Белорусские фуры не впускают в ЕС. Что будет дальше?

12 апреля 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Белорусские фуры не впускают в ЕС. Что будет дальше?

В субботу Евросоюз обязал белорусских дальнобойщиков выехать до 16 апреля. Запрет на перевозки грузов автотранспортом по территории ЕС (в том числе транзитом) коснулся всех автотранспортных предприятий, созданных в Беларуси. Тут же возник вопрос, что дальше делать дальнобойщикам и фирмам: переориентироваться на восток, зарегистрировать машины в Казахстане или любой другой «третьей» стране, вовсе уволиться и найти другую работу?

Краткое содержание

Что происходит

После введения санкционного запрета для белорусских и российских транспортных компаний на перевозку грузов по территории Евросоюза количество грузовиков, следующих в страны ЕС, уменьшилось в три раза. Таковы сведения ГПК РБ. При этом на выезд из Беларуси все равно стоит много машин. По состоянию на понедельник, 11 апреля, на 10:00 в очереди на Латвию было 70 машин, на Литву — 650, на Польшу — 0.

А уже во вторник, 12 апреля (тоже по состоянию на 10:00), очереди заметно сократились. По данным ГПК РБ, скопление грузовиков наблюдалось только на въезд в Литву: Котловка (250) и Бенякони (50).

Сами водители говорят, что многие надеются проехать — рассчитывают, что тем, кто загрузился до 9 апреля (по документам), все же разрешат выехать в Европу. 9 апреля — дата, когда вступило в силу решение Совета ЕС. Но многие дальнобойщики считают, что их должны пропустить, потому что последние пару дней они стоят в очереди либо взяли заказ до объявления санкций, а по международному праву закон не может иметь обратной силы (то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу). Примерно такова логика тех, кто все еще ждет в «колейке».

Надежда на проезд у водителей-международников не гаснет, несмотря на новости, приходящие из соседних стран. Например, только в ночь с субботы на воскресенье латвийцы не пропустили 152 грузовика с российскими и белорусскими номерами, сообщает информагентство LETA. По словам представителя Таможенного управления Латвии, водители, которым в субботу запретили въезд в Латвию, еще не были проинформированы о запрете ЕС. Но им все равно отказали. В воскресенье информация распространилась, поток упал.

В то же время нам стали известны случаи, когда через границу не пускали фуры с грузом, разрешенным для выезда. Так, например, один из водителей сообщил, что его заставили развернуться, хотя он перевозил семена льна: «Взглянули только на техпаспорт, после чего — домой». Эта продукция подпадает под определение «сельскохозяйственные и пищевые продукты».

Напомним, исключения в запрете сделаны для:

  • газа, нефти и продуктов ее переработки;
  • руды некоторых металлов;
  • фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов;
  • гуманитарных целей;
  • дипломатических и консульских представительств.

Другая история последних дней — от коллеги водителя грузовика со льном. Второй сотрудник той же фирмы ехал на тягаче с польскими номерами, но с прицепом с российскими номерами, вез древесину. Утверждает, что проехал спокойно, на границе не возникло ни одного вопроса.

Собеседники приходят к выводу, что пока система работы четко не выстроена, велика доля человеческого фактора. Также им сложно представить, как разрешения на выезд будут выдавать в будущем. Например, в Польше этим должны будут заняться «уженды» (местные администрации) — по словам собеседника, одни только сельхозперевозчики их просто завалят письмами. Актуальную ситуацию на границе красноречиво иллюстрирует видео, появившееся на сайте AutoGrodno, — многие грузовики не могут развернуться и движутся задним ходом сотни метров.

Обязали вернуться до 16-го

Требование Совета ЕС вернуться до 16 апреля многие дальнобойщики называют нереалистичным. Говорят, за столь короткий срок физически не получится вернуться. Ведь речь идет не только о тех машинах, которые недавно попали в Европу с грузом. На стоянках может быть огромное количество фур, которые стояли в ожидании заказов. Дальнобойщик из Бреста признался, что в последнее время с заказами стало хуже — белорусов и россиян стали привлекать реже. Он был вынужден вернуться в родной город раньше планируемого срока. Первые случаи, когда сотрудники европейских складов, исходя из своей позиции, отказывались загружать фуру с белорусскими номерами, находя формальный повод, регистрировались еще в начале марта. Поэтому некоторые стояли и ждали. И если сейчас весь транспорт хлынет обратно в Беларусь, на границе можно будет фиксировать рекордные очереди. Один из водителей признался нам: буквально недавно выезжал из Польши 9 суток.

По данным министра транспорта Литвы Марюса Скуодиса, литовско-российскую и литовско-белорусскую границу пересекают в основном тягачи из России (52%) и Беларуси (22%). С начала военных действий в Украине потоки машин сократились вдвое. Однако количество белорусских фур, остающихся в ЕС, все равно слишком велико, чтобы всем им удалось выехать до озвученной даты.

И тут возникает вопрос, который мучает всех наших дальнобойщиков: что будет, если опоздать? Официальный журнал Евросоюза не дает на него ответа. В требовании ЕС не указано никаких наказаний за нарушение срока выезда. То есть требование есть, а ответственности нет. Можно предположить, что зарубежные пограничники смогут штрафовать водителей за нарушение местного законодательства страны — члена ЕС (например, по статье, аналогичной белорусской 24.20 КоАП «Нарушение порядка пересечения госграницы»). В обсуждениях в соцсетях озвучивают версии и пострашнее — например, об изъятии прицепов и их «заморозке» до прибытия тягача с номерами Евросоюза. Однако это лишь пугающие предположения.

Если не в Европу, то куда?

Очевидно, закрывать бизнес никто не хочет. Белорусское правительство предлагает перенаправить грузовики на восток, в частности в Китай. В день, когда стало известно о новом пакете санкций, в Минтрансе рассказали, как намерены поддержать отрасль. «Мы сейчас активно развиваем сотрудничество с восточными странами, — заявил замминистра Сергей Дубина. — Прорабатываются обмены дополнительными разрешениями о грузоперевозках между Азербайджаном, Туркменистаном, Арменией, Монголией, Узбекистаном. Также ведется работа по соглашению с Китаем о разрешении проезда на континентальную часть КНР».

В ГТК пообещали упростить таможенные операции для отдельных категорий товаров: «Мы готовы не проставлять свои штампы на сопроводительных документах, если того не потребует сам перевозчик. Будет заложена возможность поэтапного погашения задолженности перед бюджетом по таможенным платежам». В Минпроме заговорили о планах в полтора раза увеличить экспорт в дальневосточные регионы России.

Пообещали и либерализацию законов по отдельным видам транспортных услуг — пока без конкретики и сроков.

Выбор у перевозчиков невелик. Один из вариантов — стоять и не работать до появления какой-то определенности. При таком развитии событий количество расходов минимально. Для понимания статей расходов: раньше подшипник ступицы на фуру стоил 500 евро, сейчас — не менее 1000. Особенно проблемной стала остановка с поломкой на территории России. Но стоять — план лишь на короткий период. В долгосрочной перспективе, если ничего не поменяется в лучшую сторону, придется рассматривать второй вариант, то есть продумывать работу по восточным маршрутам и на внутреннем рынке (Россия — Узбекистан, Россия — Россия).

На возможность ездить в Китай небольшие фирмы не рассчитывают — говорят, этот рынок застолбили крупные перевозчики. Игрокам поменьше доставались лишь те заказы, с которыми не справлялся «большой» бизнес.

А если переоформление или перецепка?

«Переоформление автомобилей на номера Казахстана можно делать, если у фирмы уже есть зарегистрированное казахское юрлицо, — считает Роман, руководитель одной из некрупных белорусских транспортных компаний. — При этом на ее счетах должно быть достаточно денег, чтобы можно было официально пригнать машину, растаможить, получить на нее разрешительные документы. С нуля все эти процессы займут примерно два месяца, а то и квартал. Потом возникнет другая проблема — молодой фирме, скорее всего, не дадут достаточно трехсторонних „дозволов“ (для перевозок из Польши в РФ с базой в Казахстане)».

Переоформлением опасаются заниматься и потому, что возможны зеркальные санкции со стороны Беларуси — европейским перевозчикам могут запретить работать на территории нашей страны, могут повысить стоимость пломб со 100 евро до 500. Поэтому никто пока не спешит.

«Перецепка возможна, но это крайний случай, — делится мнением Роман. — В Польшу для перецепки не поедешь — там в пунктах пропуска не развернуться (например, в ПП „Варшавский мост“ двухполосный мост через Буг). А для перецепки нужно пространство и площади. Но есть „Бенякони“ и „Каменный Лог“ — там дорога позволяет маневры. Можно пригнать прицеп литовской машиной на выезд из ЕС, с белорусской стороны придет тягач, заберет прицеп и увезет. Но все это нужно согласовывать с таможней, ведь на территории пункта пропуска может начаться хаос. К тому же до конца нет ясности по вопросу перевода денег из Европы в РФ и РБ».

А может, уволиться и устроиться в литовской фирме? Или могут не позволить?

Среди нынешних дальнобойщиков, оформленных в белорусских фирмах, всерьез идут обсуждения о смене места работы. Мол, границы наконец открыты, виза есть — езжай работать в Литву.

По слухам, в Европе не хватает около 400 тысяч водителей. Но и тут все непросто. Если верить данным МИД Литвы, в конце марта в очереди на получение визы для перевода в эту страну стояло 10 000 работников. Столько же дальнобойщиков-украинцев, по сведениям Службы занятости Литвы, вернулось на родину (с 24 февраля по 24 марта). Литовцы рассчитывали, что их заменят белорусы, но столкнулись с визовыми препятствиями. Поэтому Логистический альянс соседней страны предложил сделать исключение для граждан Беларуси, которые получают вызов для оформления рабочей визы. Однако МИД Литвы выступил против создания отдельной очереди для водителей. Решение пока не принято.

Есть и другая точка зрения по поводу трудоустройства водителей. По чатам дальнобойщиков распространяется документ (без подписи и печати), в котором от имени одного из белорусских перевозчиков правительству предлагается список мер для сохранения этой сферы бизнеса. В документе содержится несколько довольно радикальных решений — от запрета на выезд из страны граждан с правами категории С, D, E до национализации ТС компаний с иностранной долей собственности. Основная идея — настроить работу на границе по принципу перецепки. Подчеркнем: если письмо настоящее и было направлено в министерства, то это не более чем предложения, далекие от законодательных инициатив. Мы позвонили в компанию, чьи данные содержатся в документе, однако получить оперативный комментарий от ее представителей не удалось.

Пока же многие перевозчики замерли в ожидании 16 апреля — последнего дня, когда белорусским грузовикам можно будет ездить по Европе. По крайней мере, в этом сезоне.

белый, седан, бензин 1.8 л, механическая, передний привод
7000$ / 6688€
серый, седан, бензин 1.5 л, автоматическая, передний привод
21 000$ / 20 063€
зеленый, микроавтобус, дизель 2.3 л, механическая, передний привод
5900$ / 5637€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by