил место происшествия.

— С группой экспертов я выезжал на место, они фотографировали асфальтовое полотно, замеряли его ширину. На этом все, дальше — тишина на несколько месяцев, — говорит он.

Неопределенность. Попытки диалога

— В СК мне сказали, что у мужчины перелом основания и свода черепа, гематома. Спустя какое-то время в соцсетях я нашел его супругу, позвонил ей, расспросил о здоровье пострадавшего, уточнил, могу ли я чем-то помочь. Мне сказали, что нужны знакомые в медицине, а у меня как раз родственница работает в нейрохирургии. Звонил ей, договаривался о помощи, — вспоминает Егор.

В сентябре состоялся личный разговор велосипедиста и пешехода, но прошел он худо.

— Мужчина сказал, что это я виноват в том, что их сбил, что он говорил со своими знакомыми и меня нужно наказывать за такое — все в таком ключе, — отметил парень.

Найти общий язык и какой-то выход из ситуации не удалось.

Уголовное дело. Обвинение

В конце октября снова позвонили из Следственного комитета, сказали явиться. У Егора был ковид, поэтому на пару недель все затянулось. Зато потом события стали разворачиваться стремительно.

— Следователь сообщил, что в отношении меня возбуждено дело по статье 155 Уголовного кодекса. Вручили постановление, был еще один допрос в качестве подозреваемого. Затем вызвали еще раз, в прошлый вторник, предъявили обвинение, ознакомили с материалами дела. Спросили, признаю ли я вину. Я сказал, что не признаю, — говорит велосипедист.

Статья 155 Уголовного кодекса — «Причинение тяжкого телесного повреждения по неосторожности». Наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Не водительская статья. Адвокат

— В материалах дела, с которыми мне давали ознакомиться, указано, что я нарушил требования Правил дорожного движения, в том числе пункты про скорость и, что больше всего меня удивило, про дистанцию. Но, как указала мой адвокат, хоть мне и вменяют нарушения ПДД, дело возбуждено не по водительской статье. Кроме того, не проводились никакие экспертизы, следственные эксперименты, как это делается при ДТП. Адвокат написала жалобу, но ведь теперь следственный эксперимент провести не удастся — совсем другое время года. Мы подали ходатайство о проведении дополнительной проверки, а также ходатайствовали о том, чтобы ГАИ дала правовую оценку действиям пешехода, — рассказывает Егор.

Корреспондент Onlíner обратился за информацией о происшествии в Следственный комитет, и мы опубликуем ответ, если он последует. Пока же есть лишь те сведения, которые сообщил велосипедист.

— Непонятно, при чем тут скорость, ведь на велодорожке ограничений нет. Что касается требования держать дистанцию, то в ПДД речь о дистанции до движущегося транспортного средства — это тоже не про мой случай. Зато ничего не сказано об обязанностях пешеходов на велодорожке, — отмечает молодой человек.

В Правилах дорожного движения (п. 148) говорится, что «движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов». Пешеходы же (п. 17.1) обязаны двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.

Минская веломагистраль обозначена разметкой и знаками 4.5.1 — «Велосипедная дорожка». В соответствии с ПДД эти знаки означают, что разрешается движение только на велосипедах, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки — и движение пешеходов, при этом пешеходы не должны создавать препятствий для движения велосипедистов.

— Я ехал по самой правомерной для велосипедиста дорожке, не желал никому вреда, а как только дорожку стали переходить люди, которые даже по сторонам не смотрели, я сразу принял меры для торможения и сделал все, что мог, для того, чтобы избежать столкновения. Произошел несчастный случай, и в нем обвиняют только меня, — считает Егор.

Пострадавший. «Все плачевно»

Корреспондент Onlíner связывался с мужчиной, пострадавшим в результате описанного инцидента. Разговор получился недолгим: собеседник пояснил, что до сих пор вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с сильными головокружениями, которые он испытывает.

— На ровном месте и такая ситуация! Просто сходил с семьей в кинотеатр. Теперь все плачевно: жил одной жизнью, потом в один момент все переменилось, и ничего уже не вернешь.

Я считаю, что если садишься на любое транспортное средство, то нужно контролировать скорость. А то увидел на асфальте намалеванный велосипед и решил, что может ездить так, как он хочет, а все остальные — разбегайтесь в стороны. Хорошо, что в меня попал, в 100-килограммового мужика, а если бы в ребенка? — отметил пешеход.

Велодорожка. Все по-прежнему

От адвоката Егор узнал, что его уголовное дело передано в прокуратуру для направления в суд.

Это происшествие — далеко не первый серьезный инцидент на главном веломаршруте столицы, который, несмотря ни на что, остается прежним. И пешеходы, прогуливающиеся там в одиночку или группами, с детьми, домашними животными — они никуда не пропали. А трафик в сезон увеличился. Кроме велосипедистов велодорожку облюбовали люди на роликах и лыжероллерах, к ним прибавились те, кто предпочитает средства индивидуальной мобильности: моноколеса, электросамокаты.

«С нашей культурой поведения ездить становится все труднее и труднее», — с сожалением отметил свидетель происшествия на велодорожке.

Многое отдано на откуп сознательности. Все будет хорошо, если пешеходы не выйдут на велодорожку или по крайней мере посмотрят по сторонам. Но такая привычка мало у кого есть, да и не выработается она, если всякий раз по умолчанию ругать того, кто быстрее.

Все будет хорошо, если велосипедист не станет разгоняться, но какая скорость является безопасной — никто не говорит, а велосипедисты тем временем уже не самые шустрые на велодорожке: электросамокаты, которые иногда больше похожи на мопеды или даже мотоциклы, куда быстрее. Те самые электросамокаты, кстати, которых по ПДД вообще не существует, поэтому где они должны ездить, до конца не понятно.

Идеальный веломаршрут раз за разом становится местом конфликта участников движения. И в этом он не меняется.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by