Сегодня Гран-при Венгрии — это обычный этап в календаре «Формулы-1», где сложно обгонять, а гонки тут зачастую напоминают «паровозную» процессию. Но в далеком 1986 году дебютный венгерский Гран-при стал историческим и в некоторой степени даже экзотическим событием — «Формуле-1» удалось-таки пробить железный занавес. Перед стартом уже 37-го по счету Гран-при Венгрии, за которым, как обычно, будем следить на VOKA, вспоминаем историю Хунгароринга и самые яркие гоночные моменты на этой трассе.
В 1980-е мир был разделен, это касалось и автоспорта. Сейчас, наверное, мало кто вспомнит, но в Советском Союзе была своя Федерация автомобильного спорта, которая проводила собственный чемпионат «Формулы-1». Однако Берни Экклстоун, серый кардинал международной серии, был полон решимости привести свою успешную гоночную франшизу в Восточный блок.
Строительство трассы в Венгрии — в значительной степени заслуга бывшего босса «Формулы-1». Британский бизнесмен после того, как в 1980 году побывал в Москве на Олимпийских играх, грезил идеей провести один из этапов непосредственно на территории СССР. Экклстоун даже вел переговоры об организации гонки вокруг стен Кремля с генсеком Леонидом Брежневым, любившим автомобили и скорость. Но в 1982 году Брежнев умер, и Берни пришлось иметь дело с непробиваемой советской военной бюрократией — генералами из ДОСААФ, которых мир высоких скоростей особо не интересовал. Немудрено, что переговоры с ними потерпели неудачу.
После того как вариант с трассой в столице СССР отпал, тогдашняя жена Экклстоуна и уроженка Хорватии Славика предложила ему провести Гран-при Югославии. «Когда Экклстоун намекнул об этом, я объяснил ему, что с югославским Гран-при „Формула-1“ не попадет за железный занавес, а лишь окажется на его границе! Я порекомендовал Венгрию, страну, в которой я родился. Экклстоун просто сказал мне: „Поезжай туда и спроси у них“», — вспоминал Тамаш Рохоный, бразильский предприниматель венгерского происхождения и давний приятель Берни.
Так выбор пал на родину «Икарусов», но предстояла непростая задача убедить власти социалистической Венгрии дать зеленый свет «капиталистическому» виду спорта. К слову, первый венгерский Гран-при состоялся еще в 1936 году в парке Неплигет в центре Будапешта (его победителем стал Тацио Нуволари на Alfa Romeo), после чего про гонку на полвека забыли из-за Второй мировой войны и политики. Первоначальный план также предусматривал проведение гонки на улицах венгерской столицы (этого хотел сам Экклстоун), однако городские власти разрешения не дали.
В итоге при содействии министра транспорта Венгрии Лайоша Урбана власти страны решили построить специально оборудованную трассу в окрестностях Будапешта — на холмистом участке возле городка Модьород. Приготовления к проведению гонки начались в 1983 году, а проектированием трассы занялись инженеры Иштван Папп и Ференц Гулачи.
Контракт на проведение Гран-при был подписан в сентябре 1985 года, после чего начались строительные работы. Они были завершены всего за восемь месяцев — первая гонка на Хунгароринге состоялась 10 августа 1986 года, собрав около 200 тысяч болельщиков со всего Восточного блока и Западной Европы. Тем самым был установлен рекорд посещаемости, продержавшийся девять лет — на Гран-при Австралии 1995 года приехало уже 210 тысяч зрителей.
Организатором Гран-при Венгрии на протяжении многих лет являлся Тамаш Франк, еще один друг Экклстоуна. Проведение первого Гран-при в тогда еще социалистической Венгерской Народной Республике и без того стало сенсацией, а вдобавок зрители увидели на новой трассе увлекательную борьбу двух великих бразильцев и непримиримых соперников — Айртона Сенны и Нельсона Пике. Победный кубок тогда достался Пике, чей Williams-Honda FW11 оказался быстрее Lotus-Renault 98T Волшебника.
Венгерский Гран-при стал первой гонкой «Формулы-1», которую (пускай и в записи) показали по советскому телевидению — в виде 45-минутного сюжета под названием «Международные соревнования по автоспорту», если верить открытым источникам.
Хунгароринг — узкая техничная трасса с медленными поворотами, непростая с физической точки зрения для гонщиков, которым необходимо точно подбирать баланс машины, ведь резина во время гонки сильно изнашивается. Кочковатый асфальт тут то и дело покрывается толстым слоем пыли и грязи, ведь трасса используется в основном для Гран-при, простаивая большую часть времени. Кроме того, в Венгрии мало возможностей для обгона, поэтому скучные гонки на Хунгароринге, когда болиды следуют друг за другом, не редкость.
Так, в 1990 году стартовавшему с поула Тьерри Бутсену удалось выиграть на более медленном Williams, удержав позади гораздо более шустрый McLaren Сенны, — бразилец так и не смог найти лазейку для атаки на бельгийца. Выбранная стратегия, как и результат в квалификации, также часто является секретом успеха на венгерской трассе. Лучше всего во время гонки 1998 года это продемонстрировал Михаэль Шумахер, который благодаря стратегии трех пит-стопов смог оказаться впереди гонщиков McLaren Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда и прийти к финишу первым.
Случались на Гран-при Венгрии и эффектные прорывы. В 1989 году Найджелл Мэнселл смог пробиться на вершину подиума с 12-го места на стартовой решетке, обойдя одного соперника за другим, включая Сенну.
Зрелищным выдался Гран-при 2006 года. Тогда в день гонки, которая на Хунгароринге обычно проходит в жарких условиях, впервые пролился дождь — спустя 20 лет с момента проведения дебютного венгерского этапа! В итоге первым на финише оказался Дженсон Баттон на Honda, который начинал гонку с далекого 14-го места. Для британского гонщика это была первая победа в карьере.
Также в Венгрии свои первые триумфы в гонках «Формулы-1» отметили Деймон Хилл (1993 год), Фернандо Алонсо (2003 год, причем на тот момент испанец был самым молодым победителем Гран-при), Хейкки Ковалайнен (для финна победа в 2008 году так и осталась единственной в карьере) и Эстебан Окон. Французский гонщик Alpine выиграл в прошлом году, когда венгерский «спектакль» также стартовал в сырых условиях.
В 1989 году трасса была немного реконструирована (ее дистанция несколько сократилась), а в 2003-м конфигурацию изменили снова в попытке сделать гонки более зрелищными. В настоящее время длина круга составляет 4381 м (общая дистанция Гран-при достигает 306,6 км). Лучший результат прохождения круга в гонке принадлежит Льюису Хэмилтону, установившему рекорд трассы (1:16,627) два года назад.
Вдобавок у британского пилота больше всего побед на Хунгароринге. Первый триумф в Венгрии Льюис отметил в 2007 году, когда он проводил свой первый сезон в «Формуле-1» в составе McLaren. В 2020-м победа на венгерском автодроме для Льюиса стала уже восьмой по счету. Столько же раз удавалось финишировать первым на одной трассе только Михаэлю Шумахеру (на Гран-при Франции в Маньи-Кур). И кто знает, может, гонщику Mercedes в этот уик-энд удастся превзойти рекорд по победам на одном Гран-при и опередить немца.
На счету Шумахера в Венгрии четыре победы, а замыкает тройку лучших пилотов Хунгароринга Айртон Сенна, выигрывавший на этой трассе в 1988, 1991 и 1992 годах. Что касается команд, то рекордсменом по числу побед на Хунгароринге является McLaren — ее гонщики выигрывали Гран-при Венгрии 11 раз.
Согласно действующему контракту, венгерский этап останется в календаре «Формулы-1» до 2027 года.
Прошедший на прошлой неделе Гран-при Франции на трассе Поль Рикар стал очередной драмой для Ferrari, ее пилота Шарля Леклера и всех тифози. Выиграв в субботу квалификацию и захватив лидерство в гонке, монегаск уже на 18-м круге окончательно выбыл из борьбы — гонщик потерял контроль над машиной, вылетел с трассы и врезался в барьер из покрышек. Напарник Леклера по Ferrari Карлос Сайнс, получивший штраф за замену силовой установки, в гонке прорвался с 19-го места на 5-ю позицию.
Первым финишную черту во Франции (второй год кряду) пересек Макс Ферстаппен. Для гонщика Red Bull, который на всех парах мчится к своему второму чемпионскому титулу, это уже 7-я победа в сезоне и 27-я за все время выступлений в «Формуле-1». Сильно выступила и команда Mercedes — Льюис Хэмилтон, для которого французский этап стал 300-м по счету Гран-при, смог приехать вторым. Для семикратного чемпиона это пока лучший результат в сезоне.
Досадная ошибка Леклера во Франции позволила Максу Ферстаппену оторваться от монегаска в личном зачете уже на 63 очка — после 12 этапов голландец лидирует в чемпионате с 233 очками. Отыграть такое отставание непросто, но впереди еще 10 гонок, а в «Формуле-1», как известно, произойти может всякое.
Серхио Перес, напарник Макса по Red Bull, занимает третье место (163 очка), на четвертом месте — Карлос Сайнс (144 очка), на пятки которому наступает Джордж Расселл (143 очка), финишировавший во Франции третьим, вслед за Хэмилтоном, своим товарищем по Mercedes. Незадолго до финиша в борьбе за бронзу Расселл смог опередить Переса — мексиканский гонщик «проспал» рестарт после отмена режима виртуального автомобиля безопасности.
Если неудачи Ferrari продолжатся, то в Кубке конструкторов Mercedes (270 очков) вскоре сможет догнать итальянскую команду (314 очков), пока занимающую второе место. В лидерстве Red Bull (396 очков) сомневаться уже не приходится.
Напоследок отметим, что после Гран-при Венгрии, который пройдет 31 июля, «Формулу-1» ждет большой летний перерыв — борьбу команды продолжат в конце августа на легендарном автодроме в бельгийском Спа.
VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.
И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by