«Принципиально не занимаюсь реставрацией и перепродажей». Уникальный музей мопедов в Витебске

22 934
18 марта 2022 в 10:22
Источник: Яна Ильина. Фото: Игорь Матвеев

«Принципиально не занимаюсь реставрацией и перепродажей». Уникальный музей мопедов в Витебске

Пятнадцать лет назад Владимир Гордеев перенес тяжелую операцию и, чтобы отвлечься, начал собирать малокубатурную ретротехнику. Лет десять она переезжала с одной арендованной площадки на другую. Это были те еще мытарства. Коллекционер взял кредит — и купил под музей помещения на бывшем заводе. Два года делал там ремонт. Недавно экспозиция открылась. И вот сейчас посетители приезжают даже из других городов. Владимир рассказал Onlíner, как создавал музей, зачем ему нужны велосипеды с мотором и ездит ли на них кто-нибудь сегодня.

«Чисто мопедного музея для „всех“ нет нигде в СНГ»

Владимир — отец четверых детей. Восемь лет назад перевез семью в Витебск. Вскоре после переезда решил создать музей мопедов. Вначале открыл его в обычном сельском доме в пригородной деревне Еремино — она располагается у трассы М1, и благодаря объявлениям в соцсетях посетители были. Позже решил все же выставлять мопеды в Витебске: город есть город.

— Коллекцию собираю с начала 2000-х. Я попал в аварию, получил перелом позвоночника, долго восстанавливал здоровье. Чтобы отвлечься, заинтересовался историей мопедов, — рассказывает Владимир. — Тогда все собирали ретроавто и старые мотоциклы, а мне стало жалко, что мопеды в этом списке — третий сорт. Создал специальный сайт, стал покупать редкие экземпляры, чтобы они не попали в металлолом. К ним добавлялись другие артефакты: документы, фотографии, шлемы, моторы и т. д. Вскоре понял, что всего этого слишком много, и из моего гаража оно просится к людям. Возникла идея создать музей с четкой специализацией на малокубатурной технике. Я знаю людей, у которых сотни мопедов. Но это либо часть большого собрания техники — где есть все, от самолетов до мопедов, либо это ангар, куда приводят только «своих». А чисто мопедного музея для «всех» нет нигде в СНГ. И я решил, что в Витебске будет первый.

В коллекции Гордеева уже около 50 мопедов — советских и зарубежных. Как говорит Владимир, лет десять «мыкался» с ними по всему Витебску:

— Выставлял технику на чужих площадках в разных зданиях. Но музею никто не делает скидок на аренду. Я платил за нее столько же, сколько, допустим, стоматология, у которой доходы гораздо выше. Пытался заинтересовать своей идеей государственные и коммерческие структуры. Но не получалось. Так я открывался-закрывался раз пять или шесть. А перевезти с места на место полсотни мопедов не шутка. Пока находил новую площадку, хранил мопеды у себя, у друзей, иногда снимал гаражи.

«Помещения обошлись дороже, чем сама коллекция»

В итоге коллекционеру это надоело, он стал индивидуальным предпринимателем в редкой сфере — «музейное дело», взял кредит и в рассрочку купил помещения в почти 200 «квадратов» в административном здании бывшего витебского завода «Эвистор» на проспекте Фрунзе. Два года с помощью друзей делал там ремонт. И вот накануне сезона мечта осуществилась — музей открылся.

Пока работает один основной зал площадью около 80 кв. м. В нем представлено 30 советских мопедов. Позже предприниматель планирует открыть второй — с иностранными моделями. Сколько стоили бывшие заводские площади, Гордеев не озвучивает, но признается, что выплачивать кредит придется еще долго:

— Помещения обошлись мне дороже, чем сама коллекция. Но когда я понял, что мне одному этим владеть неинтересно и что мопеды надо показывать людям, психологически готовился к тому, что на этапе создания музея будут одни траты. Все деньги, за минусом оплаты налогов и «коммуналки», идут на дальнейшее развитие экспозиции.

Половину мопедов Владимир получил в дар. Свои деньги он тратит только на покупку очень редких экземпляров. При этом все, что видят посетители, — аутентичная техника.

— Я принципиально не занимаюсь реставрацией, «перекрасом», считаю, что это неправильно. Я сохраняю ретротехнику и, если нужно, ее доукомплектовываю: если у какого-то мопеда не хватает детали, нахожу ее и ставлю.

Истории экспонатов

Самый старый экспонат в музее — рама от мотовелосипеда К1Б «Киевлянин» 1947 года.

— Мне подарил ее другой коллекционер. Это копия немецкого довоенного мотовелосипеда. Такую технику выпускал Киевский мотоциклетный завод, на оборудовании, вывезенном из Германии после войны. Можно сказать, это был первый отечественный серийный мотовелосипед.

Гордость коллекции, в частности, составляет мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.

— Это вообще легенда, 1958 год! Первая заводская модель, и серия была маленькая. На мотовелосипеде все детали родные. И он до сих пор на ходу.

Коллекционер, он же и экскурсовод, обращает наше внимание на мотовелосипед Riga-2 Gauja 1963 года:

— Gauja пользовались сельские почтальоны: такие модели выдавали им в помощь. Купил я этот мопед по объявлению. Причем с приключениями. Приезжаю к продавцу в Москве, а он говорит: «Уже продан, только что перед вами забрали». Я попросил номер телефона покупателя в надежде, что тот приобрел не себе, а для перепродажи. Так и оказалось. Буквально через час мопед был моим, но достался уже в два раза дороже. Но это редкий экземпляр — в оригинальной краске и с оригинальными щитками на моторе. От них обычно сразу избавлялись, потому что сильно дребезжали.

В целом в коллекции, отмечает владелец, нет ни одного случайного для него экспоната:

— Если убрать отсюда любую вещь, это будет потеря для меня. Ведь к каждой эмоционально привязываешься. Вспоминается один случай. Это был целый детектив. Один мотор для мопеда я купил у коллекционера в Англии. Договорились, что он отправит его моему другу в Латвию. Оттуда мотор приехал ко мне в Москву. Потом я привез его в Беларусь. Потом обворовали мой дом, прихватили зачем-то и этот мотор. Позже я увидел его в продаже в Минске. Позвонил продавцу — и техника снова вернулась ко мне.

«Мопеды восстанавливают из ностальгии»

Перепродажей мопедов Гордеев не занимается. А стоимость своей коллекции не может оценить даже примерно.

— Большинство мопедов обошлись недорого, самый дорогой стоил в эквиваленте 1 тысячу долларов. Последний экземпляр для коллекции купил за 200 рублей. В целом цены на эту технику растут. Но один коллекционер называет одну стоимость, второй на ту же модель — в десять раз выше. Из иностранной техники я покупаю только то, что сильно отличается от советской.

— А на чем вы ездите сами? И есть ли сейчас люди, которые пользуются мопедами?

— Для работы у меня есть бусик, а так езжу на скутере. Вообще, как мне кажется, мопеды вновь стали модными. Пользуются в основном китайскими аналогами — они надежнее советских. Больше это касается России, но и в Беларуси появляются люди, которые для души восстанавливают советскую технику. Сейчас 40-летние мужчины покупают ту же «Ригу-13», восстанавливают и держат на даче, чтобы ностальгии ради несколько раз в год завести мопед, прокатиться, понюхать бензина.

В экспозиции представлены также игрушки, школьные принадлежности, магнитофоны, фотографии с мопедами из семейных архивов.

— Многие вещи приносят посетители. И принесли уже столько, что достаточно для отдельной ностальгической выставки. Она скоро откроется. Думаю, такая экспозиция будет интересна всей семье: так, бабушка расскажет внукам о своих куклах, мама детям — о своем школьном ранце. Выставка мопедов в большей степени привлекает отцов и сыновей. Хотя посетители бывают разные. Недавно проводил экскурсию для матери с сыном из Светлогорска. Представляете, они специально проехали 350 километров, чтобы увидеть мою коллекцию. Или парень из Бреста, который восстанавливает мотоциклы, приехал в Витебск и привел в музей всю родню — восемь человек. Такие моменты очень ценны для меня.

Коллекция продолжает пополняться. Недавно появились два новых мопеда — рижские «Мини» и «Дельта». Их передали в дар посетители из Витебска. Мопеды готовят к экспозиции в зале. А один горожанин принес в музей десяток советских мотошлемов. Теперь посетители фотографируются в них на память.

Строго утвержденного прейскуранта на посещение музея нет. Если человеку было неинтересно, он может уйти и не заплатить. «Но таких пока не было, — утверждает коллекционер. И добавляет: — Конечно, все это можно продать и купить нормальный мотоцикл. Но нормальный мотоцикл есть у тысяч, а такой музей у меня одного. Эти старые мопеды достанутся будущим поколениям в виде железа, а не в виде фотографий. Я получаю эмоции от того, что это видят другие люди. Это дает мне подпитку и осознание своего места в мире».


синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.3; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A1/B1; ACEA A5/B5; Fiat 9.55535-G1; Ford WSS-M2C913-A; Ford WSS-M2C913-B; Ford WSS-M2C913-C; Ford WSS-M2C913-D; Iveco 18-1811 S1; Renault RN 0700; АвтоВАЗ, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-98; Fiat 9.55535-H2; Fiat 9.55535-M2; Fiat 9.55535-N2; Fiat 9.55535-Z2; GM-LL-A-025; GM-LL-B-025; MB 229.3; Porsche A40; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски: GM dexos1 Gen2; ILSAC GF-5, 4 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Яна Ильина. Фото: Игорь Матвеев