«Гораздо холоднее дожидаться автобуса на остановке». Кто и зачем ездит на велосипеде зимой?

21 440
05 февраля 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

«Гораздо холоднее дожидаться автобуса на остановке». Кто и зачем ездит на велосипеде зимой?

Зима — не время для велопрогулок? Мы попросили откликнуться тех наших читателей, кто считает иначе, и получили огромное число откликов. Люди любят ездить на велосипедах, не боятся кататься зимой, знают, как сделать такие поездки проще, теплее, безопаснее. Пообщались с зимними велолюбителями и попросили их поделиться опытом: как одеваться, как обслуживать велосипед, как выбирать маршрут? Времена года, зима, велосипедные лайфхаки — исполняем все вместе.

Кто и зачем ездит на велосипеде зимой

Анна: «Гораздо холоднее дожидаться автобуса на остановке»

Встретить девушку на велосипеде в самый разгар зимы — это редкость и большая удача. Если девушка при этом разбирается в велосипедах не хуже опытного механика, имеет четыре байка на все случаи жизни и свободное время проводит за покатушками по старому танковому полигону — значит, вам повстречалась наша читательница Анна. Других таких не сыщете.

— Именно зимой на велосипеде я езжу лет десять. Специально для этих целей был собран велик на максимально бюджетных комплектующих, куда уходят бэушные запчасти с основного велосипеда. Есть и пара шипованных покрышек на всякий случай, но их, как правило, не использую, — рассказывает она.

Есть ли какие-то неприемлемые условия для зимних покатушек?

— Есть. Околонулевая температура и гадкий дождь либо мороз ниже 18 градусов, — говорит велосипедистка. — Но вообще это не основная проблема. Как и снег — сугробов-то в городе мало. Самая большая проблема — это соль, от нее страдает ходовая. Поэтому мойка-смазка у меня регулярно. По весне отдаю велосипед мастеру: замена тросов и рубашек, вероятно покраска рамы. Ей 4 года — соль съедает покрытие в районе каретки. А вот колеса в порядке: недавно отдавала на проверку — и смазка, и шарики живее всех живых.

У читательницы МТБ на ригидной вилке, привод 1 на 10: спереди 36 и сзади большая на 36. Хватило бы и меньше, но кассеты идут в наследство с основного байка, а летом «тридцатьчетверки» Анне не хватает.

— У меня основной — найнер для походов и гонок. Плюс есть шоссейник — подарили. И случайно за 350 рублей достался новый фэт-байк, — рассказывает о своей «конюшне» простая минская девушка. — Я год отъездила по шоссе — однообразно. Летом у меня для релаксана бывший танковый полигон между Колодищами и Соколом, а если надо попотеть — то это маршруты в сторону Заславля.

— Сегодня я на фэт-байке: планирую после работы за МКАД, и все, пока!

Зимой, конечно, на дорогах своя специфика.

— Скорость ощутимо ниже, а вот каша мне не мешает: за столько лет изучила маршруты тракторов района. Гораздо холоднее дожидаться автобуса на остановке, — уверена Анна. — Серьезные падения — нет, очень боюсь падать. Максимум, если занесет колесо на повороте или поведет в каше.

Все внимание, разумеется, правильному подбору одежды.

— С сентября по май я в термобелье, непродуваемой куртке, под шлемом балаклава. Штаны флис и softshell на –3 и –10, флисовые джерси — все бралось не одновременно, незаметно для бюджета. Куртка так и так нужна независимо от транспорта. Вкладываться пришлось, наверное, только в обувь: есть пара зимних высоких велотуфель за 100 евро — но это на длинные покатушки или в большой минус, — отмечает Анна.

— Зато на шубе экономлю.
26", рама 20", горный/фэт-байк, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
Нет в наличии

Василий: «Это интересно, и ковид не берет»

— Вкратце: шипы на резине, правильная одежда и желание — вот и все, что нужно, — говорит Василий о зимней езде на велике. — Велосипед у меня идеально зимний, потому что на ремне — он не требует ухода.

Речь о приводе. Действительно, ремень в сложных погодных условиях имеет свои неоспоримые плюсы в сравнении со стандартной велосипедной цепью. Байк у Василия продуманный: планетарка сзади, динамовтулка спереди, дисковые гидравлические тормоза.

Не менее осознанный подход и к выбору экипировки.

— По одежде у каждого свои границы, нужно тестировать слоями. К примеру, у меня ноги почти не мерзнут, поэтому я езжу в летних велотуфлях и утепленных велоштанах. На теле слои из тонких кофт, горнолыжная куртка. На голове подшлемник, балаклава, обязательно шлем,  делится опытом наш читатель.

— Серьезно, напишите, чтобы люди носили шлем: зимой проще всего упасть головой об лед, плюс шлем хорошо греет.

Всякий раз, когда велосипедист упоминает туфли, в которых ездит, подразумевается специальная обувь с шипами, которая встегивается в педали.

Столь же важный аспект любой зимней поездки — правильный выбор маршрута.

— Против сугроба особо нет приемов, разве что фэт-байки с огромными колесами. Могу провести аналогию с песком: если проезжали летом по пескам, на снегу будете чувствовать себя примерно так же. Но иногда лучше ехать по свежему снегу, чем по колее. Для льда у меня шипы металлические, но если будет подмерзшая каша — это плохо, колеса у меня узкие. Шипованная резина дает хорошее сцепление на льду и на снегу, но есть и обратная сторона: на гладкой поверхности она очень скользит. Я недавно так на разметке упал по невнимательности, — говорит велосипедист.

Кто ездил по сложной дороге, знает простой лайфхак: пониже скорость, полегче передачу. Важно не увязнуть и не поплыть — тогда все будет нормально.

— Нужно тщательно выбирать маршрут. Например, сейчас по центральной велодорожке проехать почти нереально, особенно через «горбатые» мосты — даже с шипами это очень тяжело, ведь там даже не пытались чистить. Рекомендую тротуары широких проспектов, улиц. А вот по местным проездам двигаться обычно сложно. Многое зависит от того, какая зима. Сейчас она очень запущенная, и многие места уже окончательно замерзли и стали недружелюбными даже для пешехода. А если снег свежий, то можно ехать где угодно и как угодно, — продолжает Василий.

— Как говорил мой дед, главное правило езды зимой — ехать прямо. Падения ведь от поворотов.

Велосипед для многих стал хорошим транспортом в пандемию: свежий воздух, минимум контактов.

— Честно говоря, в теплое время на работу скучнее ездить. Да и погода летом часто неустойчивая — зимой стабильнее. Звучит удивительно, согласен, но зимой температура мало меняется — я все время езжу в одинаковой экипировке. А летом ливень пошел — и промок до нитки. В общем, велосипед — это интересно. И ковид не берет, — добавляет парень.

Илья: «Это дешевле, чем обслуживать автомобиль»

— Я на велосипеде регулярно езжу на работу: из Сухарево в район станции метро «Молодежная», — рассказывает Илья. — Когда снега нет или дорога хорошо расчищена, на 8,5 км уходит полчаса. В теплый сезон — минут 25. Но вот сейчас, когда снега навалило, а расчищено еще не везде, пришлось менять маршрут. В итоге 11,5 км и 45 минут.

У Ильи гибрид. Ни электромотора, ни шипованных покрышек.

— К зиме по-особенному его не готовлю. Единственное, с осени, как начинаются дожди, ставлю брызговики — с ними езжу до апреля. А после холодного сезона меняю тросики и рубашки, цепь, кассету и звезды системы, так как за год укатываю, — отмечает молодой человек.

Что поделать: правильное обслуживание велосипеда требует некоторых вложений.

— Это дешевле, чем обслуживать автомобиль, — успокаивает собеседник. — За 2021-й проехал около 7,5 тыс. км, вроде и не очень затратно выходит с учетом пробега. Выручают зарубежные интернет-магазины.

В этом Илья совершенно прав. Ситуация в стране такая, что запчасти, расходники даже на не особо редкие виды велосипедов достать зачастую очень сложно. В магазинах ассортимент бедный, а цены высокие. Многие велолюбители самых разных уровней спасаются заказами из-за границы: даже с учетом почтовых расходов и таможенной пошлины это остается наиболее адекватным способом обслужить велосипед.

— Постоянный уход за велосипедом — одна из сложностей зимнего периода, — продолжает парень. — Есть и другие минусы: приходится часто стирать одежду, к тому же велосипедная экипировка совсем не дешевая.

Ситуация с профильной спортивной одеждой примерно такая же, как с велозапчастями.

— Из гражданского у меня только шапка и носки. Надеваю велоштаны и джерси с флисом, термобелье и куртку. Перчатки лыжные. Компрессионные наколенники. Мое правило: когда выходишь из подъезда, должно быть прохладно, а согреваться надо в движении. При этом вся одежда должна быть паропроницаема, — дает дельные советы наш читатель. — На свою отнюдь не зимнюю велообувь надеваю неопреновые бахилы. До –7 градусов мне комфортно, а в больший мороз надо либо утепляться, либо чаще крутить педали.

28", гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг

Илья говорит, что в зимнем городе своя специфика езды на велосипеде.

— Пешеходы в шапках и капюшонах не слышат звонок. На переходах, где плохо занижен бордюр, собирается сугроб: приходится лавировать или даже спешиваться. А вот скользкий лед в этом году я не нашел даже на Минском море. Вообще стараюсь выбирать маршрут через крупные улицы, где точно будет расчищено. Прошлой зимой два раза упал: оба раза на проселочных дорогах и из-за собственной невнимательности, неопытности и лихости. Этой зимой еще не падал ни разу и не планирую, — смеется велосипедист и добавляет уже серьезно: — Шлем при езде на велосипеде — это обязательно, он реально работает.

Зимние покатушки для молодого человека не ограничиваются поездками через город.

— По выходным с компанией ездим на небольшие вылазки пить чай. Последний раз ездили на Вячу, до этого — на Минское море. Я езжу, потому что нравится. А еще — чтобы не потерять форму и чтобы избегать контакта с людьми в общественном транспорте, — говорит Илья.

— К тому же когда еду на велосипеде, то на работу приезжаю всегда в хорошем настроении.

Вадим: «На обычном горнике уже давно бы лежал в сугробах»

У Вадима фэт-байк Stels Aggressor MD 26 V010, который он приобрел специально для зимнего сезона.

— Стараюсь выезжать несколько раз в неделю, когда появляется возможность. Вообще, мне не так давно понравилось кататься на велосипеде. Езжу для удовольствия, а кардиотренировка и возможность растрясти жирок — просто бонус. Сначала я купил себе бэушный Stels 610, откатал весь летний сезон и понял, что хочу ездить и зимой. И вот тогда отжалел денег на фэт-байк, который летом буду использовать на даче — там специфика дорог подходящая, — говорит парень.

Нужно признать, что фэт-байк — очень подходящий велосипед для зимних покатушек.

— Когда речь о сугробах или гололедице, очень много зависит от качества покрышек. На стандартной резине, которая идет в комплекте с обычными горными велосипедами, далеко не уедешь: она жесткая и скользит, даже несмотря на агрессивный протектор. А вот с фэт-байком другая история: за счет широких колес у него очень хорошая проходимость — даже по свежему «пухляку» едет без проблем. И сцепление с асфальтом или тротуарной плиткой, как выяснилось, даже лучше, чем у моих кроссовок. Недавно на светофоре остановился и чуть не упал — нога очень легко скользила. А попытался сдвинуть велик с зажатыми тормозами — хоть бы хны, — отмечает Вадим.

Как ни странно, труднее ездить даже не в морозную погоду, а когда температура колеблется в районе нуля и аккуратные белые сугробы превращаются в гадкую кашу под ногами.

— Разъезжаю на своем велике по Лошицкому парку налегке, хотя, думаю, при таких нечищеных дорогах на обычном горнике уже давно бы лежал в сугробах, — уверен наш читатель.
26", рама 18", горный/фэт-байк, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый механический
Нет в наличии

Какую температуру велосипедист сочтет приемлемой для зимних покатушек?

— Катаюсь примерно до –10 градусов. Надеваю термобелье (подштанники и майку с длинным рукавом), обычные спортивные штаны средней плотности и велоджерси (теплая, материал изнутри чем-то похож на флис). Сверху все это накрывается курткой с хорошей мембраной. На голову — обычная шапка, обычный велошлем и маска для езды на снегоходе, — поделился своими секретами Вадим.

По его словам, одна из главных проблем в зимнем катании на велосипеде — питье.

— Пить во время поездки нужно обязательно, но в гидраторе вода сильно остывает, а пить холодное на морозе — не лучшая идея. Поэтому, если нет термоса с чаем, просто подъезжаю к уличным кафе и заливаю там в себя что-нибудь теплое: чай, кофе, какао. Хотя все же лучше пить воду, — говорит молодой человек.

Каждая поездка заканчивается очисткой байка от снега, но для правильного велосипедиста это не будет проблемой.

— Сравнимо с поездкой в дождливый день: грязи примерно столько же, — отмечает Вадим.

Андрей: «Чаще называют отчаянным»

Для Андрея велосипед — это рабочий транспорт. Круглый год, в том числе зимой.

— Не езжу только в сильные снегопады и иногда в сильные морозы. Либо когда велик требует ремонта, а на это нет времени. В зимний период из-за влаги, песка и реагентов значительно быстрее изнашивается приводная система — приходится делать паузу, — говорит мужчина.

У Андрея Stels — велосипед популярный и вполне бюджетный. Обслуживает его владелец самостоятельно, лишь изредка обращаясь в мастерскую (к примеру, для замены каретки, когда без специального инструмента не справиться).

— Ничего сложного. Самая частая проблема что зимой, что летом — прокол колеса, — отмечает велосипедист.

Наш читатель работает курьером: доставляет документы, мелкие грузы, а еще игры-настолки и пазлы, которые продает сам, — небольшой бизнес.

— Каждый день могу проезжать по городу по много километров, хоть и не веду специально подсчеты. Но стандартный маршрут такой: Калиновского — кинотеатр «Ракета» на Партизанском — Малиновка — Кунцевщина — «Минск-Арена», — прикидывает собеседник.

Это немало даже летом, не то что в зимнюю стужу.

— Я вообще не мерзлявый, иногда, правда, пальцы коченеют. И смартфон может замерзнуть. Одеваюсь в повседневную одежду, но с подштанниками и футболкой с длинным рукавом. Сверху еще одна футболка, свитер или худи, — рассказывает Андрей. — Люди иногда удивляются, спрашивают, не холодно ли мне, не скользко ли на велике. Однажды женщины в банке, которым я привез документы, сказали, что я их герой дня! Но чаще называют отчаянным.

26", рама 20", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
Нет в наличии

Как и любой зимнее увлечение на открытом воздухе, катание на велосипеде требует некоторых вложений: частая замена комплектующих, обслуживание, дополнительная одежда.

— Недавно подсчитал, что на общественном транспорте ездить было бы дешевле. Но по скорости велосипед с ним сопоставим, плюс удовольствие от езды.

Мне нравится кататься, летом люблю загородные поездки: Логойск, Ивье, Столбцы. В доковидные времена часто путешествовал с велосипедом: до Браслава, замков в Мире, Несвиже, Коссово, до Даугавпилса и Вильнюса, — поделился Андрей.

Пункт 153.4 Правил дорожного движения: «Велосипедисту запрещается двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы».
27.5", рама XL, горный/фэт-байк, трэйл, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 12 скор. (1х12), тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
24", рама 13", горный/фэт-байк, подростковый, алюминий, вилка амортизационная с ходом 50 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Sunrace, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
26", рама 19", фэт-байк, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический, вес 15 кг
Нет в наличии

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка