Спецпроект

Легенда Брюса Макларена: история гонщика, создавшего одну из величайших команд «Формулы-1»

16 392
27 августа 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Легенда Брюса Макларена: история гонщика, создавшего одну из величайших команд «Формулы-1»

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники

Без этого человека не было бы той команды, которую сегодня знает весь гоночный мир. Это McLaren — один из самых успешных коллективов в истории «Формулы-1», который по числу побед (183) за все годы участия в чемпионате уступает лишь Ferrari. В ожидании организованных VOKA трансляций заездов свежего 73-го сезона вспоминаем о талантливом гонщике и инженере из Новой Зеландии, который своими руками создал настоящую легенду «Формулы-1».

Звали его Брюс Макларен. Все, кто знал новозеландца, говорят о его простом характере и добродушии, отмечая также его неуемную энергию и харизму. «Если бы Брюс однажды утром вошел в гараж и сказал нам собираться в поход через пустыню Сахара, мы бы тут же бросили свои инструменты и последовали за ним», — вспоминает новозеландец Хоуден Гэнли, работавший с Маклареном до того, как начать собственную карьеру в автоспорте.

Стремление к успеху

Брюс всегда демонстрировал невероятный напор и решимость, верил в свою способность достичь любой цели, которую он перед собой ставил. Он родился 30 августа 1937 года в Окленде и уже с девяти лет боролся с болезнью Пертеса (заболевание тазобедренного сустава), из-за которой три года был, по сути, прикован к кровати. Тогда судьба по-настоящему испытывала энергичного по натуре юношу на прочность. Он не мог играть с друзьями и ходить в школу, но все эти трудности детства помогли ему понять, что нужно делать, чтобы добиться успеха в жизни и реализовать свою мечту. Из-за болезни одна нога у него была длиннее другой, Брюс постоянно прихрамывал, однако он твердо знал, что его будущее — в автоспорте.

Во время реабилитации он занимался с репетитором, часами изучал учебники по инженерному делу и автомобильной технике, обсуждал гонки и свою страсть к автомобилям со своим отцом, у которого была собственная автомастерская. Брюсу было 12 лет, когда ему наконец снова разрешили ходить самостоятельно.

Макларен всегда искал способы улучшить любой механизм и машину, которая попадала ему в руки. В детстве он снял с велосипеда все лишнее, чтобы ездить быстрее. Позже он занялся автомобилями, основательно изучая их конструкцию и принцип работы. В подростковом возрасте он доработал скромный Austin Seven Ulster, который использовал для оттачивания навыков вождения на импровизированном треке.

Стремление к совершенству осталось с Брюсом и в последующие годы, когда он строил свои гоночные автомобили. Он всегда находил усовершенствования, которые могли улучшить управляемость, сделать машину быстрее или безопаснее. «Независимо от того, насколько хорошо управляется автомобиль, он никогда не будет идеальным, учитывая, что машины следующего года будут еще быстрее. Поэтому лучше всего попробовать внести изменения, а затем проверить их эффективность», — эти слова Макларена лучше всего характеризуют его новаторский подход при создании гоночных болидов.

Ранние годы в «Формуле-1»

На раннем этапе гоночной карьеры Брюс участвовал в соревнованиях по подъему на холм и клубных гонках в родном Окленде и его окрестностях. Макларен никогда не боялся принимать смелые и судьбоносные решения и в 1958-м, в возрасте 21 года, он покинул родную Новую Зеландию и перебрался в Европу в погоне за своей мечтой об автогонках.

Тогда же на Брюса обратил внимание Джек Брэбэм, который и привел новозеландца в команду Cooper. В коллективе Джона Купера на Гран-при Германии в августе 1958 года Макларен дебютирует в «Формуле-1». Примечательно, что в той гонке Брюс хоть и финишировал в итоге пятым, но очков так и не получил, так как выступал на машине младшей «Формулы-2» (в то время такое допускалось для заполнения стартовой решетки).

В декабре 1959 года Макларен в возрасте 22 лет берет свой первый «Большой приз», победив на Гран-при США в Себринге. На тот момент он стал самым молодым победителем гонки в истории «Формулы-1». И только на Гран-при Венгрии 2003 года Фернандо Алонсо наконец-то смог превзойти достижение Брюса (а в последующие годы — Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен).

За Cooper Макларен выиграл еще две гонки — Гран-при Аргентины в 1960 году и Гран-при Монако 1962 года. Самым успешным для Брюса за все время выступлений в «Формуле-1» стал сезон 1960 года, когда он довольствовался званием вице-чемпиона — молодой Макларен уступил лишь своему напарнику Джеку Брэбэму.

McLaren: дебют в «Формуле-1» и первая победа

Добившись раннего успеха в качестве гонщика, Брюс в какой-то момент решает, что просто крутить руль ему неинтересно, и отваживается на большую, казалось бы, авантюру. В 1963 году, когда ему исполнилось всего 26 лет, он основывает собственную гоночную команду — Bruce McLaren Motor Racing. Гонщик шел на риск, руководствуясь твердым намерением снова не потерпеть фиаско — теперь в качестве босса своей команды.

Изначально проект Макларена задумывался как команда для участия в гонках Тасманской серии, которые проводились в Новой Зеландии и Австралии. Набравшись опыта в этом чемпионате и заокеанских гонках спорткаров, Брюс приступил к достижению главной цели — дебюта в «Формуле-1». Он привлекал в команду единомышленников, нанимая талантливых менеджеров, дизайнеров и механиков, обладавших необходимыми знаниями и опытом. Среди них был и Робин Херд, инженер-авиаконструктор, работавший над созданием шасси первой машины McLaren для «Формулы-1».

В мае 1966 года в Монако Макларен проводит дебютный Гран-при за рулем болида M2B, носящего его имя. Первый блин, как водится, выдался комом: стартовав в гонке с десятой позиции, уже через десять кругов Брюса подвела надежность мотора Ford V8 (новозеландец сошел с дистанции из-за утечки масла). Первые очки в «Формуле-1» команда McLaren заработала позже, заменив фордовскую «восьмерку» на итальянский двигатель Serenissima V8, — на Гран-при Великобритании Макларен занял шестое место.

И если первые два сезона у McLaren не было конкурентоспособного двигателя, то в 1968 году Брюс исправил ситуацию — на новый болид M7A был установлен мотор Cosworth DFV. Успех в гонках не заставил себя долго ждать — счет победам McLaren ее основатель открыл на четвертом этапе сезона в Спа, на Гран-при Бельгии. Вскоре последовали еще две победы, которые одержал напарник Брюса по команде Денни Халм (также родом из Новой Зеландии): он пришел первым к финишу на Гран-при Италии и Канады 1968 года. Для Макларена же его единственная победа за свою команду стала четвертой и последней в карьере гонщика.

Не «Формулой» единой

Вся команда обожала Брюса, который руководил коллективом, участвовал в гонках и сам крутил гайки. Ради команды и ее людей Макларен был готов делать все, что потребуется, — даже если для этого, скажем, нужно было подмести пол на фабрике, где строились гоночные болиды. Так начальник подавал пример подчиненным.

Одной «Формулы-1» Брюсу было мало — он также участвовал в гонках на спортивных автомобилях. В 1966 году Макларен выиграл «24 часа Ле-Мана» на Ford GT40 вместе со своим соотечественником Крисом Эймоном, а его ярко-оранжевые и громкие спортпрототипы в течение долгого времени доминировали в популярной североамериканской серии Can-Am, завоевав чемпионские титулы в течение пяти сезонов подряд (в 1967—71 годах).

А еще Брюс вынашивал планы по созданию собственного дорожного спорткара — так в 1969 году на свет появился прототип среднемоторного купе M6GT, построенный в трех экземплярах. Оснащенный 5,7-литровым V8 мощностью 400 л. с., M6GT разгонялся до 160 км/ч за 8 секунд и развивал максимальные 265 км/ч. Тем не менее проект по выпуску мелкой серии (250 единиц) таких машин так и не был реализован. Мечта Макларена о дорожном суперкаре была воплощена в жизнь лишь спустя 20 с лишним лет, когда прославленный конструктор Гордон Мюррей создал знаменитый F1.

«Жизнь измеряется достижениями, а не только годами»

В начале 1970 года Брюс признался друзьям, что в конце сезона повесит шлем на гвоздь и сосредоточит усилия на развитии гоночной команды. Но судьба распорядилась иначе: 2 июня 1970 года на трассе в Гудвуде во время испытаний новой машины M8D для серии Can-Am Макларен потерял управление, на скорости 266 км/ч превратившись в пассажира. Автомобиль вылетел с трассы и врезался в маршальский пост — 32-летний новозеландец погиб на месте.

Гибель Макларена в Гудвуде могла означать конец компании, носившей его имя. Но собранная им команда, несмотря на шок и потрясение, сделала так, как поступил бы сам Брюс, — снова вывела McLaren на старт гонок, достигнув в итоге еще больших высот. В 1974 году коллектив отметил сразу два крупных успеха, выиграв знаменитую гонку «500 миль Индианаполиса» (победителем стал Джонни Рутерфорд за рулем M16C/D) и свой первый чемпионат мира.

Чемпионский титул команде принес бразилец Эмерсон Фиттипальди, который в 1972 году победил в чемпионате в составе Lotus. И это стало началом уже совсем другой истории, которая привела McLaren к двадцати чемпионским титулам в «Формуле-1» (8 побед в Кубке конструкторов и 12 в личном зачете).

«Я очень уважал Брюса как человека. У него было огромное терпение и большая уверенность в себе. Возможно, эта уверенность не всегда была обоснованной, но она была непоколебимой, и это нам очень помогло в трудные времена, с которыми мы столкнулись», — вспоминал американец Тедди Майер, деловой партнер Макларена, возглавивший команду после гибели новозеландца.

А напоследок приведем известные слова новозеландца, отражающие его собственный взгляд на вещи: «Делать что-то не просто хорошо, а еще лучше, очень важно, и умереть в попытке превзойти самого себя не является безрассудством. Если не реализовывать свои способности, значит, прожить жизнь впустую. Я считаю, что жизнь измеряется достижениями, а не только годами». Для него самого эти слова оказались верными. Брюс Макларен трагически погиб, занимаясь тем, что любил больше всего, — испытанием и преодолением пределов возможного своих гоночных автомобилей.

«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

После летнего перерыва Ferrari и Red Bull готовы к продолжению схватки за титул, хотя уже почти никто не сомневается в том, что в конце года свое второе чемпионское звание оформит Макс Ферстаппен. В Венгрии гонщик Red Bull победил уже восьмой раз в этом сезоне — и это несмотря на старт с десятого места и разворот в гонке! Болиды Ferrari хоть и быстры, но почти во всех гонках у команды возникают проблемы — то с надежностью, то со стратегией. Вот и в Венгрии неверная стратегия пит-стопов обернулась в гонке лишь четвертым местом для Карлоса Сайнса и шестым для Шарля Леклера, хотя стартовали они со второй и третьей позиций.

В квалификации свой первый поул в карьере завоевал Джордж Расселл на Mercedes, но в гонке он финишировал на третьем месте, пропустив вперед напарника Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена. В итоге перед стартом Гран-при Бельгии Леклер уступает Максу уже 80 очков — шансы на титул, учитывая уровень выступлений лидера Red Bull, у монегаска быстро тают. Хотя сомнений в том, что Шарль после отпуска набрался сил и рвется в бой, нет.

Большой летний перерыв выдался богатым на новости — скучать болельщикам если и пришлось, то не сильно. Еще накануне Гран-при Венгрии гонщик Aston Martin Себастьян Феттель неожиданно объявил об отставке — четырехкратный чемпион мира повесит шлем на гвоздь по окончании нынешнего сезона. А его место в британской команде займет Фернандо Алонсо, чего тоже никто не предвидел — до этого испанец заявлял о своей верности Alpine.

В McLaren тем временем, недовольные выступлением в гонках Даниэля Риккардо, решили отказаться от услуг австралийца, расторгнув с ним контракт на 2023 год. Не исключено, что в следующем сезоне Риккардо заменит его соотечественник, молодой Оскар Пиастри. Сам Даниэль хочет остаться в «Формуле-1», хотя пока и не знает, в какой команде (по слухам, сезон 2023 года гонщик и вовсе пропустит).

Перед началом уик-энда в Спа, где в это воскресенье пройдет Гран-при Бельгии, 14-й этап сезона, Audi подтвердила свой приход в чемпионат в 2026 году. Заявление немецкой компании последовало вскоре после того, как FIA утвердила регламент на новые силовые установки — в сезоне 2026 года «Формула-1» по-прежнему будет использовать 1,6-литровые турбо-V6, но они станут эффективнее и будут работать на экологичном синтетическом топливе. В гибридном довеске не будет мотор-генератора MGU-H, а мощность электродвигателя увеличится до 350 кВт. Разработкой силовой установки для «Формулы-1» займется отделение Audi Sport в своем новом комплексе в Нойбурге, что в окрестностях Ингольштадта.

О том, какая из команд получит двигатели Audi, будет объявлено ближе к концу года. Кроме того, в скором времени о запуске своей программы в «Формуле-1» должна заявить и Porsche.


Партнер проекта — VOKA

VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.


И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 14 дней.


Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.


Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by