21 ноября 2022 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, архив Auto.Onlíner

Компании не поставили дорогой BMW i iX, несмотря на аванс. Дилер подал в суд на клиента

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, архив Auto.Onlíner

Желание руководства строительной компании приобрести далеко не бюджетный новый BMW i iX xDrive50 закончилось судом и затяжным конфликтом. Почему дилер решил расторгнуть договор с клиентом через суд и что мешает прийти к мировому соглашению? Разбираемся в этой непростой ситуации.

Отголоски мирового дефицита полупроводников, или Почему дилер решил не выполнять условия договора?

Договор на поставку электромобиля был заключен с «Автоидеей» в начале июля. Руководство строительной компании «Каджар М» аргументирует решение о покупке BMW i iX xDrive50 за €116 000 желанием «идти в ногу со временем».

— Мы ранее неоднократно заказывали и обслуживали у «Автоидеи» свои автомобили: например, в этом году нам поставили новенький X1. Каких-либо конфликтов на этой почве не возникало. Да, были вопросы к сервису, но все оперативно решалось, — рассказывает Георгий Митрахович, управляющий «Каджар М».

После подписания необходимых бумаг представители «Каджар М» перевели 50% стоимости электромобиля (≈ €58 000) в качестве аванса и стали ждать конца сентября — машину должны были поставить не позднее 30-го числа. Однако в августе дилер прислал допсоглашение, в котором предложил расторгнуть договор. Причина — невозможность поставки товара.

— Как нам пояснили, литовский импортер «Автоидеи» — компания UAB Autoimex — сообщила, что завод отменил решение о выделении квот на производство модели для Беларуси, — продолжает собеседник. — Изготовление машин временно приостановлено до конца года. Причина — мировой дефицит полупроводников. Однако никаких доказательств (письма или официального заявления от контрагента, например) нам не предоставили — их мы увидели только в материалах дела, когда ситуация дошла до суда.

О проблеме с полупроводниками известно не первый год. Почему о ней внезапно вспомнили именно сейчас, во второй половине 2022-го? Более того, у Литвы и Польши, наших ближайших соседей, квоты не забрали: их что, не касается кризис? И почему «Автоидею» при заключении договора ни кризис, ни санкционные трудности не беспокоили?

Вместе с тем надо отметить, что о коронавирусе и его последствиях в договоре все-таки говорится. Точнее, он дополняется приложением — «оговоркой в связи с пандемией». В нем сказано: «Продавец вправе в одностороннем порядке переносить срок передачи Товара Покупателю на период времени, в течение которого исполнение Договора будет невозможно, небезопасно или существенно затруднено из-за пандемии или ее последствий».

Покупатель при этом может отказаться от товара, но обе стороны освобождаются от уплаты неустоек, процентов и возмещения убытков.

Три варианта мирного решения проблемы — и все не то?

Управляющий «Каджар М» утверждает: компания предлагала дилеру три варианта, как можно решить проблему мирно. Однако белорусские представители BMW пошли иным путем — подали на клиента в суд.

— Мы рассматривали вариант подачи иска о принуждении «Автоидеи» к исполнению условий договора. Поэтому для нас было неожиданным то, что дилер первым обратился в суд, — поясняет руководитель строительной компании.

К судебным разбирательствам мы еще вернемся, а пока расскажем, как, по мнению покупателя, можно было бы решить конфликт без обращения в государственные инстанции.

— Сейчас на площадке дилера выставлен BMW i iX xDrive50 — его используют для тест-драйва, — говорит собеседник. — Компания «Каджар М» готова приобрести машину с небольшим пробегом вместо нового электрокара, которого мы не дождались. Однако цена на выставочный экземпляр оказалась больше стоимости нового автомобиля почти на €10 000. Откуда такая сумма? Многие идентичные опции дилер оценил дороже, разница доходит до €200. Еще €7000 за бронепленку, в которую «укатали» автомобиль. Но повторимся: машина бэушная и с пробегом. Считаем, она не может стоить дороже нового автомобиля.

Есть еще одна загвоздка: «Автоидея» не готова продать выставочный электромобиль прямо сейчас. По условиям импортера, машина с тест-драйва может уехать к покупателю только через 3000 км пробега либо спустя полгода после нахождения в автосалоне.

— Что такое 3000 км? До Бреста несколько раз сгонять, да по Минску проехаться. Ладно, допустим, мы бы согласились подождать. Но дилер отказывается заключать дополнительное соглашение, — утверждает представитель «Каджар М». — То есть мы можем еще полгода провести в ожидании, а в конце нам могут сказать: «Извините, мы вам ничего не обещали, автомобиль уезжает к другому владельцу».

У дилера есть еще один BMW i iX xDrive50 в наличии, однако, как заметили представители «Автоидеи» на суде, его пригнали для другого клиента. Но за пределы салона машина все еще не выехала, потому что заводом была объявлена техническая акция.

Второе решение проблемы — самое очевидное — разорвать договор в одностороннем порядке, возможно, выплатив недовольному заказчику компенсацию и пеню за пользование денежными средствами клиента. Порядок выплаты неустойки указан в пункте 6.2 договора. За каждый день просрочки (исключая «льготные» 10 дней) продавец должен заплатить 0,1% от стоимости товара (но итоговая сумма не должна превышать 5% от цены машины). Итого — €116 за сутки неисполнения договора. К 10 ноября (дата второго заседания) эта сумма была чуть больше €3500.

Помимо неустойки продавец обязан выплатить компенсацию за пользование средствами клиента. Это регулируется статьей 366 Гражданского кодекса и зависит от ставки рефинансирования и аванса, который внес заказчик.

— Предполагаем, затея с судом может использоваться для того, чтобы не отдавать эти деньги, — считают в стройкомпании. — Но затягивая процесс, дилер сам себе увеличивает сумму неустойки.

Еще один вариант разойтись мирно — через дополнительное соглашение увеличить срок поставки автомобиля. Но, по словам представителей «Каджар М», «Автоидея» отказывается от заключения новых договоров, ссылаясь на то, что она не может ничего гарантировать.

Что было на суде?

Представители бренда BMW в переписке с нашей редакцией были максимально краткими: до вынесения судом окончательного решения никаких комментариев дилер не дает. Что ж, возможно, все прояснит судебный процесс.

Пересказывать полностью оба предварительных заседания нет смысла: стороны свои позиции не поменяли. Однако несколько интересных моментов подчеркнуть стоить. Например, представители дилера упомянули, что после 23 февраля электрические модели BMW iX для Беларуси собираться перестали. Знали ли работники «Автоидеи» на момент заключения договора с «Каджар М», что нужный заказчику автомобиль уже не производится? На этот вопрос представители BMW ответили утвердительно.

Управляющий «Каджар М» также обратил внимание, что они не единственные, с кем был заключен договор на поставку указанных электрокаров. Более того, один из контрактов «Автоидея» подписала 1 июля — за несколько дней до оформления договора со строительной компанией. Но тот клиент свой автомобиль получил.

— Еще нашего юриста смущает порядок присвоения договорам номеров, — добавил Георгий Митрахович после суда. — На нашем число 10 700, а на более раннем контракте на ту же модель — 9907. В декабре один из договоров клиента был пронумерован числом 9184. Наше предположение — это порядок размещения заказов в глобальной базе импортеров и завода. Однако представители «Автоидеи» утверждают: система присваивает номер рандомно, и очередь на автомобили от этого не меняется.

На заседании мы также подняли вопрос: почему «Автоидея» не уведомляет остальных клиентов, которые тоже заключили договор и ждут свои электрокары, что поставки — всё? Истец вразумительного ответа дать не смог, мол, они еще ждут — вдруг что-то решится. Но с нами почему-то не хотят продлевать договор, который, к слову, был заключен всего лишь на три месяца. Возможно, разобраться в ситуации помог бы литовский импортер — тот самый Autoimex. Ведь это же нормально — требовать от контрагента исполнения договоренностей, которые были подписаны до 1 августа, когда стало известно об отмене квот. Но по каким-то причинам «Автоидея» отказывается обращаться к своим коллегам.

Мы также озвучили предположение (ничем не подкрепленное), что электромобиль прибыл в Беларусь, но дилер передумал продавать его по указанной в договоре цене. Вместо этого машину могли продать через аффилированных или иных лиц в Российскую Федерацию значительно дороже. Дилер на суде отрицал все обвинения.

Второе заседание закончилось предложением от «Автоидеи» — представители BMW хотят увидеть претензию, составленную «Каджар М», с требованием о компенсации и ее размере: «А мы, в свою очередь, рассмотрим ее и отреагируем».

— В чем затруднение в выплате неустойки? Мы ссылаемся на обстоятельства, которые не позволяют нам выполнить условия договора. Размеры компенсации не рассчитаны. Поэтому просто взять и предложить выплатить €3000 или €11 000 мы не можем, — заявил сотрудник «Автоидеи» в суде.

— А вы не знаете, сколько дней у вас просрочки и какие обязательства обозначены в договоре? — задал вопрос судья.

— Бизнес так не работает. Надо выдвигать конкретные требования. Как бухгалтерия вернет деньги по действующему договору? Надо либо его расторгать, либо заключать дополнительное соглашение с двумя подписями.

К слову, аванс — €58 000 — компании «Каджар М» тоже пока не вернули. Основное заседание запланировано на 8 декабря. Мы дополним материал, как только «Автоидея» обнародует свою позицию либо когда станет известно решение суда.


ёмкость встроенного аккумулятора: 8000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 400 А, масса: 0.29 кг
Onlíner рекомендует
ёмкость встроенного аккумулятора: 11100 мА·ч, максимальный пусковой ток: 250 А, масса: 0.41 кг
ток зарядки: 0.8–20 А, масса: 0.97 кг

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by