Что кроется за заправочной колонкой? Наблюдаем за уникальными работами на АЗС

19 мая 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Что кроется за заправочной колонкой? Наблюдаем за уникальными работами на АЗС

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Говорят, если поискать, можно найти людей, которые уверены, что топливо поступает в пистолет прямо из колонки. Более осведомленные понимают, что колонка — лишь механизм, в ней спрятано несколько насосов, перекачивающих бензин или дизельное топливо из резервуара. Сам он спрятан под землей. Рядовой автомобилист вряд ли когда-нибудь увидит эту огромную «бочку». Нечасто она доступна для взгляда даже самих работников заправки: сначала это возможно на стадии строительства, а потом — при обслуживании (техобслуживании, чистке или калибровке). Последнее событие случается раз в пять лет. Именно на него журналистам Onlíner и удалось попасть. Рассказываем, как все устроено изнутри.

Первые фото — для понимания, как выглядят резервуары для АЗС. Внутри они разделены на секции: для АИ-95, АИ-92, дизельного топлива. Фактически с их установки и начинается возведение станции. Топливные трубы, канализация, здание, дорога и, собственно, колонки появляются потом.

Таким же образом построена и заправка сети А-100 на ул. Ваупшасова в Минске. За работами по ее обслуживанию мы как раз приехали посмотреть.

Тот, кто хоть раз заправлял машину, должен был обратить внимание на рифленые оцинкованные листы металла на земле у колонок. Именно они и служат крышками над люками резервуаров.

Картина под листом такова: трубы «входа», трубы «выхода» на колонку и люк из толстого металла, закрепленный на несколько десятков болтов. Он и ведет к резервуару.

«Бочка» металлическая, в ней находится топливо, то есть жидкость. Очевидно, металл подвержен старению и разрушению, на дне скапливаются естественные отложения. Поэтому раз в 2,5 года необходимо выкачивать осадок и проводить внутреннюю зачистку резервуаров. Один раз в 5—8 лет проводят техдиагностику резервуаров, проверяют их состояние, целостность конструкции, толщину стенок. Раз в 5 лет дополнительно проводят калибровку (поверку) — точное измерение объема и вместимости. Грубо говоря, выясняют, сколько литров топлива приходится на каждый сантиметр высоты налива в резервуаре. Работы эти газоопасные, проводятся в условиях большой концентрации бензиновых испарений, занимается ими специализированная бригада. Спецкостюмы из ткани-антистатика, противогазы с подачей воздуха, обязательное заземление — все серьезно. Одна искра может привести к серьезному ЧП.

По порядку. Путь топлива

Для полноты картины стоит объяснить, как здесь все устроено. Конечно, для клиента АЗС процесс довольно простой: приехал, вставил пистолет в горловину бака, озвучил оператору номер колонки, тип топлива и нужный объем, заправился, вернул пистолет на место и поехал дальше. А вот работники заправки знают: путь топлива не столь прост.

Бензины и дизельное топливо приезжают на станцию в автоцистерне (бензовозе). Как правило, привозят их с нефтебазы сети АЗС, иногда — с НПЗ (из Мозыря или Новополоцка). При приемке на станции проверяют плотность топлива из каждой секции бензовоза: берут пробу, тестируют с помощью ареометра (он же — нефтеденсиметр). У бензина и дизельного топлива разные плотности (в среднем 710—750 кг/м3 и 810—850 кг/м3 соответственно). С помощью прозрачного цилиндра визуально проверяют чистоту, отсутствие примесей (ржавчина, песок и т. п.), а с помощью водочувствительной пасты смотрят, есть ли подтоварная вода (ее быть не должно). Это нужно, чтобы убедиться, что топливо соответствует требованиям.

Приборы хранятся в одном из ящиков. В соседних находятся чистые песок и сорбент (на случай пролива топлива), еще в двух ящиках — грязные материалы.

Тут же можно заметить две задвижки, уходящие под землю. Они открывают и закрывают заслонки ливневой канализации. Если из автоцистерны произошла аварийная утечка топлива, оно попадает в специальный отдельный резервуар станции, чтобы избежать экологического загрязнения.

По соседству — необычная конструкция из труб с клапанами наверху. Они снимают избыточное давление паровоздушной смеси внутри топливных резервуаров.

Неподалеку можно заметить и громоотвод. К слову, для тех, кто не знал, — заправляться в грозу запрещено, оператор вправе отказать клиенту, пока не закончат сверкать молнии.

А нас интересует в первую очередь самый большой из ящиков. За ним скрываются трубы, ведущие к резервуарам у колонок. Именно к ним подсоединяют сливные трубки рукавов бензовозов. То есть машина сливает топливо здесь, на участке слива, затем по трубам оно попадает в резервуар, где и хранится. Парковаться на этом участке автомобилистам нельзя — в целях безопасности.

Оператор станции после получения заказа запускает насос. Тот подает нужный объем топлива из резервуара в раздаточный шланг. Если все в порядке и рычаг раздаточного крана (пистолета) зажат, топливо через встроенные фильтры грубой и тонкой очистки попадает в бак автомобиля.

Зачистка резервуаров

Возвращаемся в настоящее — к уникальным и крайне опасным работам. В такие дни заправка вынуждена закрываться для клиентов. Весь периметр ограждают, к месту работ подносят дополнительные огнетушители, проводят кабель заземления. Крепится он на специальный столбик.

Рабочие снимают крышки (рифленые листы металла), отсоединяют трубы, поднимают люки. Таким образом появляется доступ к полости резервуара.

Обратим внимание — из-за вопросов безопасности доступ к месту работ ограничен. Чтобы сделать снимки самой «бочки», журналисты обращались за помощью к сотрудникам станции. Нашим помощником стал Олег Фурман, ведущий инженер по технологии и промышленной безопасности сети АЗС А-100.

В резервуарах остается топливо, которое нужно вычистить, чтобы у человека была возможность спуститься внутрь. Остатки измеряют метрштоком — фактически длинной линейкой, которую вертикально опускают на дно. По уровню «ватерлинии» становится понятно, сколько внизу осталось топлива.

Объем оставшегося топлива высчитывают по специальной таблице. В первой колонке — сантиметры на метрштоке, во второй — соответствующий им объем жидкости. В третьей — коэффициент объема топлива на 1 миллиметр налива. Вообще эту процедуру проделывают ежедневно, предусмотрены и автоматические уровнемеры.

Когда точный объем остатков известен (а счет идет на тонны), подгоняют бензовоз. Машина тоже должна быть заземлена. Потом с помощью шлангов и насоса (на фото — синий) выкачивают в бензовоз остатки жидкости из каждой секции: дизельное топливо — отдельно, 95-й и 92-й — тоже.

После внутрь резервуара опускают шланг компрессора. Он либо вытягивает газы, либо закачивает внутрь воздух и вытесняет пары топлива. Таким образом проводится дегазация — до уровня менее 20%. Его проверяют газоанализатором. Только в таком случае человек может проводить работы внутри «бочки».

Настало время для выхода еще одной спецтехники — белой цистерны на базе Mercedes. По сути это огромная мойка высокого давления. Работники надевают противогаз с подачей воздуха, спускаются вниз и смывают загрязнения со стенок.

Цистерна используется не просто так. В нее насос втягивает «грязную» воду с остатками топлива и отложениями после промывки.

Затем вступает в работу специалист по калибровке — тоже в спецкостюме и противогазе. С помощью 3D-сканера он определяет точный объем резервуара — прибор высчитывает каждый миллиметр высоты наполнения. Если быть точным, создает вокруг себя на 360 градусов облако точек, 38 миллионов за 15 минут. Эту информацию сканер записывает на флешку, считать ее можно только с помощью специальных программ.

Калибровка резервуара нужна, чтобы составить ту самую таблицу, фото которой мы привели выше. А также чтобы каждый день сотрудники станции могли узнавать точное количество топлива в «бочке» с помощью метрштока.

После специалиста по калибровке в резервуар спускаются уже диагносты (дефектоскописты). Снаряжение у них идентичное, только в качестве прибора они используют ультразвуковой толщиномер. Диагносты определяют толщину стенок металла, ищут трещины и коррозию внутри резервуаров. Внутренние стенки — между секциями — не дают смешиваться разным видам топлива. А внешняя стенка двойная, между слоями металла — тосол. Он позволяет определить место возможной сквозной протечки во внутренней или наружной стенке резервуара.

Также диагносты проводят визуальный осмотр сварных швов, ищут трещины, коррозию. Если внутрь попадает вода — она всегда скапливается внизу резервуара, поскольку нефтепродукты легче. Из-за этого больше коррозии может образоваться на дне «бочки». Именно поэтому так важно первоначально провести полную очистку.

По итогу выносится заключение, сколько лет можно использовать резервуар без дополнительных проверок.

А теперь контроль

Далее заправка возвращается к привычной работе: люки закрывают, подсоединяют топливные трубы. Бензовоз привычным способом заливает топливо в резервуары. Параллельно места соединения проверяют на герметичность, а после — пистолеты на корректную работу.

Но процесс еще не закончен. Нужно проконтролировать нормы дозы выдачи, то есть выяснить, действительно ли колонка выдаст, например, ровно 40 литров топлива после всех манипуляций. Для этого используют образцовый мерник — это такое средство измерения.

Мерник есть на каждой станции. Им пользуются часто: раз в смену, отдельно — еженедельно для каждого из видов топлива для внутреннего контроля, при каждой годовой поверке колонок со стороны госорганов. Таким измерением вправе воспользоваться каждый клиент — если есть сомнения, что ему недолили. Работники станции вспоминают несколько случаев, когда водители приезжали заправиться «на 5 рублей», а потом сетовали, мол, стрелка на шкале уровня топлива в баке не шелохнулась. Тогда-то и выкатывают мерник. Другого законного способа определить точность работы нет.

Нам демонстрируют внутреннее устройство колонки. Здесь много «начинки», но основное внимание — на счетчиках литров, насосах, измерителях объема.

Все это оборудование подлежит обязательной пломбировке государственным поверителем от БелГИМа, чтобы исключить манипуляции.

Далее сливают в отдельную емкость от 2 до 5 литров топлива — так требует методика проверки. Это нужно для заполнения гидравлической системы колонки. После оператор АЗС на кассе запускает отпуск 50 литров топлива в мерник. По шкале мерника определяют точный объем в нем. Идеальный показатель — попадание в отметку 50. Плюс-минус 125 миллилитров для него считаются нормой — «допускаемые значения». Если после очистки резервуара есть необходимость изменить дозу отпуска, измеритель объема регулируют. При этом процессе обязательно присутствует госповеритель, в финале механизм пломбируется.

И вот, когда все работы выполнены, спустя почти целый восьмичасовой день, заправка вновь готова принимать клиентов.


для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 106 (950 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by