ВелоПетрович

Горная река, дамба и красотки на пляжах. Что можно увидеть, отправившись на велосипеде вокруг Минского моря?

16 июня 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов
ВелоПетрович

Горная река, дамба и красотки на пляжах. Что можно увидеть, отправившись на велосипеде вокруг Минского моря?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов

Иногда большой город становится слишком тесным, даже когда садишься на велосипед. Районы, кварталы, жилые массивы — все это приедается, а рыбаков вдоль главной велодорожки после пары-тройки заездов начинаешь узнавать в лицо, да и они уже кивают по-свойски. Хочется вырваться куда-то, где дали до горизонта и чистое небо не давит сверху, как потолки два и семь. Готовьте велики, мы покажем, где можно поколесить по-настоящему: хоть с семьей в выходной день, хоть в одиночку наедине со своими мыслями. Onlíner объездил окрестности столицы в поисках интересных маршрутов, а наши партнеры из Fruds подкинули провизии в дорогу. Так что крутим педали, сегодня — вокруг Минского моря.

Старт на пляже, и сразу в тень

Наш заезд стартовал! Минчан не нужно учить, как добраться до Веснянки и Дроздов, а уж оттуда, с улицы Тихой, сворачиваем в сторону песчаного пляжа, и вот уже мы почти не в городе. Температура воздуха +28 по Цельсию, воды — +18. Народу — море, еще одно и тоже минское. Ну а куда как не сюда ехать в такую жару, тем более что самолеты летают очень выборочно? А тут антикризисные пляжи с пусть и маленькими, но родными нам волнами.

Мы в воду пока не полезем, нам еще много предстоит преодолеть за сегодня. Вокруг Дроздов и Минского моря можно накатать с десяток различных маршрутов, но мы постараемся составить такой, который принесет максимум впечатлений и не потребует особых усилий или физической подготовки. Эдакий приморский тур для всей семьи: чтобы интересно, вкусно и мышцы болели наутро несильно.

На пляже задерживаться тоже не станем. Сюда нужно приезжать рано утром, чтобы увидеть за водной гладью просыпающийся город и подышать свежим воздухом в уединении. Ближе к полудню даже в будний день здесь яблоку негде упасть. Если желаете сыграть в волейбол, можете притормозить ненадолго, потом догоните, а мы прячемся в тень деревьев и вдоль берега уезжаем севернее, туда, где Свислочь впадает в водохранилище Дрозды. Если перед мостом свернете направо и немного проедете по живописному, ухоженному лесу, то наткнетесь на дроздовские водопады — целый ансамбль небольших каскадов и уступов, по которым мелодично струится вода. В жаркий день так и подмывает устроить здесь первый привал, но если рассчитываете на долгое путешествие, лучше не задерживаться прямо на старте — дорога впереди еще длинная.

Фото: Александр Ружечка

Поэтому вернемся к мосту через устье Свислочи, проедем его и вдоль берега устремимся к западу, чтобы, проткнув кольцевую, вырваться из города.

На каком велосипеде стоит отправляться в путешествие?

Мы не ставили перед собой задачу прокладывать новый маршрут, прорываясь сквозь топи и заросли. По нашим следам может поехать любой и на любом велосипеде. Мы, к примеру, и вовсе рванули на шоссейнике, отчасти потому, что он был под рукой, а отчасти для того, чтобы доказать, что эти дороги подходят для любого транспорта. Уж если спортивный велосипед проберется по бездорожью, то проберется и любой другой.

Забегая вперед, признаем, что на всем маршруте нам повстречались два-три песчаных участка вблизи пляжей, когда приходилось спешиваться и вести велосипед рядом. Участки эти небольшие, задержка не превышала и пары минут. Но и на горниках здесь люди испытывали проблемы: глубокий песок требует особой специфики движения, когда важно не перетормозить, чтобы не закопаться, не слишком разгоняться, чтобы не занесло, и обязательно сильно облегчить передачу, чтобы иметь запас и все-таки выкрутить, когда велик начнет увязать.

Если есть выбор, то, разумеется, на любом бездорожье лучше себя будут чувствовать MTB-велосипеды (те самые горники), а также гравелы (похожи на шоссейники, но со «злыми» колесами).

Спускаясь к забытой реке

Если велосипед позволяет и есть тяга к экстриму, сверните за кольцевой на Трассу 62. Когда-то ее обустроили в лесу велоэнтузиасты, и до сих пор она остается самой известной площадкой для серьезных заездов на приспособленном для этого велике. Постоянные спуски и подъемы, трамплины, серпантин и мостки — на сколько кругов у вас хватит сил? Здесь ходила шутка, что для понимания смысла названия трассы нужно проехать по ней 62 круга. Не ведитесь, хотя желание задавать вопросы после такого действительно пропадет.

Наша трасса ведет нас к северу, туда, где среди деревьев прячется настоящая горная река. Дорога проезжая, но диковатая, никаких признаков инфраструктуры. Последний километр едем через дачный поселок, чтобы подняться к шлюзу.

К сожалению, шума бурлящего потока сейчас не услышать, а среди отшлифованных каменистых утесов раздается лишь кваканье лягушек. Вы уже знаете, о чем мы — это «секретная» река под Минском, легендарный слаломный канал.

Когда-то здесь тренировалась сборная Союза, и в момент открытия объект был уникальным не только для страны, но и для Европы в целом. Построенный по высшему разряду, он конкурировал лишь с каналом в Мюнхене. Стоя здесь, на дне этой реки, легко представить, как в бурлящем потоке проносились, лавируя между утесами, профессиональные слаломисты.

Прошло 40 лет. На дне канала есть вода, но она скорее осталась после дождей. Старты теперь проводят совсем редко, и все из-за особенности этого спортивного объекта. Он создавался как часть Вилейско-Минской водной системы, не замыкался и не оснащался собственными насосами, которые бы гоняли воду по кругу. Возможно, когда-то идея работала, но сегодня в водохранилище не так часто отмечается достаточный уровень воды, чтобы открыть шлюз и оживить горную реку.

От места старта, с пляжа возле улицы Тихой, до слаломного канала всего около шести километров. Как от Уручья до Академии наук, если по прямой. Потратите минут 20—25. Совершенно точно вы не найдете другого такого места в стране, поэтому пользуйтесь случаем и фотографируйте вдоволь. Похвастаетесь потом знакомым и расскажете, как доехать на велосипеде до секретной реки.

Как планировать маршрут?

Отправляясь в длительное путешествие, посмотрите карту и прикиньте хотя бы приблизительный маршрут. Приятно ехать куда хочется, но хорошо бы знать заранее, что там, куда хочется, в принципе можно проехать.

И здесь, у слаломного канала, нужно делать выбор. Или мы продолжаем велопутешествие вокруг Минского моря, стремясь закольцевать маршрут против часовой стрелки, или отправляемся на запад, на пляж №5, известный своими тусовками и красивыми закатами над водной гладью.

Можно заодно заехать в музей-дачу Василя Быкова — она здесь совсем рядом. Нужно только убедиться, что попадем в рабочие часы. А пока вы думаете, мы, что называется, сделаем монтаж и покажем вам оба возможных маршрута.

Ехать ли по автомобильным дорогам?

К сожалению, Минское море невозможно объехать вдоль берега, ни на велосипеде, ни на автомобиле. Какие-то территории огорожены и въезд туда строго запрещен, какие-то места одичали, где-то дышит нетронутая природа болот. Ходило немало разговоров о том, что морю нужен полноценный веломаршрут — уж он-то наверняка привлекал бы сюда толпы горожан на велосипедах. Но как-то не сложилось. Проблема даже не в качестве полотна (оно-то как раз приемлемое), а в отсутствии вдумчивой инфраструктуры, которая бы дополняла открыточность пейзажей. Пока же на Минское море едут в основном на пляжи, создавая там в сезон толчею, сравнимую с курортной.

Наш опыт показывает, что стремиться во что бы то ни стало объехать Заславское водохранилище на велосипеде стоит разве что для самой идеи. Северная часть моря слабо освоена, и велосипедисты чаще едут по автодорогам: Н9036 и заславской Н9031. Точно встретите здесь спортсменов, выехавших на тренировку, но с ними обычно есть машины прикрытия. Ехать по таким дорогам в одиночку не слишком приятно: обочины нет, трафик в дневное время значительный. Если уж хотите освоить маршрут, приезжайте рано утром. Берег чудо как хорош в лучах восходящего солнца, автомобилей почти нет, есть только вы и ваш велосипед.

Так вы доберетесь до Заславля и гребного канала, обогнув который снова вернетесь на тропки вдоль берега Минского моря.

Огибаем море с юга, тусовочного и жаркого

Другой вариант — прорываться от слаломного канала к пляжу №5 и оттуда огибать море с юга, продвигаясь через пляжи к тому же гребному каналу у Заславля. Вдоль дачных поселков делаем еще три километра и выезжаем под софиты, на солнцепек.

Пляж №5 — это в каком-то смысле начало курортной жизни на Минском море. Все включено: красивый вид, водичка, девушки играют в мяч. Только не ожидайте, что здесь будет тихо и уединенно, как в романтических рассказах. Пляж скорее тусовочный, то есть шумный. Причем в сезон люди здесь будут всегда, вплоть до того, что кто-то обязательно останется смотреть закат, а кто-то отоспится и встретит здесь рассвет.

К слову, велосипедистов тут немало, и никто им не удивляется. Не станем искать свободный лежак (безнадежная это затея), а сразу отправимся дальше, в сторону дамбы — отсюда на нее и пешком ходят.

Пляжи дают обратный отсчет, и тусовочность убавляется, она не к месту. Пространство заполнено природой: справа плещется море в миниатюре, поют птицы, а впереди светится изумрудами листвы волшебный лесной коридор. Деревья будто сплелись где-то на уровне неба, образовав прекрасный полог (будете проезжать здесь, сразу припомните этот рассказ).

Дамба или набережная

На дамбу стоит попасть для того, чтобы увидеть панорамный вид на противоположный берег, а также прогуляться не спеша по бетонным плитам, слушая плеск воды. Здесь очень красиво вечером: когда зажигают фонари, дамба превращается в набережную, идеальную для променадов. По обе стороны расположились яхт-клуб и Центр парусного спорта, и не один белый парус уплывает отсюда куда-то на линию горизонта, отражаясь в небе.

Что нужно есть и пить в большом велопутешествии?

О чем нужно позаботиться, отправляясь в дорогу на велосипеде, так это о своем рационе. Дефицит калорий действительно способствует похудению, но нельзя допустить, чтобы организм заголодал где-то далеко от дома. Происходит это обычно незаметно, под нагрузкой чувство голода может не просыпаться до последнего. Последний тревожный звонок — вы замечаете, что визуализируете еду без причины, например зачем-то вспоминаете, что у вас лежит в холодильнике. Затем за какие-то 15 минут все переворачивается с ног на голову.

Пульс резко падает (у кого-то, наоборот, поднимается слишком высоко), и кажется, что последние силы оставляют вас, как воздух дырявую покрышку. Крутить педали в такой ситуации становится невозможно, начинает мутить. Теперь есть не хочется, теперь есть надо, очень надо. Мозг переключается в режим выживания и внезапно подкидывает неожиданные варианты поиска провизии: от сбора ягод (из детства припоминается, что нельзя есть волчьи ягоды, потому что это ягоды волка — он рассердится) до призыва на помощь прохожих. Выйти из этого состояния не так просто: понадобится действительно что-то поесть, а также отдохнуть какое-то время в тени (если есть возможность, то и вздремнуть). Иначе продолжать движение будет крайне опасно.

Не доводить себя до такого состояния не так сложно. Достаточно иметь с собой хотя бы легкий перекус и своевременно пускать его в дело. У нас были смузи — очень подходящая штука, раз уж мы за здоровый образ жизни. В составе суперфуды. Огромный плюс в том, что можно дозаправиться прямо на ходу, не спешиваясь. За счет своей консистенции смузи начнет мгновенно перевариваться организмом, поставляя необходимые калории.

Делая перекусы и не пренебрегая горячим обедом, когда для этого предоставился случай, вы сможете проехать очень много.

Другая необходимая составляющая — вода. Следите, чтобы в велосипедных флягах она была всегда, и пейте, пейте! В жаркую погоду полулитровая фляга уходила у нас каждые полчаса. Но даже если на улице прохладно, организм все равно теряет влагу, а ее важно восполнять. Не ждите, когда почувствуете жажду, действуйте на упреждение. Если на велосипеде вам захотелось пить, значит, вы уже пропустили нужный момент. Влага не только поддерживает ваши силы и помогает в терморегуляции, она играет роль необходимой смазки для ваших суставов. Если они заболят — беда.

Гребной канал: «грести» отсюда или сюда?

До гребного канала «грести» остается недолго. Можно объехать территории за высокими заборами по местным дорогам. Движение здесь плотное, но скорость низкая, да и велосипедистов много. На остров Любви ведет симпатичный мосток, хотя сам остров — место скорее символическое. Хотите любви — приезжайте со своей.

А вот санаторий «Юность», который испокон веков находится рядом с островом, место весьма примечательное. Отель это или курорт — называйте как хотите, но хорошенько подумайте над тем, чтобы провести здесь выходные или даже часть отпуска, предаваясь SPA-процедурам, неспешным прогулкам на воздухе и созерцая успокаивающие пейзажи.

Если в этот раз не планируете оставаться, то имейте в виду, что калитки на въезде и выезде вечером запираются — успейте проскочить.

Ну а дальше финишная прямая по деревенским гравийкам до гребного канала. Он виден издалека и может стать финальной точкой морского маршрута. Приехали туда мы на исходе дня и уткнулись в запертые ворота: проезда нет. Вышел сторож, объяснил, что это спортивный комплекс, территория закрыта и просто так попасть на нее нет решительно никакой возможности.

Ничего не оставалось, кроме как вернуться на дикие пляжи у Гонолеса и встретить там вечер, слушая потрескивание и поквакивание где-то в камышах.

Позже мы узнали, что на дорожки у гребного канала все же пускают покататься, да и билет стоит умеренно, просто нужно приезжать пораньше.

А может, оно и к лучшему. Здесь, у поросшего травой непронумерованного пляжа, под гаснущим небом как-то отчетливее ощущается наполненность момента. Велосипед подарил многое: свободу, время и пространство. Такой маршрут не повторить на автомобиле, да и не почувствовать так. Совсем не обязательно делать все 50 километров, достаточно выбрать свои места, свою скорость, свою дорогу — дорогу к морю.


Fruds — smart food из натуральных ягод и фруктов, с клетчаткой льна и пищевыми волокнами, без добавления сахара. Отличный вариант для быстрого, полезного и легкого перекуса среди рабочего дня или после тренировки. Fruds не нужно хранить в холодильнике, а еще удобно носить даже в самой маленькой сумке. А весной бренд выпустил еще две новинки — FRUDS IMUNO и FRUDS ENERGY.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Оазис Груп», УНП 690655159.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by