Империя BMW. Как устроены «баварские цилиндры»

33 796
14 августа 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: производителя

Империя BMW. Как устроены «баварские цилиндры»

Всего за 26 месяцев с 1970 по 1972 год в Мюнхене было возведено здание в форме четырех цилиндров — визитная карточка BMW и всего города. Строение стало символом новой эры в истории BMW. В этом году знаменитая постройка, созданная австрийским архитектором Карлом Шванцером, отмечает свое 50-летие. Стометровое здание с четкими наружными контурами располагается напротив знаменитого Олимпийского парка и навсегда вошло в историю архитектуры. Сегодня оно признано одной из наиболее примечательных штаб-квартир корпораций.

Над тем, чтобы проект «Дома BMW» с его подвесной конструкцией стал реальностью, трудились 200 архитекторов, инженеров, чертежников и 500 строителей, которые провели на стройплощадке 3,5 млн рабочих часов.

История «четырех цилиндров» началась в апреле 1968 года, когда руководство BMW объявило конкурс на лучший проект дизайна нового административного здания. К участию были приглашены восемь архитекторов с опытом создания подобных проектов. В тендерных условиях было указано, что новый комплекс зданий, помимо офисного блока, должен включать отдельный павильон для электронно-вычислительного центра, а также многоэтажную автомобильную парковку. В итоге в декабре 1968 года на роль главного архитектора был назначен профессор Карл Шванцер. В студии Bavaria Film был возведен макет для демонстрации архитектурного решения.

Для нового здания был выбран участок на Достлерштрассе рядом с главным входом на завод BMW, площадь которого составляла 28 210 квадратных метров. Эта территория в то время не была застроена и до 1970 года использовалась как стоянка для автомобилей сотрудников завода BMW.

Строительство штаб-квартиры BMW началось летом 1970 года и завершилось спустя 26 месяцев, в августе 1972-го, к открытию Олимпиады в Мюнхене. Впрочем, необходимо было провести дополнительные работы по внутренней отделке здания, так что официальная церемония открытия состоялась в мае 1973 года.

Новый архитектурный комплекс обошелся концерну в 109 млн марок. «Дом BMW» стал первым строением в Европе, где были задействованы более 3 тыс. элементов фасада, созданных с применением нового японского способа литья алюминия. Здание было построено профильными специалистами из 12 стран и, что интересно, возводилось не снизу вверх, как это обычно принято в индустрии. Верхние этажи сначала отстраивали на земле, а затем перемещали вверх с помощью гидравлики по центральному «башенному валу» из железобетона.

Ключевая особенность башни Шванцера — четыре 19-этажные секции в форме цилиндров, которые подвешены к крестообразной стальной несущей балке в верхней части, опирающейся на высокопрочный фундамент. На каждом этаже четырех круглых сегментов башни размещены офисы с открытой планировкой.

В центре каждого этажа пересекаются два коридора, соединяющие офисы отдельных подразделений, что упрощает коммуникацию: практически все сотрудники любого подразделения — от стажера до руководителя — работают в одном пространстве. Сегодня в «четырех цилиндрах» трудятся около 1,5 тыс. сотрудников концерна BMW Group из 104 стран.

Автоконцерн долгие годы сотрудничает с известными архитекторами. Проектом штаб-квартиры в Мюнхене Карл Шванцер заложил основы архитектурной философии BMW, в которой впоследствии были выдержаны работы Захи Хадид (завод BMW в Лейпциге), Николаса Гримшоу (завод Rolls-Royce в Гудвуде) и бюро Coop Himmelb(l)au Вольфа Прикса (выставочный центр BMW Welt в Мюнхене). Кроме того, здание в форме четырех цилиндров оставило яркий след в поп-культуре. Штаб-квартира баварского автогиганта появлялась в таких известных картинах, как «Суспирия» (конец 1970-х), «Роллербол» (1975) и «Отцовство» (2014).

Полвека назад BMW подарила баварской столице еще одну достопримечательность, которая притягивает туристов, интересующихся архитектурой, дизайном и, разумеется, автомобилями. Штаб-квартиру автогиганта из Мюнхена еще называют самым большим «четырехцилиндровым двигателем» в мире. Здание по сей день выступает одним из самых передовых инженерных сооружений в новейшей истории.

черный, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
45 000$ / 46 370€
серый, седан, бензин 4.4 л, автоматическая, полный привод
18 900$ / 19 475€
золотой, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
12 200$ / 12 571€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Василий Колосов. Фото: производителя