Сергей работает в сфере продажи автомобильных аккумуляторов более 10 лет. Видел, как бренды то появлялись, то исчезали, как менялся рынок АКБ. Говорит, что теперь на полках белорусских магазинов представлены производители если не со всего света, то, по крайней мере, с большей его части. И вот что интересно: специалист отмечает, что производителям из стран СНГ клиенты стали доверять больше, нежели европейским аналогам. Мы узнали, какие тенденции царят в этой сфере сегодня, в чем покупатели заблуждаются и как ненароком можно переплатить за аккумулятор.
По технологии производства аккумуляторы можно разделить на три типа: стандартные, AGM (в народе называемые гелевыми) и EFB.
Стандартные аккумуляторы используют в качестве электролита водный раствор серной кислоты. Такие АКБ могут быть кальциевыми или гибридными (разделение связано с материалом, из которого изготовлены пластины электродов). Кальций не дает пластинам деформироваться и снижает расход кислоты.
В AGM-аккумуляторах электролит находится не в свободном жидком состоянии, а внутри прокладок из стекловолокна. Главные преимущества такого подхода — увеличение количества циклов «разряд — заряд» и более долгий срок службы, а также возможность использовать АКБ и как стартерный, и как источник питания. С другой стороны, приходится раскошелиться.
Что касается аккумуляторов с технологией EFB, то это промежуточное звено между стандартным типом и AGM. На пластины наклеивается специальное волокно, не позволяющее осыпаться активной массе, нанесенной на пластины. Электролит при этом находится в жидком состоянии, как и в стандартных батареях. EFB-аккумуляторы быстрее принимают и отдают заряд, выдерживают больше глубоких разрядов по сравнению со своими обычными собратьями, однако стоят примерно столько же.
«Сейчас тенденция такова, что доля AGM-аккумуляторов возрастает, — отмечает Сергей. — Многие свежие автомобили, которые привозят из Европы и США, по заводу оснащаются такими АКБ. И речь не только об авто высокого класса — даже бюджетный Ford или Chevrolet приедут к вам с AGM под капотом. Если говорить о цене вопроса, то вот пример: обычный аккумулятор TAB емкостью 100ah будет стоить в районе 480 рублей, а такая же АКБ с AGM-технологией обойдется в 550 рублей. Соотношение верно только при условии, что стандартный аккумулятор выбран из премиум-сегмента. Можно найти российскую АКБ емкостью 100ah за 230 рублей, а самый эконом-вариант AGM окажется в два раза дороже».
«Наиболее востребованными являются аккумуляторы из стран СНГ, — говорит специалист. — Украина, Казахстан, Россия… Европейских же производителей на полках все меньше из-за высокой себестоимости и цен на логистику. Ценовой диапазон стандартной АКБ емкостью 60ah варьируется от 130 до 270 рублей. Автомобили типа Audi Q7 априори энергонасыщенные, поэтому сэкономить не получится, нужно выбирать минимум из среднего сегмента. Если это, например, Skoda Octavia или Audi A3, то необходимо уточнить дополнительные детали: есть ли предпусковые отопители (проще говоря, Webasto), есть ли музыкальная аппаратура, работает ли машина в такси и так далее. Все это важно учитывать при подборе аккумулятора».
«Для тех, кто постоянно совершает короткие поездки (до 30 км), я бы рекомендовал выбирать из АКБ с технологией EFB (A-mega, ALFA, Gladiator и т. п.), — продолжает мужчина. — Поскольку рынок требует, то практически каждый производитель на данный момент имеет в своей линейке EFB-аккумуляторы. Многие свежие авто оснащаются системами „старт-стоп“. В связи с этим возникает необходимость быстро пополнить заряд. Технология EFB как нельзя лучше подходит для этого».
«Я бы не советовал клиентам гнаться за максимальными числами пускового тока, — заметил Сергей. — В Европе, допустим, об этом показателе знают немногие. Сейчас достаточно просто заказать из Китая прибор для измерения пускового тока, чем многие и пользуются. Но объективное измерение можно сделать только в специальной лаборатории при температуре –18 градусов, так что те цифры, которые клиенты видят, делая самостоятельные измерения, нельзя назвать корректными. Как ни странно, но стоит судить об АКБ по весу. Чем тяжелее аккумулятор, тем больше в нем пластин и тем плотнее конструкция, а значит, надежность и ресурс выше».
«Настоятельно рекомендую не доверять форумам и товарищам по гаражу, — продолжает специалист. — Если у кого-то имеется негативный опыт эксплуатации того или иного аккумулятора, то проблема совершенно необязательно заключается в батарее. Как правило, отзывы не содержат достаточного полного описания ситуации, только факт. К примеру, купил АКБ, она год проработала, и все. Неизвестно, каковы были условия эксплуатации и подходил ли вообще аккумулятор к автомобилю».
Сергей утверждает, что одно из самых популярных заблуждений клиентов связано с установкой АКБ меньшей или большей емкости по сравнению с предусмотренной для конкретного авто: «Напряжение и сила тока подаются одинаковые, любого генератора достаточно, чтобы зарядить аккумулятор независимо от емкости».
«Наиболее частые причины выхода АКБ из строя — это недостаточный заряд или же, наоборот, перезаряд, — подчеркивает собеседник. — Реже встречаются ситуации, когда человек решил своими руками долить жидкость и долил не то. На самом деле главная причина, по которой производители все еще выпускают обслуживаемые АКБ, это рынок СНГ. Наши люди часто стремятся выполнить все возможные работы собственными силами, предпочитая игнорировать экспертов. Разумеется, встречаются те клиенты, которые называют свои предпочтения, озвучивают бюджет, не оспаривают рекомендации. Но так происходит далеко не всегда. Кто-то нам не доверяет потому, что хочет сэкономить, а кто-то просто наслушался мнений людей, совершенно не связанных со сферой аккумуляторов. Я считаю, специалист всегда знает лучше обычного покупателя. Причем эксперт не из магазина автозапчастей, а тот, кто специализируется непосредственно на АКБ, ведь он следит за рынком и разбирается в его нюансах».
«Вряд ли можно переплатить за аккумулятор, — считает Сергей. — У каждого производителя есть батареи как эконом-, так и премиум-класса. Здесь все зависит от бюджета клиента. Обычно мы предлагаем что-то среднее, но если человек пришел с 150 рублями в кошельке, то придется спуститься ближе к низу рынка. АКБ там рабочие, никаких сомнений, но рассчитаны на три года максимум. Также не нужно ставить обычный аккумулятор, когда заводом предусмотрен AGM. Экономия выходит сомнительная, ведь уже через год или два придется снова менять батарею. Всегда лучше придерживаться заводских требований».
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by