Чем славится регион Эмилия-Романья в Италии? Поля, виноградники, хуторской колорит, родина сыра пармезан и вина ламбруско, а поклонники итальянской оперы наверняка вспомнят еще Лучано Паваротти (мэтр оперной сцены родился в Модене). А еще Эмилия-Романья — это место паломничества фанатов мощной и красивой двух- и четырехколесной техники. Именно здесь выпускается продукция Ducati, Lamborghini и Maserati, а еще это родина легендарного Коммендаторе — Энцо Феррари, который в представлении особо не нуждается.
Этому знавшему толк в мощных и быстрых автомобилях человеку и его компании посвящены сразу два музея. Их пространство разделено на несколько тематических зон, и в течение года экспозиция обычно обновляется. Первый из них — это музей Энцо Феррари на улице Паоло Феррари (в Италии, к слову, это одна из широко распространенных фамилий) в Модене, небольшом городке рядом с Болоньей. Здесь и начиналась история легенды. Двухэтажное здание на фотографии — это дом, где в феврале 1898 года родился Энцо, с юных лет грезивший стать гонщиком. На первом этаже находилась мастерская его отца, Альфредо Феррари, а сейчас тут располагается одна из экспозиций — музей двигателей Ferrari.
Здесь собрана впечатляющая коллекция произведений инженерного искусства мотористов из Маранелло, причем бо́льшая часть представленных двигателей — это V8 и V12 разных годов выпуска, которые использовались не только на дорожных спорткарах, но и на болидах «Формулы-1».
Среди них — V-образная «восьмерка» F129B объемом 3,5 л, первый двигатель Ferrari с пятью клапанами на цилиндр. Дебютировавший на купе F355 Berlinetta агрегат образца 1994 года развивал 380 л. с. В 1996 году F355 засветилась в одной из сцен боевика Майкла Бэя «Скала»: герой Николаса Кейджа лихо рассекал по улицам Сан-Франциско за рулем открытой версии Spider, окрашенной в желтый цвет.
Этот 3,9-литровый V8 Ferrari с заводским обозначением F154 CB (670 л. с.) располагает двумя турбокомпрессорами по обе стороны блока цилиндров. Два года кряду (в 2016-м и 2017-м) двигатель признавали победителем в абсолютной категории престижного конкурса Engine of the Year.
3,5-литровый двигатель V12 с индексом 036/2 (1990 год) мощностью 680 л. с. был установлен на болид F1-90, за рулем которого Ален Прост принес Ferrari сотую победу в Гран-при «Формулы-1» — случилось это 8 июля 1990 года на французском автодроме Поль Рикар. В сезоне 1990 года Ferrari F1-90 позволила французу побороться за чемпионский титул с Айртоном Сенной.
Двигатель F1049 — 3-литровый V10 мощностью 805 л. с., предназначенный для болида F1-2000, на котором Михаэль Шумахер выиграл свой первый чемпионский титул в составе Ferrari в 2000 году.
Буквально в двух шагах от дома-мастерской Феррари расположен современный комплекс с ярко-желтой крышей, который возвели в 2012 году. Сверху своими очертаниями он напоминает капот гоночного автомобиля 1950-х, а внутри выставлены модели Ferrari разных годов выпуска. Экспозиция под крышей современного здания музея Энцо Феррари в Модене — это краткий и наглядный экскурс в историю дорожных машин Ferrari.
Среди наиболее интересных автомобилей, например, первый серийный Ferrari категории Gran Turismo — двухместное купе 166 Inter 1948 года с кузовом, созданным ателье Carrozzeria Touring из Милана. Модель комплектовалась 2-литровым V12 мощностью 90 л. с. и 110 л. с. у более поздних модификаций с карбюраторами Weber. Говорят, что приставка Inter в названии купе — это дань уважения гоночной команде Scuderia Inter, одним из основателей которой был князь Игорь Трубецкой, потомственный русский аристократ, проживавший во Франции.
Появившаяся в 1962 году 250 GT Berlinetta Lusso с дизайном Pininfarina считается одной из самых красивых Ferrari всех времен — V12 объемом 3 л (240 л. с.) позволял роскошному купе разгоняться до максимальных 240 км/ч.
Дебютировавшая в 1996 году Ferrari 550 Maranello стала преемницей знаменитой 512 Testarossa. Под длинным капотом тут скрывается 5,5-литровый атмосферный мотор V12, с которого итальянским мотористам удалось снять 485 л. с.
Источником вдохновения для разработчиков одноместного спайдера Ferrari Monza SP1, представленного в 2018 году, стали гоночные машины пятидесятых годов прошлого века. Это одна из самых дорогих и эксклюзивных дорожных моделей Ferrari. Она лишена крыши и лобового стекла, а под капотом скрывается 810-сильный «атмосферник» V12 объемом 6,5 л. Максимальная скорость — около 300 км/ч.
Примерно полчаса езды от Модены — и вот он, Маранелло — небольшой и уютный городок, где все вокруг пропитано духом Ferrari. Тут на улице Дино Феррари находится главный музей Ferrari, с которым соседствуют завод компании и база команды «Формулы-1». Энцо Феррари был вынужден перебраться сюда в 1943-м из-за бомбардировок Модены союзниками. Четыре года спустя с основанием компании Ferrari S.p.A. в Маранелло начался выпуск первых дорожных спорткаров, носящих имя Коммендаторе.
Свой путь Ferrari начинала как скромная гоночная команда. В ноябре 1929 года Энцо Феррари основал Scuderia Ferrari, ставшую, по сути, заводской гоночной командой Alfa Romeo. Первой машиной, на которую была нанесена эмблема с гарцующим жеребцом на желтом фоне (это гербовый цвет Модены), стал 8C 2300 Spider.
Как же появился знаменитый логотип Ferrari? Сами итальянцы рассказывают историю о том, что изначально гарцующий жеребец являлся символикой авиационного полка Reggimento Piemonte Reale Cavalleria, авторство которого приписывают графу Франческо Баракке — асу, который погиб в 1918 году. В 1923-м родители Баракки посетили одну из гонок, которую за рулем Alfa Romeo выиграл Энцо. Графиня Паолина тогда предложила ему использовать на своих машинах изображение жеребца, украшавшее фюзеляж самолета ее сына. Она сказала, что это принесет Феррари удачу.
Так и случилось: гоночные Alfa Romeo 8C 2300 MM, на которых красовался гарцующий жеребец, в июле 1932 года оформили победный дубль в 24-часовой гонке на бельгийской трассе в Спа. На первом месте тогда оказался экипаж в составе гонщиков Антонио Бривио и Эудженио Сиены. Немудрено, что в наши дни Ferrari для итальянцев — это культ, предмет национальной гордости. А Scuderia Ferrari, которой в 2019-м исполнилось 90 лет, в итоге удалось стать самой узнаваемой командой «Формулы-1», у которой самая большая армия болельщиков во всем мире.
Ferrari обрела мировую известность благодаря своему участию в гонках, а вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1947 году, компания освоила производство дорожных машин. Первой самостоятельной моделью Ferrari стал отмечающий в мае этого года свое 75-летие родстер 125 S, созданный под руководством талантливого инженера-конструктора Джоакино Коломбо. Под капотом Ferrari 125 S находился двигатель V12, имевший совсем скромные по нынешним меркам характеристики: при объеме 1,5 л он развивал 118 «лошадок».
Отдельного упоминания заслуживает зал гоночной славы Ferrari, где можно любоваться множеством победных кубков и знаковыми гоночными болидами, благодаря которым «Скудерия» смогла завоевать чемпионские титулы в «Формуле-1». Первый чемпионат «Формулы-1» был проведен в 1950 году — и за всю многолетнюю историю этого престижного соревнования Ferrari стала единственной «конюшней», принявшей участие в каждом его сезоне! Кроме того, итальянская команда является рекордсменом по числу побед в Кубке конструкторов: у Ferrari насчитывается 16 триумфов.
Болид Ferrari 312 T — технический шедевр инженера Мауро Форгьери с поперечно расположенной коробкой передач. На этой машине в 1975 году австрийский гонщик Ники Лауда выиграл свой первый чемпионский титул в «Формуле-1».
Болид F2004 принес Михаэлю Шумахеру пятый титул чемпиона за команду Ferrari и седьмой за все годы выступления в «Формуле-1». В 18 гонках сезона 2004 года немец 13 раз пришел к финишу первым, еще две победы на счету Рубенса Баррикелло, его напарника по команде.
Отдельный зал музея в Маранелло отведен под гиперкары марки. Один из них — купе F40 1987 года, последняя модель Ferrari, разработанная при жизни Энцо. В движение «двухдверка» приводилась мотором V8 объемом 2,9 л, мощность которого с помощью двойного турбонаддува достигала 478 л. с. До 100 км/ч F40 разгонялась за 4,1 секунды, максимальная скорость — 324 км/ч.
Ferrari Enzo образца 2002 года оснащался 6-литровым V12 (660 л. с.). Автором внешности купе является японец Киеюки Кен Окуяма, бывший креативный директор бюро Pininfarina. Сейчас Окуяма возглавляет собственную дизайн-студию, занимающуюся разработкой не только автомобилей, но и катеров, мебели и скоростных поездов.
В 2013 году было представлено купе LaFerrari. Флагманский на тот момент гиперкар Ferrari «выстреливал» до 100 км/ч менее чем за 3 секунды, а максимальная скорость, согласно паспортным данным, достигала более 350 км/ч. Тираж LaFerrari составил 500 единиц. Главная особенность LaFerrari — гибридная установка в составе могучего V12 объемом 6,3 л (800 л. с.), самого мощного атмосферного двигателя Ferrari на тот момент, и системы KERS, по команде водителя (например, во время обгона) подававшей питание на 163-сильный электромотор.
Обычные, так сказать, Ferrari на дорогах встречаются нечасто, однако и вершиной эксклюзивности их назвать нельзя. Поэтому среди клиентов компании есть люди, которые периодически заказывают уникальные автомобили, создаваемые специалистами подразделения Special Projects в рамках заводской программы One-Off. Таким стал трековый суперкар P80/C, построенный в 2019 году по заказу неизвестного энтузиаста марки. У машины нет допуска на дороги общего пользования, зато имеется оригинальный углепластиковый кузов в духе исторических гоночных моделей Ferrari 1960-х и битурбо-V8 3.9 с отдачей более 700 л. с. Как правило, итоговый счет за такие проекты Ferrari выставляет внушительный — несколько миллионов евро.
А напоследок отметим, что окунуться в славную историю Ferrari и проникнуться ее ценностями можно всего за €24 — столько стоит единый билет, позволяющий посетить оба музея.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by