Слова «китайский» и «дорогой», находящиеся в одном предложении, уже давно не удивляют автолюбителей. Компании из Поднебесной выросли из штанишек и теперь вместо некачественных бюджетных моделей с украденным дизайном делают абсолютно уникальные машины, способные конкурировать даже в премиум-классе. Особенно хорошо у китайцев идут дела в сегменте EV. По Беларуси уже катается много дорогих электрокаров с шильдиком Made in China. Один из них — BYD HAN EV. Минчанин Алексей купил эту «электричку» 2020 года выпуска и не жалеет. Стоимость такого автомобиля — $45 тыс. Фанату подержанных BMW и Mercedes она может показаться слишком высокой, но владелец уверен — конкурентов по оснащению у HAN в его ценовой категории попросту нет!
Планы у BYD наполеоновские. Автопроизводитель, появившийся на свет менее 30 лет назад, сегодня хочет стать лидером в сегменте электромобилей. Внутренний рынок Китая хотя и один из самых больших в мире, но недостаточен для достижения такой амбициозной цели. Поэтому BYD работает в том числе над расширением регионов сбыта своей продукции. Сегодня машины этой компании официально продаются в Южной Америке и Турции, а на YouTube хватает обзоров HAN практически на любом языке — модель действительно вызывает интерес у поклонников электрокаров.
HAN — это флагманский седан производителя. Читается как «Хань» — модель назвали в честь китайской династии, правившей с 206 года до н. э. по 220 год н. э. Руководство BYD считает, что правление и институты Хань послужили образцом для всех последующих династий Китая. В свою очередь, электромобиль является прекрасным образцом того, как в среднеценовом диапазоне можно предлагать впечатляющий набор опций. Как там говорят? «Топ за свои деньги!»
— Этот автомобиль выпускается в двух вариантах. Есть полностью электрический, а есть гибридный. EV-версии бывают передне- либо полноприводные. У меня полноприводная. Машина достаточно крупная — по размерам практически повторяет Tesla Model S. Длина BYD HAN — 4980 мм, ширина — 1910 мм, — рассказывает владелец авто.
Переднеприводные версии этого седана оснащаются одним синхронным электромотором мощностью 222 л. с. Крутящий момент у двигателя — 330 Н·м. Базовая версия HAN разгоняется до сотни за 8 секунд. Довольно долго для электрокара, претендующего на премиум. Но вот полноприводные модификации с двумя моторами суммарной мощностью 494 л. с. выстреливают до 100 км/ч быстрее чем за 4 секунды. Крутящий момент топовых версий — 680 Н·м. Интересный момент: на крышке багажника производитель разместил шильдик «3.9 S», который означает разгон до сотни. Мы такое встречаем впервые.
Производитель использует в электромобиле интересную тяговую батарею емкостью 77 кВт·ч. Аккумулятор является собственной разработкой подразделения BYD Battery и даже имеет собственное коммерческое название — Blade. Это литий-железо-фосфатная батарея, что практически исключает ее возгорание при любых условиях.
— У такого аккумулятора есть одно важное преимущество перед литий-ионными. Данная технология позволяет заряжать батарею до 100% без ущерба ее долговечности, в то время как многие производители рекомендуют зарядку своих батарей только до 80—90%. Гарантия на этот аккумулятор в Китае пожизненная. Интересный факт — Tesla закупает батареи BYD Blade для комплектации некоторых своих автомобилей, — сообщил нам Алексей.
При наличии быстрого зарядного устройства пополнение батареи с 30 до 80% занимает всего 25 минут.
— Подвеска здесь классическая: спереди используются стойки McPherson, сзади — многорычажная схема. Пневмоподвески нет, но во время езды это практически не ощущается — в обычном режиме ехать очень комфортно. Рулевое управление и тормоза имеют отдельные настройки Sport/Comfort. Кстати, топовую версию еще отличают мощные тормоза Brembo на передних колесах, — поделился информацией владелец редкого BYD.
Производитель предлагает не так уж много цветов кузова для модели HAN: красный, серый металлик, черный, синий или белый. В салоне придется выбирать между коричневым, красным и рыжим. У нашего героя — красный кузов с коричневым салоном.
Говоря о внешнем виде HAN, хочется прежде всего отметить тот факт, что все дизайнообразующие элементы как экстерьера, так и интерьера разрабатывались европейскими специалистами. За экстерьер отвечал Вольфганг Эггер, который ранее возглавлял Audi Group Design и даже успел побыть управляющим подразделения Audi Brand Design. Под контролем Эггера находилась разработка дизайна автомобилей Audi и Lamborghini. До начала работы в Audi специалист сменил множество постов, включая пост шеф-дизайнера центра Alfa Romeo Centro Stile и главы студии Lancia Centro Stile.
Трудно не обратить внимание на эту машину в потоке. В отличие от монолитной Tesla, HAN может похвастаться весьма смелыми линиями. Передняя LED-оптика переплетена с накладкой, имитирующей решетку радиатора. Бампер имеет хищные «клыки» и гармонично сочетается с формой фар. Профиль украшает заметное ребро, проходящее над выдвижными дверными ручками. Да и в целом силуэт кузова очень «заднеприводный».
Длинный капот словно намекает на то, что под ним продольно расположился V-образный мотор. Задний диффузор и спортивный бампер тоже выглядят очень «по-бензиновому». Как и в случае с Tesla, создатели HAN не старались придать внешности электрокара «травоядный» облик. Седан смотрится солидно и понравится даже тем, кто привык к крупным моделям классического бизнес-класса. На автомобиль установлены 19-дюймовые диски с шинами размерностью 245/45/19. На борту имеются два порта китайского формата GB/T. Один для быстрой, другой для медленной зарядки.
Производитель обещает, что 77 кВт·ч хватит на 500—550 км по циклу NEDC. Как обычно, отзывы реальных владельцев свидетельствуют о неактуальности заводских показателей.
— Реальные замеры показывают, что запас хода при скорости 100—110 км/ч составляет 320—350 км. В городе на одном заряде я проезжаю 360—420 км. У автомобиля хорошо работает система рекуперации, что позволяет экономить электроэнергию при частых остановках. Естественно, на запас хода влияют и погодные условия. Отмечу, что переднеприводные модификации являются более «дальнобойными», — сообщил нам автовладелец.
Центральную часть передней панели в салоне HAN занимает 15,6-дюймовый экран мультимедийной системы. Интересная отличительная особенность — он поворотный и может менять ориентацию. Такое мы уже видели на другом электрокаре из Китая — Weltmeister EX5.
— Этот экран можно поворачивать принудительно клавишей на руле или центральной консоли. Но если запустить приложение, которое требует конкретной ориентации, то дисплей самостоятельно подстроится под него, заняв нужное положение. Кроме того, имеется настройка, позволяющая разделить экран на две части. Приятный момент — в меню есть английский язык, — похвалил мультимедийную систему Алексей.
Английский язык действительно очень важен — многие владельцы китайских электромобилей вынуждены слепо тыкать в иероглифы в поисках нужной функции.
Приборная панель, конечно, тоже цифровая. Если честно, мы даже не припомним современный китайский EV с аналоговыми стрелками. Диагональ этого экрана — 12 дюймов. Есть три варианта оформления.
— Хочу отметить отличное исполнение и качественные материалы отделки салона. Здесь присутствует кожа NAPPA, натуральное дерево, алюминий. Видно, что на материалах не экономили. При езде или прослушивании громкой музыки ничего не скрипит и не дребезжит. Все кресла, в том числе на втором ряду, имеют функции обогрева и вентиляции. Среди других премиальных опций — панорамная крыша, атмосферная подсветка салона. Любопытно, что имеется возможность устанавливать разные цветовые вариации в передней и задней части салона, — рассказал владелец HAN.
Сзади довольно просторно. В центральном подлокотнике предусмотрен сенсорный дисплей, позволяющий управлять настройками кресел, панорамной крышей, отдельной климатической зоной, развлекательным блоком и упомянутой выше подсветкой салона. Задний диван имеет отдельные регулировки.
В HAN имеется функция видеопроигрывателя, поддерживается стандарт MP4. Часто в целях безопасности автопроизводители блокируют демонстрацию роликов во время движения, но в данной машине такого ограничения нет. Важная особенность мультимедийной системы — совместимость с Android, что позволяет устанавливать различные приложения. Традиционного радио здесь нет — придется слушать интернет-радио.
Автомобиль оборудован жестким диском на 20 ГБ. Там хранятся медиафайлы. При желании хранилище можно расширить за счет флеш-накопителя.
— На борту имеются две беспроводные зарядки для смартфонов, встроенный видеорегистратор и дополнительная камера для обзора и съемки салона. Из интересного — в комплекте поставляется микрофон для исполнения караоке прямо в автомобиле! Видимо, китайцы очень любят караоке. Еще на машину установлена продвинутая система помощи при езде Di-Pilot. По факту это активный круиз-контроль в сочетании с удержанием автомобиля в полосе, системой экстренного торможения, контролем усталости водителя, чтением дорожных знаков и функцией автопарковщика. Но о полном автопилоте, как у Tesla, речь пока не идет, — отметил Алексей.
— У BYD все зарядные выходы китайского стандарта GB/T. Есть два варианта решения вопроса, чтобы заряжаться на белорусских быстрых станциях. Первый — купить переходник по цене около $1200 по курсу. Второй — менять порт на CHADEMO в самом автомобиле. Это стоит около тысячи долларов. Отмечу, что в комплекте с машиной идет переходник на медленную зарядку — с ней проблем нет. Она подходит для однофазной сети переменного тока. В качестве еще одного недостатка я бы отметил небольшой нюанс мультимедийной системы. В интернете можно найти информацию, что здесь «открытый» Android, однако это не совсем так. Да, на альтернативном маркете можно скачивать любые приложения, но все, что так или иначе связано с Google, работать не будет. Зато работают «Яндекс Музыка» и «Яндекс Навигатор». А вот приложение YouTube не функционирует. Как вариант — смотреть ролики на YouTube.com через «Яндекс Браузер», — делится лайфхаками хозяин электромобиля.
Среди других недостатков Алексей отмечает отсутствие возможности использовать приложение для дистанционного управления функциями машины. В Китае это работает, а у нас — нет. Кроме того, у HAN только один багажник — сзади. При этом второй ряд не складывается (есть только лючок для длинномеров). В опциях отсутствует функция обогрева руля. Автомобиль не имеет запаски (есть только насос и ремкомплект).
— Обслуживание HAN сводится к замене салонного фильтра примерно раз в 10 тыс. км (цена вопроса — $20, заменить несложно самостоятельно) и замене масла в редукторах раз в 30—40 тыс. км (около $150 с работой). Тормозные колодки выхаживают 130—150 тыс. км, цена полного комплекта (перед и зад) — примерно $200. Доставкой запчастей и расходных материалов занимается та же компания, у которой автомобиль был приобретен. Они же обеспечивают сервисное обслуживание и дополнительные услуги (антикоррозийная обработка, детейлинг и т. п.), — сообщил нам автовладелец.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by