Продолжаем собирать интересные маршруты для автопутешествий от наших читателей. Хотите рассказать о своей поездке? Присылайте истории на ga@onliner.by. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия... Рассказывать можно много о чем. Прошедшим летом разные обстоятельства сложились для Сергея и его жены Натальи в возможность, которую они искали около пяти лет, — большой автотрип по Европе на двоих. Да такой, чтобы ехать куда захочется, определяя маршрут за утренним круассаном, чтобы увидеть Париж и... на следующий день тоже увидеть Париж.
Да, невозможно проезжать 1000 км в сутки при режиме «О, давай остановимся здесь!» и «Поблизости есть прикольная штука — сворачивай!» Оптимальное расстояние — до 500 км за день. Определять маршрут за утренним круассаном — все же не самая лучшая идея. При такой длительной поездке складывать направления и бронировать отели надо заранее. Потому что может вдруг выясниться, что на следующую ночь на всем побережье Хорватии не будет свободных номеров дешевле 150 евро в сутки, а ваш запланированный бюджет — 50—70 евро за ночь.
Большое автопутешествие — это такое мероприятие, перед которым возникает куча вопросов: от отношения местных к иностранным водителям до оплаты проезда. Как выяснилось, все эти переживания беспочвенны. Таков наш опыт, а проехали мы 11 200 км, 18 стран и 60 городов, израсходовав 630 литров бензина. Маршрут сложился так: Польша — Чехия — Австрия — Лихтенштейн — Швейцария — Германия — Нидерланды — Бельгия — Франция — Андорра — Испания — Франция — Монако — Италия — Словения — Хорватия — Босния — Венгрия — Словакия — Польша.
Старт запланировали на середину июля. Я был за рулем, Наташа прокладывала маршруты, искала и находила интересные места, вела фото- и видеофиксацию происходящего. В качестве авто выбрали Volkswagen Polo 2016 г. в., с двигателем объемом 1,6 и АКПП. Пробег на момент старта составлял 168 000 км. Без кондиционера и круиз-контроля было бы сложно осилить такие расстояния, а вот подлокотника не хватало.
В этой статье я опишу свой топ-5 стран Европы, которые наиболее впечатлили меня как автомобилиста. Некоторые из них я бы даже назвал идеальными с точки зрения организации движения, поведения водителей, инженерно-технической составляющей дорог и инфраструктуры. В шорт-лист вошли: Австрия, Бельгия, Нидерланды, Польша, Швейцария. Угадать, о какой стране идет речь, предстоит самим читателем. Ответы — в самом финале.
Здесь оплату дорог принимают только на год, и стоит такое удовольствие примерно 40 евро. Поверьте, там есть за что платить. Качество как главных, так и второстепенных дорог не вызывает ни малейшего нарекания. А вот городское движение, особенно при большом скоплении машин, нервное — с клаксонами и толкотней. Хотя, может, причина в том, что в город мы въезжали в вечерний час пик при довольно мощной грозе.
Но стоит выехать за город, а там — узкие и мудреные серпантины, тоннели (за отдельную плату проезжали через тоннель длиной 13 км), туманы в горах, дороги вдоль бирюзовых озер и водопадов. Все это завораживает и притягивает. Скоростной режим соблюдается истово. Сказано тридцать — значит, тридцать.
На что обратить внимание: уличные парковки в большинстве мест можно оплатить только монетами. И это отнюдь не евро. Как сказала нам одна добрая женщина: «Бесплатные парковки? Здесь? В этой стране нет ничего бесплатного!»
Въезжая в эту страну, мы неожиданно попали на отличные новые дороги — даже те, что бесплатные и отнюдь не федеральные. Видели и развязки, которые можно проезжать на скорости в 90—100 км/ч — настолько грамотно они спроектированы. Плюс в ночное время большинство трассовых перекрестков освещено, что способствует безопасности. И уж если речь зашла про развязки, то не лишним будет упомянуть, что везде в Европе их нумеруют и это очень удобно для навигации.
А вот в городах этой страны с дорожным покрытием не все так радужно. Бывает и криво, и косо. На этом фоне весьма уместна в городских пределах скорость в 50 км/ч. Как, впрочем, много где в Европе. Водители этой страны — люди быстрые, иногда даже чересчур. Могут поддавить на психику и на трассе, и в городе. Но по большей части пропускают или дают перестроиться, если не забывать включать поворотник.
На что обратить внимание: в выходные надземные парковки в основной массе бесплатны, а в будни на пару часов автомобиль можно оставлять возле торговых центров, но только предварительно взяв бесплатный талон в паркомате.
Тут все четко. Разметка выглядит так, словно нанесена вчера, платные шоссе трехполосные, асфальтовое покрытие будто прорезиненное, а при езде с дозволенной скоростью в машине можно разговаривать шепотом, настолько тихо ведут себя шины.
Водители вежливые до уровня «лапочек». На одной полосе узких городских улочек одновременно могут соседствовать и автомобили, и трамваи, и велосипеды, а иногда — и кареты с лошадьми. Никто никому не мешает, все довольны друг другом, на сложных развязках при включенном поворотнике остановятся все три полосы и выпустят зазевавшегося туриста.
Заправляться, конечно, дорого, однако три щетки с разными шампунями для помывки стекол на заправке как бы намекают — ты платишь, но и сервис соответствующий. Движение по многим, даже нешироким дорогам довольно интенсивное. С непривычки от напряжения при движении по горным серпантинам могут болеть плечи.
На что обратить внимание: на открыточные виды дорог и любовь местных жителей к немецким автомобилям.
Велодорожки везде, кроме скоростных автострад. Сто километров проедешь, а велодорожка не прервется. Страна буквально населена велосипедами, которые в любой ситуации будут главными. По велодорожкам, помимо велосипедов и электросамокатов, перемещаются и скутеры, причем довольно активно. За этим надо следить. Если опережаешь велосипедиста, то необходимо объезжать его не ближе чем за полтора метра. Для этого даже соответствующие знаки придуманы. А если из-за встречного потока возможности объехать нет, то приходится терпеливо ждать.
Местные водители соблюдают скорость и исполнены уважения к едущим рядом. Будьте готовы к тому, что на второстепенных дорогах будут только автоматические заправки и только за безнал. Сами терминалы для оплаты немного мудреные, с одним из них я не сладил, заплатив €125 за 35 литров бензина. Переписка с оператором ничего не дала.
На что обратить внимание: если остановивший вас полицейский говорит, что вы Боб, то это хорошо. Бобом в этой стране называют водителя, который трезв и соблюдает правила движения.
Идеал организации дорожного движения, по моему скромному мнению, можно встретить именно здесь. Пятиполосные шоссе на подъезде к столице; безупречное выполнение скоростного режима; запрет перестроения вправо во время движения в левой полосе при проезде полос разгона; маленькие дублирующие светофоры на уровне глаз водителя; умные системы регулировки плотности потока; ограничение на въезд в города автомобилей с ДВС; зашкаливающая массовость электротранспорта и, конечно, велосипедов.
А еще: светофорное регулирование, позволяющее машинам и велосипедам не пересекаться; безупречный общественный транспорт, для которого везде выделена полоса; заправочные комплексы, больше похожие на оранжереи. Это лишь малая часть того, чем впечатляет эта страна. Кажется, что на трассах можно перестраиваться не глядя — настолько высока уверенность, что едущая чуть поодаль машина сбросит скорость или перестроится левее, чтобы освободить ряд.
На что обратить внимание: на перехватывающие парковки в городах (Park&Ride), которые при наличии билета на общественный транспорт в центр и обратно могут оказаться весьма недорогими в сравнении с остальными паркингами. Перед поездкой в эту страну нужно удостовериться в работе пластиковых карт — показалось, там даже не помнят, как выглядят наличные.
Страна №5 — это Швейцария. Дорого? Да. Но это будто плата за огромный музей естествознания с невероятной по красоте экспозицией.
Страна №4 — неожиданно для меня в пятерку стран с лучшими дорогами вошла Польша, а не Германия. Поляки вкладывают серьезные средства в дорожную инфраструктуру, и это очень хорошо на ней сказывается.
Страна №3 — Австрия, где я впервые увидел идеальные предупреждения о дорожных работах. Они впечатлили простотой, безопасностью и продуманностью. Оказывается, есть немало современных и удобных технических средств для обеспечения безопасного проезда.
Страна №2 — Бельгия. Минус балл за Брюссель, в котором весьма извилистые и непредсказуемые пути-направления.
Страна №1 и абсолютный must see — Нидерланды. Это какой-то космический уровень дорожного оснащения. Безопасность, автоматизация, работа умов — все на своих местах.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by