Так выглядели первые бензоколонки Беларуси. Интересная находка на фото 1930-х годов

 
15 065
31 мая 2022 в 10:27
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

На площади Стефана Батория (нынешняя Советская) в центре Гродно в 1930-е годы продавали новенькие (по тем временам) автомобили Ford. На архивных снимках разглядели скопление Ford Model A. Заметили и необычную конструкцию, напоминающую рекламный стенд. Пригляделись — оказалось, виднеется стойка с надписью «Karpaty benzina». Это ни что иное, как первая заправочная станция.

История этой колонки такова:

На своем заседании 27 декабря 1929 года магистрат Гродно выдает разрешение Юзефу Кремеру на строительство бензоколонки на пл. Батория. Но 3 июня 1930 года решение магистрата меняется в пользу товарищества «Карпаты», и ему разрешается строительство бензоколонки Standart Nobel: «... на площади Батория, возле Замкового двора, на следующих условиях: насос станции должен быть установлен на проезжей части возле тротуара перед углом дома Замкового двора, отодвинут на три метра вглубь площади Батория, подземная емкость должна быть на противоположном углу перед Гарнизонным костелом».

«В памяти старожилов Гродно осталась бензоколонка, которая находилась на Советской площади,цитирует книгу „История гродненских площадей“ историка Виктора Саяпина портал AutoGrodno. — В июне 1947 года горисполкомом она была передана в ведение Горпищепромторга для заправки автомобилей коммерческим бензином».

22 июня 1951 года бензоколонка передана в ведение Гродненского обкома компартии. Просуществовала она до 1964 года и решением горисполкома в мае была снесена.

Историк Андрей Вашкевич передал в редакцию AutoGrodno фотографии Советской площади из своей коллекции, на них можно заметить еще две бензоколонки, которые выглядят несколько иначе.

Одна из них установлена возле той самой Karpaty benzina, а вторая — возле Фарного костела, на месте нынешней проезжей части улицы Стефана Батория.

Андрей Вашкевич рассказал, что эти фотографии датированы второй половиной 1930-х годов, а значит, на Советской площади в Гродно одновременно функционировали три бензоколонки. Судя по всему, две одинаковые колонки были уничтожены во время войны и уже не восстанавливались.

Напомним, до сентября 1939 года Гродно находился в составе Польши, а восточные территории Беларуси — в составе БССР. Известно, что первая общественная бензозаправочная станция в БССР появилась в 1932 году. Всего в 1933—1937 годах в райцентрах и вдоль крупных трактов Беларуси были построены 85 АЗС. Так выглядела одна из первых АЗС Москвы: эти бензоколонки были установлены на улице Серафимовича, снимок датируется 1934 годом. Похоже на гродненские варианты, не правда ли?

А это фото первой АЗС В Минске. Она была открыта в 1932 году на пересечении улиц Немиги и Ново-Московской (нынешнее название — Мясникова) и располагалась напротив обувной фабрики (ул. Немига, 36).

Для своевременного обеспечения бензоколонок и АЗС топливом в БССР была создана сеть крупных нефтехранилищ. В 1930 году в БССР насчитывалось 44 объекта для хранения нефти и нефтепродуктов. Они находились в Минске, Могилеве, Витебске, Бобруйске, Орше и других крупных городах. До конца 1930-х годов были построены еще 27 нефтехранилищ.

Любопытно, что бензоколонки 1930-х годов в Европе называли «железными девами» — за внешнее сходство с приспособлением для пыток. Подобный вид бензоколонки имели до 50-х годов, а затем в США и Европе стали распространяться колонки современного вида. Такие же колонки появились и в СССР.

Читайте также:


Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 130 кг), до 40 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 10 А·ч, задний привод, колеса 12"/12", вес 21 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 35 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 12 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро