Цены на автотовары падают вслед за долларом? А вот и нет

11 мая 2022 в 14:41
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Цены на автотовары падают вслед за долларом? А вот и нет

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Интересная ситуация сложилась в последние месяцы на рынке автотоваров. В конце февраля курс доллара резко подскочил относительно белорусского рубля. Вместе с ним потянулись вверх и цены. Некоторые масла, например, подорожали на 200%, запчасти — на 110%, шины — на 50%. Потом доллар опустился до прежнего уровня. А вот цены — нет. Они вышли на плато, вниз пока не стремятся и, судя по всему, падать не собираются. Мы представили эту информацию в виде удобной инфографики.

Как можно читать эти графики? Во-первых, они дают представление о развитии ценообразования в последние месяцы и о реакции на скачок курсов валют. Во-вторых, мы специально разместили рядом с кривыми цен график изменения внутреннего курса доллара, чтобы можно было сравнить поведение американской валюты со стоимостью популярных автотоваров (масел, шин, аккумуляторов, видеорегистраторов). По обывательской логике, если товар сильно привязан к валюте, все кривые должны быть одинаковыми. Но рынок работает несколько сложнее: цены, как видно на графиках, не опустились вслед за долларом. Они поднялись, слегка припали, а потом застыли на относительно высоком уровне.

Из всех брендов, выпускающих моторные масла, наибольшее «доллароподобное» поведение продемонстрировал Eni i-Sint. Хотя и он, похоже, понемногу дорожает. Остальные товары вышли на уверенное плато, парабола так и не вернулась на уровень исходной точки.

А это уже шины. Особого внимания заслуживает кривая в исполнении линейки Artmotion от «Белшины». Отечественный производитель тоже отреагировал на ситуацию, но на уровень отечественного рубля пока не возвращается. Стоит вспомнить, что март в этом году выдался совсем прохладным и довольно снежным, так что тот, кто решился на покупку резины чуть позже, не прогадал.

Взглянем и на цены на аккумуляторы. В этом случае пляска парабол, кажется, вообще не поддается «долларовой логике». Напомним, пик продаж АКБ обычно приходится на зиму, весной же чаще всего раскупают батареи для мотоциклов. Из неординарного — поведение цен на Jenox Classic: в мае они опустились ниже дофевральской отметки.

А так выглядит график цен на популярные видеорегистраторы. Практически идеально под логику роста и падения доллара попал китайский 70mai Dash Cam. Продолжает неприятно удивлять Neoline.

В конце марта на ситуацию обратили внимание даже в МАРТ: «Мы не можем допустить неуправляемости процесса и спекулятивного роста цен. Мы продолжаем работать с импортерами, выясняем их потребности и даем сигнал: ребята, была ситуация, когда вы цены подняли, был высокий курс и высокая доля неопределенности и рисков на рынке. Вы тогда переложили бо́льшую часть ответственности на потребителей. Давайте-ка отматывайте цены обратно. Мы видим курс сегодня, ситуация стабилизировалась, логистика упростилась».

В свою очередь, дистрибьюторы предполагают, что либо не смогут закупить товар, либо его придется приобретать с дополнительными наценками. Одним словом, сегодня они опасаются продать товар дешевле, чем купят завтра. Естественно, после запрета на перевозки грузов белорусскими фурами по территории ЕС лучше не стало. Отсюда и такие тенденции.

В сложившихся условиях велика вероятность того, что у покупателя будет минимальный выбор. То есть вопрос «Какая есть альтернатива дорогому бренду?» может стать неактуальным. Вероятно, придется спрашивать, есть ли вообще что-то подходящее. Второй вариант развития событий — остатки продукции ведущих брендов будут стоить не так уж и дорого по сравнению с новой поставкой из России: там также подняли цены на 40—45% (пример — график цен на «Лукойл Люкс»).


для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 106 (950 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро