Два крупных штрафа и лишение на год всего за три месяца стажа. Невезение молодого водителя

07 декабря 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, носят иллюстративный характер

Два крупных штрафа и лишение на год всего за три месяца стажа. Невезение молодого водителя

Зачеты в автошколе, практика, экзамены в ГАИ — путь к получению водительского удостоверения проходили многие. Затем неопытный еще водитель вешает на машину знак «70» и выезжает в город, ощущая себя при этом не слишком здорово. Происходящее мало похоже на то, чему учился: повсюду автомобили, знаков много, инструктора рядом нет, «диагоналку» выполнять вообще не пойми как. Не так уж сложно получить права, еще легче их потерять. Давно ходят слухи, что ГАИ ужесточила подход и лишиться удостоверения можно даже из-за пустякового ДТП. Но слухи слухами, а перед нами Денис со своей историей невезения: водителем он пробыл только три месяца. За это время получил два крупных штрафа и попал на лишение.

Два крупных штрафа и лишение на год всего за три месяца стажа

Получил права, получил 15 базовых

— Права я получил в августе. Отучился в автошколе, сдал экзамены в ГАИ: площадку со второго раза, город — с первого. Все было нормально. А через недельку я попал в свое первое ДТП. Авария на пустом месте: въезжал в свой двор (прилегающая территория), а с обеих сторон дороги были припаркованы автомобили. При том что по ПДД их там вообще не должно было быть. Я совершил ошибку новичка: думал, что смогу проехать, а в итоге не рассчитал габариты и правым боком зацепил стоящую машину, — рассказал Денис.

У парня Kia Rio, второй участник — Volkswagen Polo.

— Вышел хозяин этого автомобиля. Решать вопрос на месте отказался, в том числе по европротоколу. Решил, что ущерб будет гораздо больше, чем 800 евро, хотя по факту у него там лишь царапины на бампере — ничего такого. Но вызвали ГАИ. Инспектор меня сразу предупредил, мол, теперь все строго, за такие происшествия привлекают по ст. 18.13 КоАП, то есть за создание аварийной обстановки. А за это могут и прав лишить, — отметил собеседник.

У водителя забрали удостоверение, спустя неделю вызвали на разбор полетов.

— Мне, можно сказать, повезло — дали штраф. Правда, нехилый — 15 базовых (435 рублей), — вздохнул Денис.

Та самая статья — 18.13

Законодательство то и дело претерпевает изменения, актуальная редакция Кодекса об административных правонарушениях была принята в начале этого года — 6 января. В данном случае нас интересует ч. 12 ст. 18.13 КоАП — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки». Она влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

Кодекс поясняет, что именно кроется за понятием «создание аварийной обстановки»: «Действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения».

Выходит, дорожно-транспортное происшествие с поврежденным автомобилем или имуществом — это создание аварийной обстановки.

За свое первое ДТП наш читатель получил штраф, близкий к максимальному, но право управлять транспортными средствами он сохранил. Впрочем, на этом неприятности не закончились.

Вторая авария за три месяца

— В следующий раз я снова влип во дворе. 14 ноября, помню, въезжаю на дворовую территорию, а навстречу большой такой Lexus. Ну, думаю, пропущу. А чтобы это сделать, требовалось сдать назад. Начинаю отъезжать, но в этот момент за мной уже стояла другая машина — Hyundai. И я в нее легонько так — тюк! — отметил собеседник. — Да, мой «косяк», не спорю. Когда учился, инструктор часто повторял, мол, привыкай к тому, что на дороге все меняется за секунду. Так и произошло. Я увидел машину впереди, сразу же стал отъезжать, но упустил из виду, что происходит позади меня.

Столкновение было несильным, машины сцепились регистрационными знаками.

— Водитель Hyundai вылетел на нервах и сразу стал звонить в ГАИ. Я ему говорю, погодите, давайте решим. Но он тоже отказался от европротокола: якобы машина куплена в лизинг, оформлено автокаско — в общем, только через ГАИ. И опять же сказал, что не впишется в 800 евро, что ему там чуть ли не весь бампер менять, — рассказал Денис.

Делать нечего: если хотя бы один из участников ДТП не хочет составлять европротокол, то придется соглашаться на его условия и вызывать инспекторов.

— Что самое смешное — пока мы стояли, подошел кто-то из прохожих и сказал: «Ребят, только ГАИ не вызывайте — сейчас лишают прав за такие ДТП», — с горечью припомнил молодой человек.

Вскоре приехал экипаж.

— Инспекторы сказали нам разъехаться. Смотрю, а у этого Hyundai на бампере ну вообще ничего, только небольшая царапина на номере. Но он, понятное дело, стоит на своем: «Вон-вон, я вижу, там точно что-то не так, бампер с крепления сорвало». Не знаю, я ничего не разглядел. Однако в протоколе записали, что поврежден знак и крепление бампера. Инспекторы, правда, сами нам предлагали, мол, повреждения мелкие, можно и по европротоколу все решить. Но тот водитель снова со своим автокаско. Короче, оформляемся, — отметил Денис.

Снова все повторяется, снова у автомобилиста забирают права до разбирательства.

— 22 ноября я пришел в ГАИ, к начальнику. Он поспрашивал, для чего мне машина и в том же духе. И в итоге лишил меня прав на год. А сверху еще и штраф дал — 10 базовых (290 рублей), — вздохнул собеседник.

«Еврик» бы спас — почему?

Извещение о дорожно-транспортном происшествии в народе называют и европротоколом, и «евриком», однако далеко не все на практике готовы прибегнуть к этому вполне надежному способу зафиксировать случившееся ДТП. Причин несколько: нет привычки (хоть европротокол и действует в Беларуси с 2010 года), недоверие к системе страхования, опасения сделать ошибку при самостоятельном оформлении, боязнь не вписаться в лимит выплат по европротоколу (сейчас они составляют 800 евро).

Ранее мы подробно рассказывали, как правильно оформить извещение о дорожно-транспортном происшествии. На самом деле это простой и действенный способ быстро разобраться с возникшей проблемой, а не дожидаться ГАИ. Конечно, есть несколько обязательных условий:

  • участие в ДТП не более двух автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу (кроме участвовавших в нем автомобилей);
  • в ДТП нет погибших и пострадавших;
  • наличие у водителей действующих прав на управление транспортными средствами соответствующей категории;
  • наличие у участников ДТП действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности;
  • отсутствие у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также характера и перечня механических повреждений, причиненных транспортным средствам;
  • отсутствие у водителей претензий друг к другу относительно их состояния (не пьян, не под воздействием наркотиков);
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями в размере до 800 евро по курсу Нацбанка.

При всем этом у европротокола есть еще одна важная особенность, которая могла бы спасти Дениса от визита в ГАИ и, как следствие, от лишения прав. Если составлено извещение, то виновник ДТП не привлекается к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Но в обоих случаях наш читатель услышал отказ от других участников происшествия, шансов не осталось.

Что теперь?

По закону у водителя есть право обжаловать решение ГАИ.

— Я понимаю, что вероятность совсем невысокая, но, посоветовавшись с адвокатом, решил все-таки попытаться. Я не говорю, что не виноват, и я готов нести ответственность за свои «косяки»: платить штрафы, возмещать ущерб. Но почему лишают прав и почему не на три месяца, не на полгода, а сразу на год? — задается вопросом Денис.

В жалобе, которая была направлена в суд, указано: «В результате столкновения никаких повреждений транспортному средству Hyundai причинено не было. Данное незначительное дорожно-транспортное происшествие само по себе не создало аварийной обстановки для иных участников движения, не создало препятствий для других участников дорожного движения, т. к. в этот момент во дворе дома никакие иные транспортные средства не двигались».

«Обязательно нужно заклеймить?»

Ситуация, в которой оказался Денис, заставила его задуматься о том, как в принципе устроена система административных наказаний.

— Я считаю, что неправильно наказывать за то, чему нас особо не учат. В автошколах — мы же это понимаем — готовят не к участию в дорожном движении в реальных дорожных условиях, а натаскивают на успешную сдачу экзамена в ГАИ. Для примера: припарковаться на площадке во время экзамена и припарковаться в загруженном дворе — это же совсем разные вещи. Если мы говорим про движение по городу — история аналогичная, — рассуждает молодой человек.

Он считает формулировку ч. 12 ст. 18.13 КоАП слишком обобщенной.

— Ладно, если бы авария была серьезная и произошла вследствие моей неправильной езды: повернул не из той полосы, проехал на красный свет — грубо нарушил правила. Мы же должны рассматривать причину. Разве я не знаю ПДД или сознательно их игнорирую? В таком случае, безусловно, я бы ставил под угрозу безопасность дорожного движения. Но, не ставя под сомнение свою вину в обоих ДТП, я считаю, что причина лежит еще в области неосознанного: я просто не приобрел необходимого опыта, — говорит Денис.

Собеседник ставит вопрос ребром: как молодым водителям, успешно сдавшим экзамены и получившим право управлять транспортными средствами, приобрести необходимый опыт за рулем, если после мелкой аварии они этого права будут лишаться?

— Ну случилось такое два раза — что теперь, вешать ярлык и говорить, что со мной всегда так будет? Обязательно нужно заклеймить? Я не считаю себя плохим водителем. Я сделал выводы и после первого ДТП, и после второго, я вырос в плане вождения и отношения к нему, получил трудный опыт. Обязательно ли лишать прав за происшествия, о которых, если бы повезло чуть больше и мы составили бы европротоколы, ГАИ даже и уведомлять не нужно было бы? — спрашивает наш читатель.

Что произойдет за год, пока Денис без водительского удостоверения?

— Машину, скорее всего, нужно будет продать. Хранить ее целый год без движения где-нибудь на стоянке или в гараже — так себе идея. Не знаю, смогу ли потом вообще сесть за руль — это и вопрос уверенности в себе тоже. Представьте, что в школе у кого-то что-то не получилось, но вместо плохой оценки его сразу отчисляют. Жесткий подход? А почему на дорогах так поступают? — резюмирует молодой человек.

зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/B/74 дБ, страна производства: Россия
Нет в наличии

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, носят иллюстративный характер