28 037
06 декабря 2022 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

«Жирная тема» или сплошные убытки? Разбираемся, почему в Беларуси почти нет зоотакси

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Владельцы кошечек, собачек и прочих четвероногих наверняка знают, как тяжело приходится без личного автомобиля. Внезапно поплохело питомцу — нужно срочно везти его к ближайшему ветеринару. А такси не вызвать: водители повально отказываются брать в салон источник шерсти и прочих неожиданных продуктов жизнедеятельности. С собаками крупных пород все еще сложнее: какой представитель экономперевозок согласится на присутствие какой-нибудь упитанной овчарки или алабая на соседнем сиденье? В общем, на помощь приходит зоотакси и его владелец Евгений. Служба перевозок домашних животных работает четыре года, но все еще не разрослась шире одного автомобиля. Неужели так невыгодно или причина в конкурентах? Попытались разобраться в нюансах зообизнеса.

Стартовый капитал — чуть больше $1000 и… все?

С грузоперевозками Евгений связан еще с университета: примерно до 2017 года занимал должность «в большом теплом кресле» в крупной логистической компании. В какой-то момент пришла идея оказывать услуги по доставке братьев наших меньших. Придумано — сделано, на сайте появился соответствующий раздел. Но ставку на щедрых любителей домашних животных никто не делал, и это направление деятельности оставалось в тени.

— В какой-то момент я так устал от своей работы, что уволился в никуда, — вспоминает мужчина. — Как раз в это время познакомился с будущей супругой: в общем, отдыхали, ездили на мотофестивали и отрывались как могли. У меня в то время был байк Honda Sabre (произносится как «Сабрэ»), за что некоторые товарищи дали мне кличку Сябар.

В 2018 году начал думать, куда бы мне податься. Вспомнил про зооперевозки. Чуть позже узнал, что в то время закрылся Animal Express, который, видимо, вытеснился с рынка «Яндексом».

сухой корм, для щенков, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг)/для всех размеров пород, пакет
Выбор покупателей
сухой корм, для взрослых, порода: средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг), пакет

Первая моя машина для зооперевозок была создана на базе Ford Scorpio 1995 г. в. У него подвеска была как у инкассаторской машины, а в Беларусь автомобиль и вовсе заехал почти с миллионным пробегом. На покупку этого Ford я получил государственную субсидию по развитию малого бизнеса — около $1150 в эквиваленте на тот момент.

Это по сути и был стартовый капитал, признается Евгений. Конечно, собственные средства вкладывать пришлось, но «не одномоментно».

— Запчастей для Ford просто не было, а машина постепенно «умирала». Поэтому спустя какое-то время ее пришлось менять. Перебрал 12 вариантов, прежде чем оборудовал Renault Kangoo. Его, кстати, купил у Академии наук. Рассматривал в том числе Mercedes-Benz W124, как у Animal Express, но салон с мягкой обивкой в этой сфере никуда не годится. Собаки ездят в основном больные — кровь, гной и прочие продукты жизнедеятельности оказываются в самых труднодоступных местах: приходится выводить машину с линии и тратить полдня на устранение следов. Возможно, неудачный выбор авто тоже косвенно повлиял на продолжительность жизни Animal Express.

Так как Ford уехал к новому владельцу в деревню лишь за $700, Евгению пришлось брать в долг, чтобы купить Renault, у которого также спустя два года пришлось менять двигатель. Подробно о графе «расходы на обслуживание авто» мужчина не рассказывает — коммерческая тайна все-таки. Но признается: вложить в машину пришлось почти столько же, сколько она стоила. В эту примерную сумму включена стоимость химии для санобработки автомобиля после каждого клиента, обязательное страхование, амортизация...

— Скажем так, если каждый день без выходных выполнять 10 заказов, то бизнес работает. Но забудьте про пассажирские перевозки: здесь все не так предсказуемо.

В перечне услуг «Сябра» более 10 позиций: перевозка животного в сопровождении хозяина (не больше одного человека) и без, доставка пушистых пассажиров из точки А в точку Б по городу или пригороду. Зоотакси готово также проводить питомца в последний путь — к месту захоронения. Самая популярная услуга — это доставка животного с хозяином по Минску из дома в ветеринарную клинику и обратно. Она обойдется в 42 рубля, если вся поездка (с учетом дороги и ожидания) составит не больше часа.

— Клиенты бывают разные. Из эмоционально сложных никогда не забуду собаку породы немецкий боксер по кличке Линда. Хозяйка отчаянно боролась за жизнь питомца, хотя исход был очевиден. Для нее вера в лучший исход была мотиватором. Но увы. С тех самых времен стараюсь отключать эмоции, хотя, признаюсь, не всегда получается.

Одно зоотакси на всю Беларусь — «жирная тема», чтобы повторить?

Пока мы общались с Евгением и наблюдали, как хаски по кличке Макс исследует багажник, переоборудованный под вольер (предусмотрено даже зеркало, с помощью которого водитель видит, что творится в другом конце машины), у нашего собеседника неоднократно звонил телефон.

Выбор покупателей
переноска, для кошек, для собак, пластик, синий
лежак, для собак/для кошек, напольное размещение, ткань/синтепух/мех, серый

Больше половины входящих — от желающих отправить котика или собачку из какого-нибудь областного центра в Минск. Но Евгений таких потенциальных клиентов сразу предупреждает: перевозка выльется в астрономическую сумму (из Гомеля в столицу — почти 400 рублей, например), и гораздо выгоднее обратиться к маршрутчикам. В ковидный период у «Сябра» было региональное подразделение в виде еще одной машины с водителем, которому «по доброй воле» передавалась часть междугородних заказов. Но не индивидуальных, а групповых: все животные перевозились в специальных контейнерах. Однако «партнер» отвалился сам, испугавшись за свое здоровье в период пандемии.

— А вы что — одно зоотакси на всю Беларусь? — задалась вопросом девушка, позвонившая выяснить стоимость доставки щенка из Бреста в столицу.

— Получается, да. И нахожусь в Минске, — ввел в курс дела Евгений.

— Ого, так это жирная тема — надо открывать свою контору по перевозке животных.

— Могу только пожелать удачи! — ответил собеседник, который больше часа рассказывал нам о сложных клиентах и тонкостях очистки салона после каждого питомца. Обработка вольерной части после заказа, к слову, занимает от 15 минут.

Кстати, о гигиене. В гараже Евгений создал самодельную «станцию кварцевания», куда автомобиль отправляется на двухчасовой карантин после особо заразных клиентов. О выборе подходящих антисептиков руководитель и водитель службы в одном лице и вовсе готов говорить часами. Кстати, мужчина еще и кинолог — прошел соответствующие курсы, прежде чем открыть бизнес. Разумеется, водители крупных агрегаторов такси всеми этими «плюшками» похвастаться не могут.

— Есть ли конкуренция с «Яндексом», «135» и другими службами? Думаю, что нет. Это не их сегмент рынка. Зоотакси — очень специфичный вид деятельности, который нельзя просто так взять и выполнить без определенных знаний, навыков, неперсонализированного оборудования и опыта. Проще говоря, вы не сможете посадить за руль машины для перевозки животного безответственного гастарбайтера, оболтуса-студента, кладовщика, подрабатывающего между смен, как это часто происходит в гражданских нерегулярных перевозках. Вы потеряете в лучшем случае время, а возможно, и деньги. Более того, бóльшая часть водителей и вовсе откажется вас везти с собакой — и неважно, какие у нее размеры.

Что касается конкурентов, то мне известно минимум о трех эпизодах с копированием деятельности на фоне моей рекламной кампании. Была какая-то девушка, пытавшаяся перевозить животных с игнорированием санитарных норм и техники безопасности. Одна из моих постоянных клиенток (в тот день я не смог принять ее заказ) обратилась к этой даме, но в результате экстренного торможения собака чуть не вылетела через лобовое стекло из багажника. Хозяйка успела поймать ее в полете, отчего у животного даже осталась гематома.

поводок-рулетка, для собак, 8 м, макс. нагрузка 50 кг, нейлон, 530 г, черный

Знаю также об одном минском кинологе, который решил в дополнение заниматься перевозками. Но без полного погружения в эту сферу бизнес точно работать не будет. Я уже молчу о частных лицах, которые на различных сетевых площадках-агрегаторах в интернете предлагают свои услуги по перевозке.

Недавно честным именем «Сябра» стали прикрываться мошенники, орудующие на «Куфаре». Как рассказал Евгений, они (или он — неизвестно, о каком количестве злоумышленников идет речь) под видом покупателей пишут продавцам крупногабаритной мебели. Задают вопросы по поводу товара и обещают его забрать через службу зоотакси. Присылают ссылку, похожую на ту, что ведет на сайт «Сябра». А там — по классике: «Уважаемый продавец, для получения оплаты вам нужно ввести данные карточки, включая CVV…» В общем, ничего нового, но доверчивые люди все равно ведутся. Позитивный вывод из этой негативной ситуации — «Сябар» на слуху, раз кто-то пытается воспользоваться репутацией службы. Может, пора расширяться?

— Чуть больше года назад мы купили вторую машину — она все еще даже без оклейки. Но, к сожалению, автомобиль простаивает. Во-первых, нет нужных объемов. Чтобы их нарастить, необходим хороший маркетолог. Я нанимал одного — результата это не принесло. Во-вторых, мне не найти подходящего кандидата на звание моего коллеги. Пытались работать вместе с супругой — она не выдержала моей педантичности и перфекционизма.

Так что масштабирование бизнеса — дело полезное и приятное, но только тогда, когда ваши пожелания совпадают с расчетами и текущими возможностями инвестирования. А пока я даже бизнесменом назвать себя не могу: я директор, водитель и бухгалтер в одном лице. «Ипэшник», который не может себе позволить сидеть дома в тепле, выстраивая стратегию, пока все на него работает без особых вмешательств…

желтый, фургон, электро, автоматическая, передний привод
белый, универсал, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
голубой, универсал, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by