Тестируем белорусскую базу проверки б/у автомобилей. Фиксируем «косяки», сравниваем с аналогами

12 августа 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Тестируем белорусскую базу проверки б/у автомобилей. Фиксируем «косяки», сравниваем с аналогами

На днях запустили базу данных б/у автомобилей на портале электронных услуг. Можно проверить, находится ли машина в розыске, когда она проходила техосмотр, какой в тот момент был пробег. Информация не самая важная при выборе авто на вторичном рынке, тем не менее кто-то может найти ее полезной. Мотив внедрения базы данных очевиден — сделать рынок б/у машин более прозрачным. Давайте посмотрим, насколько получается достигнуть этой цели.

Что за база?

Общую информацию о базе можно найти на сайте Единого портала электронных услуг ОАИС (общегосударственной автоматизированной информационной системы). Если кратко, в одном месте объединили базы ГАИ, «Розыска», «Белтехосмотра» и Белорусского бюро по транспортному страхованию. Информацию можно узнать по VIN. Стоимость — около 3,3 рубля.

Мы решили не просто проверить первую попавшуюся машину, используя ее VIN, а сравнить две платные платформы: новую белорусскую государственную и работающую уже несколько лет российскую частную. Так можно понять, чего новинке не хватает. Подчеркнем, стоимость услуги примерно одинакова.

Пример для эксперимента

В качестве подопытного выступает продаваемый столичным автохаусом Hyundai Santa Fe 2009 г. в. за почти 13 000 долларов (в эквиваленте). «Автомат», 2,2-литровый дизель, 195 000 км пробега — так указано в объявлении.

Здесь и далее — скриншоты с сайта av.by

Также продавец сообщает: «Автомобиль пригнан из Германии в 2011 году. Один владелец. Все сервисные книжки. Два ключа. Сделано полное ТО. Пройден техосмотр. Сделана дополнительная антикоррозийная обработка кузова. Гаражное хранение. Расход 7/8 литров на 100 км. Автомобиль находится на территории авторынка „Малиновка“».

Машину мы выбрали неслучайно: именно такую модель сейчас ищет реальный клиент автоподбора и именно этот конкретный кроссовер, как оказалось, можно найти и в белорусской, и в российской базах.

База РБ

Для начала обратимся к отечественной. Нужно зарегистрироваться на сайте ОАИС. После нехитрой операции (достаточно ФИО, электронной почты и номера телефона) предлагают пройти по пути «Доступные услуги» — «ГАИ, транспорт» — «Предоставление систематизированных сведений об автомобиле» — «Заказать». Далее появится окно со способом оплаты.

После внесения 3,36 рубля появляется окно для ввода VIN. Одновременно на почту приходит оповещение об оплате услуги.

Информация разделена на четыре колонки: сведения о ТС, о розыске, о страховании, диагностические сведения. Если нажать кнопку «Печать», весь набор данных предложат скачать на одном листе в формате PDF.

Вот какую информацию насчет Santa Fe удается раздобыть: сведения о ТС отсутствуют (то есть даже модель, тип кузова и год выпуска не показаны), в розыске не значится, страховки нет. И все же какие-то данные есть: в марте этого года машина заезжала на гостехосмотр, там пометили пробег в 400 000 км. А в объявлении указано 195 000. Еще один важный факт (тоже получен после ТО) — нет истории работы в такси.

Больше белорусская база по этому конкретному Santa Fe подсказать ничего не может.

Насколько зафиксированный в базе пробег в 400 000 км правдив? Сказать сложно. Для сравнения приведем скриншот проверки другого Santa Fe — 2008 г. в. В объявлении указано 179 000 км, в базе — 0 км при гостехосмотре, пройденном в мае 2015 года. Странно, не правда ли?

Теперь заглянем в российскую базу «Автотека»

Первый Hyundai (2009 года) прибыл в нашу страну из России, поэтому сведения о нем остались и в российских базах. Их существует несколько, автоподборщики зачастую используют не один инструмент. Говорят, для профессионального юзера важно, чтобы можно было купить пакет — так выходит дешевле при частых запросах. У белорусской базы такой возможности нет (пока).

«Данные о розыске, о прохождении гостехосмотра, о сроке действия разрешения на допуск и о зафиксированном на диагностической станции пробеге практически бесполезны, — рассказали специалисты Autopodborminsk.by. — Во время техосмотра пробег записывают со слов, в лучшем случае зафиксируют по показаниям одометра. Но далеко не факт, что эти цифры соответствуют действительности, то есть реальному, не смотанному пробегу. Данные о техсостоянии авто актуальны лишь на дату прохождения ТО, ведь уже на следующий день с машиной может случиться что угодно. Действительно полезная информация — о работе в такси».

А вот в российской базе есть сведения, на которые действительно можно опереться. Во-первых, имеются фото из предыдущего объявления — можно определить, был ли автомобиль бит, перекрашивали ли его. Во-вторых, указан пробег, упомянутый в последнем объявлении. В случае с Hyundai — 165 000 км. Важен и номер двигателя, его объем и мощность (случалось, что вместо 1,4 в объявлении нарочно указывали 1,6 либо вместо 120 л. с. — 190 «лошадей» в дизельных Volvo 2,0), а также тип ТС (бывали случаи, когда грузовые каблучки-«почтовики» продавали под видом легковушек).

Далее видны ограничения на регистрацию (актуально, если продавец — должник перед государством), информация об аресте и залоге (историй об изъятых у добросовестных покупателей залоговых авто просто масса). Следом видим очень важные данные — о предыдущих хозяевах. Вразрез с текстом объявления о продаже Santa Fe база выдает информацию не об одном, а о четырех владельцах. Причем есть пометка с намеком на перекупов — «Период владения меньше 1 месяца». Тут же можно найти данные о количестве ранее поданных объявлений о продаже.

Также можно узнать о ДТП, расчетах стоимости ремонта и страховых выплатах (для оценки серьезности повреждений). В придачу к упоминанию о службе в такси есть и сведения о работе в каршеринге. Очень важен список обращений к дилеру — история эксплуатации. Можно выяснить, при каком пробеге какая проблема возникла у той или иной машины. Эта информация не должна быть секретной, если мы стремимся к прозрачности рынка, однако белорусские дилеры ею не делятся, ссылаясь на конфиденциальность.

Российская база обращает внимание на странность в истории Hyundai: в сентябре 2016 года во время ТО был указан пробег 170 200 км, а следующей весной — уже 165 000.

В базе РФ есть и другие данные, однако специалисты по подбору называют их менее полезными по сравнению с приведенными выше.


Резюмируем. Для того чтобы рынок вторички был действительно прозрачным, в базе должны быть следующие сведения:

  • количество владельцев;
  • залоги/ограничения (юридическая чистота);
  • страховые выплаты (с обстоятельствами всех случаев и расчетом);
  • информация от дилера о техобслуживании;
  • история объявлений о предыдущих продажах (с ценой, пробегом и описанием состояния от продавца).

Пока белорусская база не может похвастаться этой информацией. Не исключено, что со временем она будет пополняться действительно полезными данными.

коричневый, внедорожник, бензин 2.4 л, автоматическая, полный привод
21 200$ / 21 950€
серебристый, внедорожник, бензин 2.4 л, механическая, передний привод
12 900$ / 13 356€
черный, внедорожник, бензин 2.4 л, механическая, передний привод
14 500$ / 15 013€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by