Две истории про каршеринг и парковку. Обе — стоимостью в 3000 рублей

07 апреля 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Две истории про каршеринг и парковку. Обе — стоимостью в 3000 рублей

Автор: Андрей Гомыляев

С разницей в месяц в редакцию поступили сообщения от двух автолюбителей, пользователей каршеринга. В обоих ситуациях фигурируют парковка, препятствие на ней и треснутый бампер. Повреждения некритичны, однако элементы пришлось заменить. Еще одно совпадение — большой штраф для водителей. Эти истории могут заставить любого клиента каршеринговых служб заглядывать под днище машин каждый раз перед началом поездки.

История с пнем

«У меня нет цели что-то исправить, изменить, кому-то что-то доказать, — с таких слов начал беседу Халид. — Скорее хотел бы предупредить о возможных проблемах. В ноябре прошлого года я, как обычно, нашел в приложении свободный шеринговый автомобиль — это был Volkswagen Polo. Он находился на обустроенной парковке. Разблокировал и поехал. Поездка была рядовой, запомнил лишь, что опаздывал на работу. Возле здания на ул. Сурганова я и оставил машину. Фото не делал, потому что спешил (работаю хирургом). На следующий день я уже разговаривал с сотрудником ГАИ. Оказывается, при парковке я совершил наезд на пень. Не обратил внимания, потому что разговаривал по телефону (с помощью гарнитуры). Этот пень не был ничем обозначен и находился на оборудованном парковочном месте. Там когда-то стояло дерево, которое плохо и высоко спилили».

«Было оформлено ДТП. Инспекторы посчитали, что мои действия подпадают под сокрытие с места происшествия — на автомобиле уехал другой пользователь. А уже на следующий день оценили ущерб и заменили передний бампер на новый, хотя повреждения были некритичными и на машине еще сутки кто-то ездил, — описывает развитие событий водитель. — После разбирательства в ГАИ мне вернули права и назначили штраф примерно в 200 рублей. Конечно, траты на этом не закончились. В феврале этого года от каршеринга мне выставили счет за ремонт в 600 рублей и впридачу внутренний штраф в 2000. Мне указали на пункты договора присоединения: он предусматривает штрафы в 1000 рублей за вину в ДТП и в 5000 за сокрытие с места происшествия. То есть мне донесли, что с учетом обстоятельств сумму выплат снизили. Еще один занимательный момент — как утверждали в компании, внутренний штраф должен восприниматься как воспитательная мера и не может быть снижен».

В итоге Халид оплатил штраф — в сумме вышло под 3000 рублей. А после, как он сам говорит, несмотря на давнее сотрудничество и лояльность, удалил приложение со смартфона. Считает, не было смысла идти в суд — не видел шансов на выигрыш в этом деле.

История с полусферой

Следующий случай имел место в феврале. В главных ролях: Владислав, каршеринговый Volkswagen Polo и парковочная полусфера. «Выезжал со стоянки у Dana Mall, — описал подробности пользователь сервиса. — В тот день было снежно, и я только потом понял, что автомобиль стоял не на парковочном месте, а на зеленой зоне. Когда съехал на проезжую часть, почувствовал, как что-то задел. Взглянул на место — показалось, просто снежная насыпь. После этого поехал по своим делам. Через десять дней позвонили из каршеринговой компании уточнить насчет поврежденного бампера. Я даже не сразу вспомнил обстоятельства той поездки — пользуюсь шерингом часто. Сказали, будут разбираться».

Молодой человек решил самостоятельно съездить на место. Снег там подтаял, и под ним обнаружились зеленая зона и полусфера. Остались даже осколки бампера.

Дальнейшие события напоминают обстоятельства первой истории: «Пригласили в ГАИ. Я объясняю, мол, взял в аренду каршеринговый Volkswagen. Как мне догадаться, что под ним полусфера? Ведь не я парковался на этом месте, а клиент до меня (как оказалось позже, между нами — 3 минуты разницы). Инспекторы мне ответили, мол, все понимают, но по-другому никак — отвечать должен я. Получил штраф по линии ГАИ почти в 300 рублей. В тот момент в каршеринге не смогли четко ответить на вопрос, кто виноват в ситуации: я или предыдущий клиент. Сказали только, что будут разбираться».

Какое-то время ушло на оформление всех бумаг со стороны каршеринга. По словам Владислава, в феврале насчитали 530 рублей на восстановление бампера, а сверху добавили сумму, которую он никак не ожидал. Речь о тех самых 2000 рублей внутреннего штрафа. В пояснении компания уточнила пункт договора аренды ТС. Такие санкции применяют при «пьяном» ДТП и сокрытии с места аварии (максимум — 5000 рублей). Финальная сумма — более 2800 рублей за последствия той поездки. «Столько мне нужно заплатить за то, что я, по-моему, ничего не нарушил, — считает молодой человек. — Просто взял неправильно припаркованную машину, не зная, что под ней лежит».

Эта история пока не закончена — Владислав написал в службу письмо с формулировкой «считаю сумму штрафа несоразмерной последствиям». По правилам компании, штраф списывается автоматически с привязанной к аккаунту карты. Молодой человек говорит, что пока просто не пополняет ее. А в финале беседы заявляет: «Если надо — пойду в суд. Считаю, ситуация спорная, потому как у клиента, бравшего Polo передо мной, нет доказательств его невиновности в повреждении бампера».

Комментарий компании

— В ПДД есть четкое определение дорожно-транспортного происшествия. Наезд на препятствие подпадает под этот термин. Следовательно, случившееся необходимо зафиксировать с привлечением ГАИ, что также прописано в договоре. Из нашей практики добавим, что в более чем 90% таких случаев клиент осознанно уезжал с места ДТП. То есть он знал, что какая-то деталь могла быть повреждена, однако рассчитывал, что этого не заметят.

Предусмотрено несколько этапов, чтобы клиент обезопасил себя от подобных случаев. Перед началом аренды в приложении он видит все известные нам повреждения. Может их осмотреть. Все, чего нет в этом списке, он может зафиксировать с помощью камеры сам. На это дается 7 бесплатных минут. Плюс после завершения поездки человек тоже может сделать снимки (еще 3 бесплатные минуты).

В подобных случаях разбирательствами насчет повреждения занимается ГАИ, мы сами не имеем права кого-либо обвинять. По результатам разбора нам становится известно о виновнике. Именно ему мы и направляем претензии — в частности, сумму ущерба и штраф за сокрытие с места ДТП, предусмотренный договором. Чаще всего это 2000 рублей. В договоре прописан штраф до 5000, но он выставляется не бездумно, а с учетом обстоятельств каждого конкретного случая. У нас нет цели зарабатывать на штрафах в принципе.

Две тысячи — не фиксированная сумма, ее можно уменьшить. Например, если будет установлено, что все произошло случайно. Но, повторимся, в более чем 90% случаев люди уезжают с места аварии осознанно. Мы это видим, например, по логам. Скажем, посреди поездки автомобиль останавливается, дверь открывается и через минуту закрывается. А после мы обнаруживаем повреждение. Очевидно, что клиент заметил проблему, вышел посмотреть, но потом вернулся за руль и продолжил поездку — явно в надежде, что никто ничего не заметит.

Если решить вопрос с клиентом не удается, направляемся в суд. У нас есть все доказательства и обоснования наложенных штрафов.


зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/C/70 дБ
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by