21 913
07 сентября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Таким этот город вы вряд ли видели. Веломаршрут, который открывает другой Минск

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

В городе наступает, возможно, самое красивое время года. Зелень сменяется золотом, медью, огненным красным. Выжженную летним солнцем траву накроет богатейший ковер опавших листьев. Похолодало даже слишком быстро: осень в этот раз строго по расписанию. Мы спешим, мы бежим за последним вагоном уходящего лета, без надежды успеть в него заскочить. Пусть так, но эта погоня все равно не лишена смысла. Садимся на велосипед, чтобы показать еще один живописный городской маршрут, который весь сентябрь, до самых дождей, будет становиться лишь краше. Здесь мы еще не были, таким Минск еще не видели.

Объездив восточную часть столицы, мы перемещаемся на запад, а если точнее, то на юго-запад. Жилые микрорайоны здесь приблизительно одного возраста с Уручьем. Типовой генплан, типовая застройка, но это фон, который нас мало интересует. Мы приехали сюда, чтобы следовать по рельефу, который куда древнее и который хранит следы истории этих мест.

За три часа в подчеркнуто неспешном режиме вырисовался 15-километровый кольцевой маршрут по Малиновке, Юго-Западу и Михалово. Выезжать на него можно из любой удобной точки: явного старта и финиша нет. Характеристики для города необычные: много бездорожья, сыпучих подъемов, заросших спусков и песчаных ловушек.

Проспект Газеты «Звязда» — парк им. Павлова

Мы начинаем с проспекта Газеты «Звязда», откуда продвигаемся к парку им. Павлова. Между жилыми массивами пролегает достаточно глубокий овраг, будто когда-то здесь неслась река. Реки нет, но есть приятные асфальтированные дорожки, которые наилучшим образом подходят и для пеших прогулок, и для неспешных городских велопокатушек.

Вверху на путепроводе шумит проспект Любимова, а за ним виднеется буйство зелени. Асфальтированные дрожки сменяются тротуарной плиткой, а затем и вовсе грунтовкой. Но впечатления это не портит. В парке есть источник с питьевой водой, однако он почему-то не работал. Еще одно напоминание о том, что питьевую воду всегда нужно возить с собой, даже в прохладную погоду.

В дневное время основные посетители парка — мамочки с колясками. Они прогуливаются, глядя по сторонам и дыша свежим воздухом. Мы делаем то же самое.

Водная гладь в парке — река Лошица. Если бы была возможность проследовать вдоль нее на восток, мы бы выехали аккурат к Лошицкому парку — был бы замечательный маршрут, нужно сказать. Однако воплотить эту задумку в жизнь не получится: река то и дело прячется под землю, а проезд даже к Курасовщине наглухо перекрыт железной дорогой, объезжать которую слишком неудобно.

Поэтому направляемся в противоположную сторону. Парк им. Павлова, надо сказать, не особо большой даже по минским меркам. В центральной части есть холм, откуда открывается симпатичный вид на улицу Белецкого и многоэтажки Малиновки чуть поодаль.

Возле воркаут-площадки, добротной и популярной среди местных, есть пару интересных подъемов, которые можно торжественно объявить велочелленджем. Один из них, в сторону холма, дается просто, другой, ведущий к местному проезду, по крайней мере для шоссейного велосипеда остается неприступным. Ближе к вершине градиент так и норовит опрокинуть велосипед назад. Если карабкаться стоя, догружая переднее колесо, начинает буксовать заднее.

В общем, сидя внизу, остается думать о том, что правильный выбор велика на сложном рельефе решает. В городе, если вы не путешествуете исключительно по магистральной велодорожке, шоссейный велосипед нельзя считать удачным вариантом. Столь популярные горники для всех неровностей и неидеальных дорог подходят куда лучше. Даже недорогие. Пусть они не так эффективно отрабатывают ухабы, пусть весят многовато, но при прочих равных они остаются весьма универсальным вариантом за свои деньги.

29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический
29", рама 20", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

В общем, покуролесив здесь, направляемся дальше, в сторону улицы Громова. Парк сужается, в этой его части ведутся какие-то земляные работы. Место выглядит подходящим, чтобы обустроить его как следует: создать спортивные площадки, игровые поля — от людей отбоя бы не было. Пока же здесь пустовато, но оно и понятно: кроме как на бурьян смотреть особо не на что.

Громова — Рафиева

Выехав на улицу Громова, гляньте вправо: там в загоне обитает небольшое стадо козочек с козлятами. Все больше это становится неформатным для Минска, хотя во многих районах, носящих имена существовавших когда-то деревень, по-прежнему можно встретить разную живность. Козы есть и в Слепянке, а в Дражне летом под окнами многоэтажек пасутся коровы. Это совсем не портит образ большого города, напротив, добавляет ему колорит поглощенных селений, обогащает их историю. Снести дома, сровнять сады с землей несложно. Трудно сохранить эту атмосферу, вписать ее в современный пейзаж, не пройтись бульдозером по живому, а позволить развиваться.

Короче, помахали рогатым и поехали дальше. По широким улицам колесить не хочется, поэтому сворачиваем на тропку, уводящую куда-то в сплошную зелень. Чуть поодаль тропка двоится.

— Вы куда, ребята? — участливо спрашивает женщина, которая явно наслаждается здесь тишиной и свежестью.

— Да нам бы проехать как-то, мы туда... отвечаем и махаем рукой куда-то вперед.

— На велосипедах-то? Ну глядите... Если вниз — то там заросло все, трава по колено. А вверх — там гора, вряд ли заедете.

Нам пообещали гору, на которую нельзя заехать. Ну что это, как не новый велочеллендж?

Короче, права была женщина — не заехать здесь. Ни на шоссейном велосипеде, ни на любом другом, разве что трюкачи что-то придумают из области магии. Второй раз за день пришлось признавать поражение и волочь велосипед на себе в гору. Справа возвышались кресты православной церкви, слева виднелся католический храм. В общем, благодать.

Дальше — проще. Но ненадолго. Огибаем квартал с оживленной торговлей всем подряд, после чего снова съезжаем туда, где на велосипеде, казалось бы, делать нечего. А с другой стороны, красиво. Представьте: здоровенное поле, а на противоположном краю неожиданные всходы высоток — интересный пейзаж.

Маршрут все менее напоминает легкую городскую велопрогулку за кружкой кофе. Бездорожье не дается легко никому и ни на каком велосипеде. Увязнуть не увязнете, но придется именно работать на педалях, одновременно стараясь продолжать движение, не потерять равновесие и не попасть передним колесом в какую-нибудь кроличью нору.

Как не заблудиться на таком рельефе? Лучшего решения, чем хороший велокомпьютер, пока не придумали. Можно тормозить и каждый раз доставать смартфон, можно попытаться прикрепить его к рулю, но на такой трясучке это всегда лишние нервы, да и батарею постоянный мониторинг локации вкупе с включенным экраном высаживает нещадно. Компьютер — решение недешевое, но непревзойденное по своему функционалу. На годы это устройство станет компаньоном во всех велопоездках — и тренировочных, и прогулочных.

беспроводной ANT+ с подсветкой, 1.8'', высотометр, GPS, каденс, пульс
беспроводной ANT+ с подсветкой, 1.8'', высотометр, GPS, каденс, пульс
беспроводной с подсветкой, высотометр, GPS

Яблоневый сад. Передышка

С поля сворачиваем в большущий яблоневый сад. Как раз сезон: яблоки на деревьях, на земле. Кажется, они даже в воздухе — дышится яблоками. Местные рассказывают, что сад здесь был всегда, но теперь мало кто вспомнит, когда он в полную мощь выполнял свою изначальную функцию. Пацаны и сегодня лазают по деревьям, может, что-то даже пробуют на зуб, а под деревьями тропинки вот уже много лет как облюбовали любители пеших прогулок.

За садом, вдоль улицы Рафиева, уезжаем к улице Горецкого. Там, если подустали, есть возможность сделать перерыв, что-то перекусить. Обычно проблемы с этим встречаются во время загородных поездок, когда единственный вариант что-то раздобыть — доехать до заправочной станции. Но и сегодняшний городской маршрут оставляет не так уж много таких возможностей — не пренебрегайте ими.

Задача — не заголодать. Может показаться, что во время небольшой поездки сделать это не получится, однако резкое похолодание после 30-градусной жары, сложный рельеф — все это сказывается и изматывает куда быстрее обычного. Проехали удобное место для обеда, и все, следующая возможность может подвернуться и через час, и через два. У голодного велосипедиста желание крутить педали и восхищаться окрестностями улетучивается быстрее, чем воздух из пробитого колеса.

Пот, песок и слезы

Мы продолжаем наш путь и углубляемся в необжитую местность. Где-то там скрывается водоем, к которому когда-то имелся доступ, утверждают местные. Впрочем, поговаривают, что это так называемое озеро имело дурную славу. Теперь водоем отгородили насыпями с разных сторон и подобраться к нему не так просто. Ну и ладно. Зато с холма открывается вид на жилые кварталы, а рельеф и песчаные дороги, изрытые самосвалами, гарантируют массу удовольствия любителям погоняться офроуд.

В следующий раз приедем сюда на гравеле — вот подходящий велосипед. Он во многом напоминает шоссейник: схожая геометрия, но повыше, руль-баран. Однако выбор передач лучше адаптирован для бездорожья, да и резина используется как раз подходящая. И вот тогда здесь раздолье: сразу короткий, но резковатый подъем по сыпучей дороге, затем поворот влево и хороший спуск с несколькими поворотами и препятствиями в виде упавших деревьев или насыпей.

28", рама 58cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический

Что случилось с Мышкой?

Мы выехали на улицу Острожских, по ней доехали до пересечения улиц Брыля и Сапеги и после снова по тропе уехали под сень старых деревьев. Здесь проходит несколько экотроп, но нас в первую очередь интересуют не они. Мы приблизились к руслу реки Мышки. Никто не помнит, чтобы она была особо полноводной. Впрочем, теперь в этих местах воды не осталось.

— Вот конкретно в этом месте, кажется, не так давно была как бы заводь. Красиво было, птицы пели, зайчики бегали. А потом вода ушла, Мышка здесь пересохла. Все случилось после того, как расстроился проспект Дзержинского да метро проложили. Это место оказалось, по сути, вымершим, хотя и мало кто это заметил, — с огорчением говорят местные.

Сейчас все здесь поросло травой: ни проехать, ни пройти. Ну почти — мы же продрались. От реки действительно ничего не осталось, хотя угадывается, где было русло.

Любопытно другое: на другой стороне под огромными деревьями проложены будто бы широкие и прямые улицы. Кому нужно было обустраивать дороги в такой глуши?

— Здесь раньше стояла деревня или какое-то поселение. И да, были улицы, вдоль которых стояли дома. Даже сейчас сям-там можно увидеть остатки фундаментов или какие-то другие следы. Город вырос и «съел» эту деревню. А затем и реку «засушил». Оно, с одной стороны, понятно: вон какие высотки кругом. А с другой — досадно немного. Кажется, такие места могли бы развиваться параллельными курсами, не в ущерб одно другому, — в этих словах наших провожатых слышится грусть.

Деревни не осталось, и на ее месте пока не появилось ничего путного: экотропы да и все. Мышкины воды почти высохли у развязки проспекта Дзержинского, бежать дальше уже недостает сил.

Мы проехали дорогами, по которым когда-то, возможно, ходили и ездили те, кто здесь жил. Мы прятались под теми же деревьями. Мы почти не слышали шума большого города. На секунду показалось, что в этих местах по-прежнему сохранилась какая-то особая сила. Возможно, она прячется в фундаментах давно снесенных хат, или она в историях, которые видели и запомнили громадные деревья, кто его знает. Тише, нужно услышать, о чем они шепчутся.

Выбор покупателей
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", рама XS, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
Выбор покупателей
28", рама 18", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by