Пришел в ГАИ сдавать экзамен на «автомате», а там развернули: «На чем учились — на том и сдаете»

 
UPD
20 октября 2022 в 17:01
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер

Как сообщалось, 22 сентября вступили в силу изменения в законе «О дорожном движении». Среди прочих нововведений предусмотрена возможность сдавать квалификационные экзамены и получать право управления транспортными средствами только с автоматической трансмиссией. Некоторые выпускники автошкол решили воспользоваться этим правом, но получилось не у всех. Двое наших читателей сообщили, что в экзаменационном отделе ГАИ их фактически развернули: нужно или сдавать на «механике», или переучиваться на «автомат».

Максим: «Сказали так: на чем учились — на том и сдаете»

Максим, наш читатель, в автошколе отучился уже некоторое время назад. Теорию сдал, площадку сдал, а вот «город» не успел в связи с обстоятельствами. Теперь молодой человек вернулся к вопросу получения водительского удостоверения.

— Я следил за тем, когда вступили в силу поправки, позволяющие сдать экзамен на «автомате». Все же в 21-м веке живем: автомобили с механическими коробками уходят в прошлое, все электромобили тоже с АКПП. В общем, решил попробовать. Оказалось, что записаться на экзамен тоже не так просто: там у них расписано все на месяц вперед. Те экзамены, которые я уже сдавал, мне зачли без проблем. А вот сдавать практику в городе на «автомате» не разрешили. Сказали так: на чем учились — на том и сдаете, — рассказал корреспонденту Onlíner наш читатель.

Он пытался прояснить вопрос, обращался к различным специалистам, но позиция ГАИ была неизменной.

— На мои вопросы мне отвечали, что так написано в правилах. Правда, в каких именно — мне непонятно. Что в итоге? Ну буду сдавать на «механике» — что же еще? Я философски отношусь к этой ситуации: ну, значит, так надо, значит, сдам и получу права без ограничений. Мало ли когда придется сесть за руль авто с МКПП, — отмечает парень.

Что еще за ограничения?

Речь о том, что в случае сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой можно будет получать права на управление ТС только с «автоматом» — об этом будет стоять отметка «АТ» с обратной стороны в/у, в 12-й графе. С такими правами на машинах с «механикой» ездить будет нельзя — в противном случае таких водителей будут считать «бесправниками».

Наталья: «Думала брать дополнительные занятия. А что теперь — не знаю»

В аналогичной ситуации оказалась Наталья. Девушка отучилась в автошколе несколько лет назад. Понятное дело, на МКПП. Теперь, узнав о возможности сдавать на «автомате», решила ей воспользоваться, но не тут-то было.

— Дело в том, что у меня есть автомобиль, он с автоматической коробкой. Я думала, возьму несколько уроков перед экзаменом, поезжу на машине с «автоматом» и сдам экзамен. Оказалось, что таких желающих в ГАИ разворачивают: или сдавай на том, на чем учился, или переучивайся заново и приноси новую справку из автошколы. И вот теперь я не знаю, что мне делать, — отмечает девушка.

Комментарий ГАИ

За комментарием корреспондент Onlíner обратился в ГАИ Минска. Там разъяснили, что, действительно, тот, кто хочет сдавать практический экзамен на право управления транспортными средствами, должен делать это на автомобиле с той же трансмиссией, с какой проходило практическое обучение в автошколе. И это предусмотрено статьей 26 закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, там указано: «Квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) принимаются на транспортных средствах с механической трансмиссией или без механической трансмиссии в зависимости от пройденной в установленном порядке подготовки».

Выходит, если учились на «механике» — сдавать придется на «механике». Чтобы сдавать на АКПП, придется пройти обучение на автомобиле с этим типом трансмиссии. По крайней мере, на данный момент дела обстоят именно так.

Легко ли перестроиться на «автомат»?

Наши читатели правы в том, что автомобилей с автоматической коробкой становится все больше. И многие водители — как начинающие, так и со стажем — задумываются о том, чтобы перейти на АКПП. Легко ли переучиться? Этот вопрос мы адресовали Юрию Краснову, преподавателю, инструктору по вождению.

— На мой взгляд, обучение на «автомате» проводить как раз проще, чем на «механике». У меня даже есть такой педагогический прием: учится человек водить на МКПП, у нас проходят занятия. Вдруг в какой-то момент я предлагаю экспериментальный урок на машине с автоматической коробкой. Привыкание к ней происходит достаточно быстро. И после такого эксперимента все учащиеся говорят одно и тоже: на «автомате» проще, на «автомате» они чувствуют себя увереннее — нужно просто следить за дорогой, а не постоянно думать о том, когда выжимать сцепление, в какую сторону дергать рычаг и как не заглохнуть. Поэтому я считаю, что человеку, привыкшему к механической коробке переключения передач, было бы достаточно считаных занятий, чтобы переучиться, привыкнуть к автоматике, — говорит Юрий Краснов.

Дополнено. А что автошколы?

После публикации мы поговорили с различными специалистами, связанными с обучением вождению, с представителями автошкол. Все сходятся на том, что пока остаются вопросы относительно того, как будет работать весь механизм подготовки и сдачи экзаменов.

— Поймите, что для автошколы не проблема дать машину на «автомате» и инструктора, который будет обучать вождению. Есть и машины, и инструкторы. Нет готовой регулирующей базы для такого обучения. Нет программы обучения на автомобилях с АКПП. Кто-то скажет, дескать, а в чем отличия — учите как учили. Но все не так просто. Мы подчиняемся нормативным актам, несем ответственность и перед инстанциями, и перед теми, кого учим. Некоторые школы на свой страх и риск набрали группы курсантов на «автомат» — а дальше что? Программ нет, нормативная документация не разработана, — говорят в некоторых автошколах.

Инструкторы отмечают, что, возможно, необходимо пересмотреть подходы к обучению вождению во время практических занятий.

— Да и экзамены тоже. Взять ту же площадку: машина с АКПП не будет глохнуть на эстакаде — то есть этот элемент мы вычеркиваем? — задаются вопросом специалисты. — Поэтому и идет речь о том, что должны быть разработаны программы обучения.

Особый вопрос — как быть с теми, кто уже отучился в автошколах на «механике», но хочет сдавать экзамен в ГАИ на «автомате».

— Наверное, мы действительно должны говорить о какой-то переподготовке и дополнительной подготовке. Другое дело, что вряд ли нужно говорить о полном курсе занятий в автошколе, который человеку придется проходить заново. Теорию он должен уже знать — для чего ему идти по кругу. В плане вождения он тоже многое освоил в ходе обучения на МКПП, нужен ли ему целиком повторный курс с другой коробкой, или хватит какого-то числа занятий? Как эти занятия должны проводиться, чему должно уделяться внимание — это все должно быть проработано, — считают в некоторых автошколах.

Пока многие сходятся во мнении, что сейчас сложный переходный период, и, прежде чем система будет налажена и все поймут, как им работать, пройдет некоторое время.

— Люди увидели, что можно будет сдавать на «автомате», многие ждали этого. Поэтому сейчас волна желающих будет расти. И всем нужно понимать, как быть. Отработаем схему — будем готовить для сдачи и на МКПП, и на АКПП — нет никакой проблемы, — уверены специалисты.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

черный, внедорожник, дизель 2 л, автоматическая, полный привод
синий, седан, бензин 4.3 л, автоматическая, задний привод
красный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро