История забвения. Что стало с гастрольным бусом «Песняров»

07 июня 2022 в 7:50
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка, kp.ru, БТ, НТВ,

История забвения. Что стало с гастрольным бусом «Песняров»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка, kp.ru, БТ, НТВ,

Кто не знает песен «Касiў Ясь канюшыну» или «Беловежская пуща»? У Владимира Мулявина, лидера легендарных «Песняров», было множество наград, его коллектив участвовал в международных конкурсах, ездил в невиданные для СССР зарубежные туры. Но слава классического состава группы оборвалась в 2002 году, когда Мулявин на своем автомобиле попал в аварию. Владимир Георгиевич получил перелом позвоночника, его перевезли на лечение в Москву, однако спасти не смогли. Через 8 месяцев он скончался. В день аварии Мулявин ехал на личном Mercedes 420. После ДТП от машины мало что осталось. Но у «Песняра» был еще один автомобиль — минивэн Chevrolet, на котором возили аппаратуру и ездили в туры. Мы решили выяснить, что стало с этой машиной.

В день рокового происшествия Мулявин ехал на Mercedes по трассе Заславль — Колодищи. Дорога огибает северную часть Минского моря и проходит через Лапоровичи.

Именно там, на пригорке у водохранилища, находилась дача музыканта. Он часто сбегал сюда из маленькой минской квартиры на ул. Беды в поисках вдохновения.

Именно на этих «сотках» в Лапоровичах, за деревянным забором, в свое время и стояли машины Владимира Георгиевича: Mercedes, «Волга» и тот самый гастрольный Chevrolet Chevy Van. Вот он - на заднем фоне фото, которое висит в рамке в одной из гостиниц Витебска:

Если бы Chevy восстановили, он выглядел бы примерно так:

Откуда Chevy в СССР?

Когда именно эту машину передали «Песнярам», уже вряд ли кто-то вспомнит. Но нужно понимать, насколько раритетной была эта иномарка даже для позднего Советского Союза.

В 1971-м коллектив выступал в польском Сопоте, в 1973-м взял первую премию на фестивале молодежи в Берлине. К 1975 году ансамбль выпустил около 45 миллионов пластинок, победил на всесоюзном конкурсе песни. Тогда «Песняров» впервые пригласили в Канны — Мекку европейского шоу-бизнеса. Они были первым советским ВИА, выехавшим с гастролями за рубеж. С тех пор они регулярно катались по миру.

Говорят, встал вопрос: на чем отправлять «Песняров» с их аппаратурой в туры? На «буханке», рафике, грузовиках? В стране толком не было микроавтобусов, первый РАФ-2203 сошел с конвейера только в 1976-м, и вид у него был, мягко говоря, не «звездный» — совсем не подходящий для имиджа знаменитого ВИА. Тогда приняли решение выдать группе американский Chevrolet. В качестве гастрольного буса «Песняры» получили Chevy Van третьего поколения, выпускавшийся с 1971 по 1996 год. Линейка двигателей у этих моделей была обширной: от 4,1 до 7,4 литра. «Она жрала литров 40 на 100 километров», — вспоминал в одном из интервью участник группы Владислав Мисевич. Тем не менее в туры продолжали ездить именно на ней.

В 1990-е коллектив по-прежнему катался по гастролям, хотя на концерты ходило уже заметно меньше зрителей. Поклонники «Песняров» оказывались перед сложным выбором: купить билет или что-то на ужин. Минивэн в итоге ездил все реже. А в 2002-м, после аварии, в которую попал худрук ВИА, фактически остался забыт на дворе дачи в Лапоровичах.

Тем временем стали появляться другие группы, исполняющие песни ВИА и имевшие в названии слово «Песняры». Минкульт даже выступил с заявлением для прояснения ситуации: «Считаем, что все группы, использующие название „Песняры“ на территории СНГ, нелегитимны, кроме ансамбля „Белорусские песняры“ и БГА „Песняры“, которые являются законными правопреемниками легендарного коллектива, созданного Владимиром Мулявиным».

Был шанс

В 2005-м, уже после смерти «Песняра», появились публикации о том, что вдова музыканта, актриса Светлана Мулявина-Пенкина, собирается продать дачу со всем имуществом. К тому моменту и дом, и участок, и стоявшие на нем машины пришли в упадок. Одну из таких статей увидел реставратор автомобилей Николай Демидов. На центральном снимке он разглядел редкий Chevrolet Chevy Van. «Мне пришла в голову мысль, что такая машина с историей не может пропасть, — вспоминает мужчина. — Мы не имели права дать ей просто сгнить под дождями и снегами».

Николай смог связаться со Светланой, встретиться с ней в Минске. Предложил ей восстановить автомобиль. Причем без переоформления, лишь бы сохранить. Просто чтобы машина оставалась в форме, смогла бы выезжать на фестивали памяти Мулявина, стала, возможно, экспонатом музея. Вместе с другом реставратор приехал в Лапоровичи.

Николай Демидов

И Chevrolet, и «Волгу» они увидели в ужасном состоянии:

— Микроавтобус подпирал ворота. Было видно, что его загнали во двор, закрыли на засов, и так он и стоял. Не отогнав машину, нельзя было попасть внутрь территории, а Chevy самостоятельно уже не мог бы сдвинуться с места. Похоже, над ним уже «поработали» вандалы: внутри все было разворочено. Доступ к двигателю в этой модели — из салона. Так вот крышка была снята и отброшена в сторону, под панелью торчал беспорядочный клубок проводов и шлангов. Руль оторвали. Снаружи машина выглядела не лучше: выбитые или открученные фары, ржавчина... Местами даже поросла мхом.

О былой славе машины и катавшемся на ней ВИА говорил лишь завалявшийся в салоне буклет. Его напечатали к 25-летию «Песняров», то есть в 1994 году.

С «Волгой» все было еще хуже:

— Она стояла за забором, то есть на улице. Судя по всему, ее облюбовали хулиганы. Было видно, что на крыше кто-то прыгал. Стекла разбиты, двери вырваны, фонарей нет. Внутри — окурки и бутылки, разорванные провода, порезанная обшивка. Не обратили даже внимания на обивку — а она уникальная для ГАЗов, спецзаказ, ведь сиденья обычно поставлялись только в одном цвете. По слухам, Мулявин лично завозил машину на Горьковский автозавод, чтобы установить сиденья с красными вставками. Как вспоминали участники коллектива, он и на ней попал в аварию — врезался в дерево возле столичного цирка, так как заснул за рулем. Но позже восстановил и катался до покупки Mercedes.

— Разговор со Светланой выдался очень трудным, — говорит реставратор. — Она постоянно плакала. Но сквозь слезы все же дала свое согласие на реставрацию. Даже пообещала передать документы.

Назначили дату и время. Однако когда Николай приехал на дачу с эвакуатором, машин на участке уже не было. Исчезли. А куда — неизвестно. Реставраторы позвонили Светлане, чтобы спросить, как так вышло? В ответ — никакой конкретики, только рыдание в трубку и просьба больше не тревожить.

«После смерти Мулявина часть имущества особняка распродал его сын, — писала „Комсомолка“. — Местные жители говорят, что „Волгу“ и „Шевроле“ отсюда забрал именно он. А потом его посадили в тюрьму за хранение и распространение наркотиков. В 2006 году в заключении он умер».

Машину просто распилили

В том же 2006 году Николай Демидов обнаружил машину «Песняров», причем снова случайно:

— Я поехал к друзьям в Самохваловичи. Там автомастерская снимала помещение у местной протестантской церкви. И смотрю, у них на разборке вверх колесами стоит знакомый Chevrolet. Переднюю подвеску уже разобрали, откручивали задний мост, спилили еще какие-то элементы — одним словом, пустили на запчасти.

Я поначалу не идентифицировал, что это тот самый Chevy Van. А работники говорят, мол, родственники Мулявина передали машину церкви. А там не нашли ей применения, сочли неремонтопригодной или дорогой в восстановлении (найти один лишь карбюратор для нее было бы серьезным испытанием). В итоге отдали на разборку. Пригляделся — действительно тот самый бус: тот же рисунок на кузове, тот же цвет, даже царапины. Все совпадает. Я еще ужаснулся: «Что делают? Это же раритет, машина с историей!»

Решил так: раз не вышло сохранить весь автомобиль, нужно постараться сберечь хоть что-то. В тот день я сильно пожалел, что был на малогабаритной машине. В нее нельзя было ничего положить. Уговорил мастеров отдать мне хотя бы крылья от Chevrolet. Их собирались сдать на металлолом. У меня в голове сразу возник образ: сделаю скамейку Мулявина, в которой боковые опоры будут выполнены из крыльев его авто. Но в мою малолитражку влезло только одно. Договорился, что вскоре приеду за вторым.

Но реставратор не успел. Когда вернулся за вторым крылом, от автомобиля осталось только днище. И больше ничего.


После смерти музыканта дача, которую поклонники ВИА хотели бы видеть музеем, 12 лет оставалась заброшенной. В 2005-м оттуда вывезли автомобили. В 2016-м дом просто снесли, чтобы построить на этом месте элитный коттедж для нового владельца участка. В том же году скончалась вдова Владимира — Светлана Мулявина-Пенкина.

Музей же открыли в здании госфилармонии. Бульвар за ней теперь носит имя Владимира Мулявина. В 2017-м там установили памятник знаменитому музыканту.

Возможно, когда-нибудь рядом с ним найдет место и скамейка, сделанная с единственным оставшимся от гастрольного Chevy крылом. Николай не теряет надежды, бережно хранит деталь до сих пор.

Читайте также:


семейный, надувной, прямоугольная форма, 882 л, высота 66 см
семейный, каркасный, круглая форма, 4485 л, высота 76 см
Выбор покупателей
каркасный, круглая форма, 6503 л, высота 76 см
надувной, круглая форма, 3853 л, высота 76 см

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by