Пять причин не покупать мотоцикл. И пять причин — купить уже в этом сезоне

25 апреля 2022 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: архив

Пять причин не покупать мотоцикл. И пять причин — купить уже в этом сезоне

Автор: Денис Логунович. Фото: архив

Мотоцикл в наших краях — это скорее не средство передвижения, а игрушка для получения эмоций в теплое время года. Мы живем не в Индии и не в Мексике, где без мотоцикла трудно представить свое существование в крупном городе. В то же время белорусы не настолько богаты, чтобы каждый мог позволить себе такое дорогое (и сезонное) хобби. Для многих наших соотечественников идея купить однажды байк лежит примерно на той же полке, где находятся мысли о татуировке, планы пожить неделю в лесу или выучить испанский язык. Может быть, когда-нибудь. На носу очередной мотосезон, и еще не поздно сделать все с нуля: сдать на права, купить мотоцикл и намотать первые 10 тысяч «двухколесных» километров до конца 2022 года. Но стоит ли оно того? Давайте разбираться.

Пять причин не покупать мотоцикл

Статью мы разбили на две части: в одной разберем все недостатки езды на 2-колесном транспорте, в другой поговорим о плюсах передвижения на нем. Начнем с пяти причин не покупать мотоцикл.

Минус номер 1. Мотоцикл — это опасно

С этим фактом сложно спорить даже самым упрямым мотоциклистам. Езда на высокой скорости мимо тысяч движущихся металлических коробок — это очень и очень опасно. Причем под высокой скоростью подразумеваются не 150 км/ч по городу, а вполне себе адекватные 70—80 км/ч. Любое боковое касание или неправильные действия тормозом могут привести к падению. Экипировка спасает, увы, не всегда. Учитывая небольшое количество мотоциклистов и сезонность, белорусские водители автомобилей не привыкли к маленьким транспортным средствам, которые то и дело прячутся в слепых зонах.

Готовьтесь к тому, что за один мотосезон в вас десятки раз попытаются перестроиться, а любая поворачивающая налево машина будет представлять для вас смертельную опасность. В интернете есть данные о том, что шанс погибнуть на мотоцикле примерно в 30 раз выше, чем в автомобиле. Конечно, эта статистика из разряда «вилами по воде» — непонятно, кто и как это подсчитывал. Но нет сомнений, что сидя на 2-колесном «коне» вы рискуете намного больше, чем находясь в водительском кресле легковушки. Многие люди, собирающиеся сдать на категорию А, забывают об этой идее после просмотра пары-тройки подборок мото-ДТП на YouTube. И это правильно.

Минус номер 2. Ездить на мотоцикле сложно

По какой-то неизвестной причине сдавать на категорию А в большинстве стран мира можно с 16 лет, в то время как ездить на автомобиле позволяется с 18. Наверно, отсюда и страшная статистика с 30-кратной разницей в смертности. По-хорошему на мотоцикл нужно пускать людей минимум с 3-летним активным опытом езды на машине. Ведь только тогда человек будет примерно (именно примерно!) понимать, что из себя представляют проезжая часть и передвижение в трафике. А когда человек без малейшего опыта проходит мотошколу, получает категорию А и выезжает в город даже на малокубатурном байке — это лотерея.

Есть много вопросов к нашим автошколам и уровню подготовки водителей. Но тем не менее если вы умудрились сдать на категорию В, вы уже готовы кое-как ехать по городу, пусть и напрягая других водителей своей чрезмерной осторожностью и медлительностью (это нормально). Но что касается мотошкол — то здесь все очень печально. Возможно, для кого-то из вас будет сюрпризом, но люди, только что получившие категорию А, ни разу в своей жизни не выезжали на дорогу общего пользования на мотоцикле (если, конечно, они законопослушные граждане). Более того, эти люди фактически не умеют управлять мотоциклом! Все, что они умеют, — это проходить восьмерку и ездить по доске на первой передаче. Видео ниже показывает, что начинающие мотоциклисты умеют делать после мотошколы. Больше ничего.

Весь реальный опыт белорусские мотоциклисты получают «в бою» — на дорогах общего пользования. Самые ответственные могут еще записаться на дорогие контраварийные курсы в частные школы. Это очень здравое решение, ведь в обычных мотошколах вас не научат правильно поворачивать, адекватно выбирать место в полосе и даже тормозить. Процесс торможения на мотоцикле — это целая наука, о существовании которой ты понятия не имеешь, пока не сядешь на байк. Когда использовать передний тормоз? Когда задний? Как тормозить в наклоне (трейл-брейкинг)? Вас ждет целый новый мир, полный сюрпризов и опасностей. Кстати, один из сюрпризов — это контрруление. Вы знали, например, что, кроме магии, на мотоцикле (как и на велосипеде) есть только один способ повернуть направо — это повернуть руль... влево! Вот и живите с этим фактом.

Минус номер 3. Мотоцикл — это дорого

Кто-то ошибочно думает, что стать мотоциклистом дешево. И ведь действительно, старенькую Honda CB можно взять за полторы тысячи долларов. Ну плюс пару сотен рублей — мотошкола и сдача на права. Ах да, еще же шлем нужен. Его можно купить бэушным за пару сотен. Но на самом деле если вы ответственный человек и всерьез собираетесь попробовать такое опасное хобби, как мотоцикл, то готовьтесь к тому, что минимум пятерку тысяч долларов по курсу в первый сезон вы отдадите.

Несмотря на то что на рынке много старых мотоциклов в хорошем состоянии, лучше все-таки присматриваться к более современным моделям с ABS. Это в автомобиле антиблокировочная система срабатывает пару раз за год, а на байке при активной езде датчики ABS пробуждаются при каждом третьем торможении. Мощные тормоза и легкая масса — идеальный коктейль для блокировки колес. Особенно заднего. Управлять мотоциклом с заблокированным колесом почти невозможно. А если во время экстренного торможения у новичка заблокирует переднее колесо, то падение неизбежно. В общем, первый байк лучше брать с антиблокировочной системой.

А еще готовьте минимум тысячу долларов по курсу на экипировку. Кроме шлема, который требуется по ПДД, вам еще необходимы перчатки, брюки с защитой, куртка и ботинки. Если вы собираетесь экономить на экипировке, лучше про мотоцикл вообще забыть. Среди трат будут еще и другие мелочи типа балаклавы, сумки для документов (или рюкзака), смазки для цепи, чехла для мотоцикла и др. Покупая подержанный байк, можно еще готовиться и к замене покрышек. Благо на мотоцикле их только две.

Минус номер 4. Погода и сезонность

В машине с кондиционером в любую пору года уютно и комфортно. На мотоцикле у вас будет два основных состояния: вам либо жарко, либо холодно. Иногда вам будет вонять выхлопными газами, иногда в шлем будут попадать не самые приятные частицы, доносящиеся с сельскохозяйственных полей. Даже если виджет с прогнозом погоды находится на главном экране вашего телефона, несколько раз за сезон вы попадете под дождь. К слову, если вы планируете часто ездить под дождем, к предыдущему пункту добавьте еще дождевик.

А еще мотоцикл — это очень сезонное увлечение. Зимние покатушки на эндуро по лесу не в счет. В лучшем случае шесть месяцев в году ваш байк и дорогая экипировка будут пылиться в ожидании теплых деньков. Закрытие мотосезона по ощущениям можно сравнить с окончанием летних каникул в школьные годы. Если у вас нет собственного гаража или хотя бы места на паркинге, к третьему пункту добавляем еще и аренду какого-то места под крышей на зиму.

Минус номер 5. Отношение окружающих к мотоциклистам

Не все автомобилисты и пешеходы являются победителями в конкурсах «Доброжелательность к окружающим» или «Позитивное мышление». Особенно о хорошем отношении люди забывают, когда речь идет о мотоциклистах. Ведь не будешь каждому объяснять, что это не твой прямоток мешает спать по ночам и что это не ты летаешь 200 км/ч по городу между рядов. Людям свойственно обобщать, и любой, даже самый добропорядочный мотоциклист может столкнуться с негативом в свою сторону.

Ну и не будем кривить душой — мотоциклисты действительно чаще других нарушают ПДД. Речь даже не про тех, кто на заднем колесе проносится по проспекту Победителей на сверхзвуковой скорости — с ними и так все понятно. Но даже адекватные байкеры почти всегда едут со скоростью выше потока (это безопаснее, чем ехать в потоке), суются между рядов в пробках и не стесняются выезжать за стоп-линию на светофоре. Недружелюбные взгляды вам обеспечены. Да и не все друзья с восторгом отнесутся к тому, что вы теперь мотоциклист. В Беларуси к мотоциклистам скорее негативное отношение. Причина простая — огромный процент молодых байкеров, которые своим неадекватным поведением на дороге портят общее отношение к 2-колесному транспорту. С этим фактом придется жить.

Пять причин купить мотоцикл уже в этом сезоне

Если вы дочитали до этого места и еще не передумали покупать байк, то вот вам пятерка фактов «за».

Плюс номер 1. Полгода без пробок и проблем с парковкой

Вообще в Минске нет проблем с парковкой и уж тем более серьезных дорожных заторов. Если кто-то считает, что это не так, ему следует съездить в любой другой город с населением 2,5 миллиона человек. Тем не менее мотоцикл позволит на полгода избавиться даже от того, что у нас принято называть «пробками» и «проблемами с парковкой». На байке даже в час пик проехать Минск насквозь можно за 30 минут. И дело не в скорости, а в способности мотоцикла проезжать между рядов на светофорах. Считайте, что вы всегда едете по пустому городу.

А еще на байке намного проще маневрировать и перестраиваться из одного ряда в другой: 2-колесные транспортные средства маневреннее, компактнее и динамичнее, чем 4-колесные. Найти для мотоцикла парковочное место на порядок легче, чем для автомобиля. Пустой пятачок найдется почти на каждой стоянке. Да и на тротуаре аккуратно поставленный байк вызывает меньше вопросов, чем брошенная легковушка. Если вы ищете быстрое средство передвижения по городу в летний период, лучше мотоцикла может быть разве что скутер.

Плюс номер 2. Экономия на бензине

В нашей стране мотоцикл редко покупают с целью экономии. Тем более мы уже выяснили, что это недешевое удовольствие. Но не стоит забывать о том факте, что городские байки типа стритов намного экономичнее, чем автомобили. Особенно если сравнивать соотношение динамики и расхода топлива. Мотоцикл, разгоняющийся до 100 км/ч за 5—6 секунд, может потреблять в районе 4 литров бензина на сотню при активной езде.

Обслуживать мотоцикл тоже дешевле, чем машину. Экономия будет и на страховке. С бензином стоит помнить тот факт, что хотя расход у байков и небольшой, на заправку придется заезжать частенько — бензобаки у многих моделей очень маленькие. Но на АЗС вы будете оставлять небольшие суммы. «Входной билет» в мототусовку стоит дорого, но после того как вы купили мотоцикл и экипировку, никаких больших трат не предвидится.

Плюс номер 3. Мотоциклисты выглядят круто

Возможно, банальный и заезженный факт, но мотоцикл действительно добавляет вам харизмы и даже в какой-то степени мужества. Особое удовольствие — это подбирать экипировку. Ты словно не куртку и боты меряешь, а выбираешь доспехи. А когда садишься на байк и ощущаешь под собой упругое седло, ты словно всадник, забравшийся на породистую лошадь. А каков процесс посадки и старт с места! Медленно застегиваешь шлем, надеваешь тяжелые перчатки, нажатием на клавишу пробуждаешь двигатель, расположенный прямо под тобой. Мотоцикл — это настоящее эстетическое удовольствие!

Про внимание со стороны противоположного пола в мотокругах ходит много слухов. Но здесь следует помнить о главном правиле: если до покупки мотоцикла у вас были проблемы с девушками, то приобретение байка их не решит. Так что для удовлетворения своих инстинктов лучше заплатите за премиум-аккаунт в «Тиндере», а не сортируйте по цене чопперы на «Мотобарахолке».

Плюс номер 4. Непередаваемые ощущения от езды

Когда вы впервые разгонитесь до 100 км/ч на мотоцикле, вы поймете, почему байкеров часто называют «пилотами». Нет более подходящего слова, описывающего процесс управления байком, чем «полет». Ты словно паришь в метре над дорогой, оставляя позади все негативные мысли. Во время езды на мотоцикле человек максимально сконцентрирован, его чувства обострены, а работа сознания схожа с медитацией. Описать это словами невозможно.

Для того чтобы поймать этот «мотодзен», необязательно разгоняться до предельных скоростей. Даже передвигаясь в трафике с «гражданской» скоростью, вы будете получать удовольствие от каждого преодоленного метра. А теперь важное предупреждение! После мотоцикла крайне сложно получить радость от езды на обычном легковом автомобиле. Байк словно открывает для тебя новый уровень наслаждения процессом передвижения. Это отличный вариант для тех, кому наскучили обычные автомобильные покатушки. Представьте, что всю жизнь вы нюхали цветы через противогаз, а в какой-то момент догадались, что этот противогаз можно снять. Примерно это происходит, когда вы с машины пересаживаетесь на байк в поисках удовольствия от езды.

Плюс номер 5. Разнообразные комьюнити

Если вам сложно заводить новые знакомства, мотоцикл может стать отличным социальным бонусом. Сообществу мотоциклистов во всем мире могут позавидовать даже футбольные фан-клубы. В какой бы стране вы ни находились, вы всегда можете найти местный чат байкеров и присоединиться к ним во время ближайшей встречи. В городе мотоциклисты всегда здороваются друг с другом, а на парковке частенько заводят «смол-токи», расспрашивая друг друга о модели, экипировке или маршрутах для красивых покатушек.

Кроме того, байки в большей степени, чем машины, разделяются по классам. Между BMW X5 и BMW 1-Series разница не такая большая, как между BMW G310R и BMW R1200 GS. Выбирая себе мотоцикл из определенного сегмента, ты выбираешь едва ли не образ жизни. Байкеры в шутку часто говорят, что все рано или поздно приходят к покупке эндуро. Но до выезда на бездорожье вы можете попробовать совершенно разные мотоциклы, с разным характером и разным предназначением.

Оставаться в этом «2-колесном хобби» можно до самой старости, просто меняя один мотосегмент на другой. В 20 лет гоняешь на стрите, в 30 пересаживаешься на классику, в 40 отправляешься в путешествие на эндуро, а в 50 покупаешь себе круизер. И каждый мотоцикл обеспечивает тебе не только новые эмоции от езды, но и огромное сообщество единомышленников по всей планете.

бордовый, внедорожник, дизель 1.5 л, автоматическая, передний привод
черный, седан, дизель 2 л, автоматическая, задний привод
серый, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by