«Норовящим пробраться без очереди режут шины, бьют стекла, могут вообще перевернуть автомобиль». Граница 32 года назад

 
22 августа 2022 в 17:20
Автор: Виталий Петрович. Видео: Pogranec.by
Автор: Виталий Петрович. Видео: Pogranec.by

«После 10-дневной отсрочки сегодня вступает в силу постановление правительства страны временно приостановить упрощенный пропуск советских граждан через западную границу», — объявляет диктор. На дворе 1990-й. В пункте пропуска «Брест» на границе с Польшей жуткая очередь.

Из-за чего люди готовы были часами стоять на границе, ожидая возможности выехать в соседнюю страну? И из-за чего упрощенный пропуск собирались приостановить? Вот что говорит диктор: «На столь непопулярную меру правительство идет по настойчивому требованию властей приграничных районов, считающих, что подобным способом удастся защитить и без того нищий наш внутренний рынок. Дело в том, что, игнорируя ранее введенную 30-рублевую квоту, почти каждый наш пассажир по-прежнему старается прихватить за рубеж то, что хоть в какой-то мере спасет его в гостях от позорного безденежья и, быть может, позволит там в обмен приобрести что-то для себя».

Видео опубликовано на портале Pogranec.by.

«В день вступления решения в силу для обеспечения порядка к пункту пропуска „Брест“ были стянуты силы милиции — люди, стоящие в очереди, боялись, что ее закроют прямо перед их носом. И вдруг новость, которой сразу не поверили многие. Правительство отменило свое решение об ограничении пересечения границы, однако в целом это мало что изменило. Ситуация ожидания проезда белорусско-польской границы в течение нескольких суток долго оставалась неизменной», — пишет Pogranec.by.

Дополнено

После публикации с корреспондентом Onlíner связался наш читатель, который обладает еще одним свидетельством того времени. На стене в кладовой он обнаружил приклеенную газетную полосу, на которой размещена публикация, посвященная ситуации на западных рубежах. В принципе, достаточно одного названия: «Три дня и три ночи в очереди на границе».

— Я это фото сделал для друзей, чтобы прикольнуться, дескать, до рекорда стояния в очереди еще далеко. Описанное в газете очень напоминает то, что происходит сегодня на границе, включая тех, кто пытается лезть без очереди, — считает наш читатель.

Судя по всему, это полоса газеты «Труд», статья датирована 1 августа, очевидно, все того же, 1990 года, так как в ней есть отсылка к уже упоминавшемуся постановлению правительства о приостановке упрощенного режима выезда «советских граждан в соседние „социалистические страны”».

Автор публикации описывает происходящее в пограничном пункте пропуска «Тиса» на границе Украины и Венгрии, через который, по его утверждению, проходил один из основных потоков советского автомобильного туризма. В статье 32-летней давности встречаются знакомые образы: многокилометровые очереди, неразбериха.

«Можете ли вы себе представить, что значит трое суток в автомобильной очереди? Отойти нельзя, и запись на ладошке не поможет: если не выдержал и отъехал, не надейся попасть обратно — не пустят», — писал корреспондент советской газеты.

Или вот еще: «Ловкачам, норовящим пробраться без очереди, режут шины, бьют стекла, могут вообще перевернуть автомобиль. Перекусить, умыться негде, к туалетам не подойдешь — все вокруг загажено».

Описывается трагический случай, когда в очереди скончалась женщина. Это привело к бунту и конфликту автомобилистов с пограничниками и таможенниками, который, впрочем, удалось погасить.

Исходя из опубликованной информации, многие, выехав-таки за границу, доезжали до ближайшего рынка, где пытались продать то, что сумели вывезти контрабандой: «Нет, это не золото, бриллианты. Тут сложены крупные партии кофемолок, сверл, бензопил и других нужных и в советском, и в венгерском хозяйстве предметов, которые, однако, в Венгрии стоят дороже».

Приторговывали похожим образом и топливом. А вот о сигаретах не упоминается.

Помните те события, готовы рассказать, как и для чего ездили за границу в те годы? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Читайте также:


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро