Новых дорогих машин в стране почти нет. А что происходит на рынке премиальной «бэушки»?

21 сентября 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Новых дорогих машин в стране почти нет. А что происходит на рынке премиальной «бэушки»?

Очевидно, что основной объем сделок в автобизнесе сейчас перетек на вторичный рынок. Только по официальным данным БАА, продажи новых легковушек в Беларуси рухнули на 83,9% в августе. Не у всех дилеров машины есть в наличии, а дорогие модели — тем более. Премиальные «немцы», «британцы», «японцы» всегда были товаром ограниченного, но вместе с тем стабильного спроса. В 2021 году, по нашим данным, в сфере был всплеск сделок — покупатели (в первую очередь юрлица) активно пользовались финансовыми инструментами: кредитом и лизингом. Сейчас же он пошел на спад. А вот спрос никуда не делся — и на этом фоне продавцы уверенно подняли цены. Зачастую именно на прайсы премиума ориентируются другие сегменты — подтягиваются и «середнячки», и «бюджетки». Мы решили выяснить, достигла ли стоимость дорогих моделей потолка? Будет ли она снижаться либо продолжит расти? По мнению специалистов, более вероятен первый сценарий.

Лизинговая компания: «Владельцы свежего премиума продают автомобили дороже, чем покупали три года назад»

Изменения в поведении клиентов согласился прокомментировать Сергей Шакиров, руководитель отдела легкового транспорта «Райффайзен-Лизинг»:

— Сегодня стерлись прежние границы между сегментами: то, что ранее было массмаркетом, сейчас стало средним сегментом. Сейчас мы финансируем эти сделки. Основными покупателями премиальной «бэушки» пока являются россияне. Но наша компания может финансировать только белорусских потребителей. Покупателя из РБ цены на автомобили сейчас скорее отпугивают, чем привлекают. Тот, кто планировал обновить свою машину, скорее привезет модель из США или Европы за 30—50 тысяч долларов.

— Автомобили, цена которых стартует от 100 тысяч долларов и выше, уезжают на российский рынок. Из-за активности соседей существенно сократилось количество предложений от белорусских дилеров, цены выросли, белорусы были не готовы к приобретению машин даже по самым выгодным финансовым программам. В марте клиенты еще активно обращались за финансированием, приобретали автомобили у дилеров, чьи стоки еще были полными. Начиная с апреля мы наблюдали резкое падение, период затишья. В мае курс белорусского рубля стабилизировался, поэтому клиенты постепенно начали возвращаться к инструментам финансирования. Но это восстановление не сравнимо с аналогичным периодом в 2021 году.

черный, седан, бензин 1.3 л, автоматическая, передний привод
48 490$ / 49 828€
черный, внедорожник, бензин 6.4 л, автоматическая, полный привод
50 000$ / 51 380€
черный, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
45 000$ / 46 242€
Автобарахолка
мобильное приложение

— Сегодня цены на рынке премиальных «бэушек» сопоставимы со стоимостью новых автомобилей до весны 2022 года. Встречаются и предложения дороже. Наши клиенты, у которых закончился договор лизинга, продают свои машины дороже, чем покупали три года назад. Цены диктуют желания россиян: из-за дефицита поставок и высокого спроса с востока автомобили выросли в цене в два, а то и в три раза. Сейчас средний чек бэушной машины, финансируемой компанией, — 40 тысяч евро. Раньше в нашем портфеле было 90% новых автомобилей и 10% моделей с пробегом. Сегодня доля вторичного рынка возросла.

— Довольно сложно строить прогнозы об изменениях на рынке до конца года. Все зависит от нескольких факторов. Во-первых, это курс российского рубля. Если он ослабеет к доллару, цены на автомобили для россиян станут выше и спрос упадет. Сейчас уже видно, что российский покупатель близок к насыщению, и если сравнить с летними месяцами, то спрос гораздо меньше. Во-вторых, имеет значение работа завода «БелДжи». Если до конца года он произведет около 9 тысяч новых машин, клиент сможет смотреть в сторону нового автомобиля с гарантией. А это повлечет за собой снижение цен на модели с пробегом. В-третьих, с 1 января в России анонсировали льготную растаможку. Следствием станет падение спроса у российского покупателя на машины с белорусского рынка. После этого цены также могут снизиться.

«Атлант-М Премиум»: «Прогнозы скорее позитивные: рынок стабилизируется, спрос будет не таким высоким»

— Стоимость автомобилей, представленных на рынке, продиктована высокими ожиданиями продавцов, которые ориентируются на ценообразование в России. И в то же время покупатели не готовы приобретать премиальные машины по высокой стоимости. Более того, сейчас мы наблюдаем падение цен — это связано с общей тенденцией сокращения потребительских трат.

— Мы почувствовали внимание со стороны клиентов, в том числе россиян, которым интересен сегмент премиума с пробегом, еще с весны. Вместе с тем до конца года мы прогнозируем насыщение рынка РФ и сокращение спроса среди россиян. Их рынок заинтересован только в автомобилях в хорошем состоянии, почти новых.

серый, лифтбэк, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
56 000$ / 57 545€
серый, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, полный привод
58 000$ / 59 601€
красный, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
54 950$ / 56 466€
Автобарахолка
мобильное приложение

— Если говорить о прогнозах, то они скорее позитивные. Считаем, наш рынок должен в целом стабилизироваться — при условии отсутствия негативного влияния внешних факторов.

Autopodborminsk: «Перекупщики зарабатывают на одной премиальной машине из Европы по 10 тысяч»

— На внутреннем рынке продажи дорогих машин минимальны. Все более-менее стоящие экземпляры, выставленные на продажу, выкупили еще до середины лета. Второй фактор — владельцы решили придержать свои немолодые авто. Если бы раньше они поменяли модель на более новую, то сейчас не хотят — не видят альтернатив. Некоторые клиенты готовы заморочиться, заказать что-то из Европы, подождать. А другой человек, который ранее менял дорогие машины через каждые год-два, сейчас уже так не делает. Ход мыслей таков: целесообразнее оставить то, что есть, потому что лучше на рынке не найти.

— Сегодня весь свежий премиум везут из Европы. Пример нашей компании: раньше среди всех заказов было 20—30% привоза, сейчас же ровно наоборот — 70% заказчиков просят найти «европейца». И большинство этих заказчиков — из России. Белорусы же готовы подождать, пока все успокоиться. Многие понимают, что сейчас очень большие накрутки. Раньше зазор по рынку был 5—10% — столько зарабатывали перекупщики. То есть если автомобиль стоил в Европе 11 тысяч, то здесь его продавали за 12, живя в итоге за счет высокого оборота. Сейчас же машина, купленная за 11 тысяч, продается в Беларуси за 15.

черный, внедорожник, дизель 4.4 л, автоматическая, полный привод
65 000$ / 66 794€
черный, минивэн, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
67 900$ / 69 774€
серый, седан, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
75 000$ / 77 070€
Автобарахолка
мобильное приложение

— Очевидно, что в премиальном сегменте зазор еще больше. Например, недавно изучали прайс на BMW 5 Series (G30) с дизельным трехлитровым мотором. В Беларусь такая модель попадает за 33—34 тысячи (с льготами, конечно), а клиент купил ее за 42. Разница оседает в кармане перекупщика — сейчас в сфере высокие заработки. Наш реальный нынешний кейс — поиск в Европе, выкуп и доставка в нашу страну свежего BMW X5, за который клиент готов отдать 80 тысяч. В топе продаж, как обычно, «немцы»: BMW X5 и Х6, Audi Q5 и Q7, Mercedes GLС и GLE, Porsche. Японских Lexus или Toyota значительно меньше, «британцев» — тем более.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка