Саша носится по грязи, под ноги не смотрит. А чего туда смотреть — работа не ждет. В руках массивные цепи, перед глазами два «шведа»: Scania и Volvo. Один повезет другого, но главный над «шведами» — Саша. Он эвакуаторщик, грузовой эвакуаторщик. Тяжелая работенка: то в грязи, то в снегу, днем или ночью, и все время нужно кого-то спасать. Но он не жалуется: работа не ждет.
Гэты тэкст можна прачытаць на беларускай мове
Мы в Дражне. Здесь Саша забирает красную «голову» — тягач Volvo FH 12, легендарный во всех отношениях Globetrotter. Грустно, но, похоже, конкретно для этой машины путь уже завершается.
— Сколько у нее пробег? Сама уже не заводится? Техосмотр на такой точно не пройдешь...
— Да миллиона два, — задумчиво отвечает Саша. — Сама заведется, движок живой, но техосмотр — да, не пройдешь.
Два миллиона — надо же.
У Саши Scania. Он паркуется, выставляет аппарели. Разматывает лебедку, цепляет Volvo. Процедура погрузки зависит от многих факторов и может занимать весьма значительное время. Что нужно знать нам: это не просто, потому что имеет свою специфику — нужно понимать, что и как делать, за что можно крепить, за что нельзя. Перевозимый автомобиль должен быть ровно размещен на платформе эвакуатора и надежно закреплен — за транспортировку в любом случае отвечать водителю.
А еще это реально тяжело физически поднять, натянуть, поднажать — мужская работенка. Механизмы, гидравлика — все это здорово помогает, но мышцы тоже работают нормально — в зал можно не ходить.
— Далеко поедем?
— Да рядышком — в район Дружной.
Загрузились, поехали.
— Погода такая, что работы хоть отбавляй?
— Да, сейчас сезон. Ночью ездил на заказ: человек по дороге из Мира застрял — заглох грузовик непонятно чего. С 23 часов искал кого-нибудь, я в час приехал — он уже колотился весь. Ночь же — никто не останавливается, а машина не заводится — погреться он не может. Так это ничего особенного не случилось — просто заглох, — рассказывает Саша, выезжая с автобазы.
— Когда снегопад — оно всегда так. Две-три фуры по округе лежит, три-четыре грузовика в кюветах. ДТП в этот раз многовато. Вроде съезжает машина на обочину — она ровная. А выехать нельзя — снег там глубже, чем казалось, — продолжает водитель.
— Таких только дернуть?
— Это как им повезет. Бывает, дернуть, а бывает, так сядут, что нужно на СТО ехать — смотреть подвеску или двигатель.
По городу на грузовике ехать неинтересно: все какие-то маленькие, кипишат чего-то, под колеса едут.
— И не страшно им под такую бандуру соваться.
— А не все понимают. Зря: масса серьезная, а вдруг что с тормозами, а вдруг что с водителем, плюс «мертвые» зоны — я бы сам подальше держался, не рисковал, — говорит эвакуаторщик. — Но у нас люди нервничают на дороге много, будто хочется поскандалить. А если негабарит какой — тогда вообще. Везу я, понимаешь, какую-нибудь бандуру, мешаю ему ехать.
Саша говорит это со смехом. А сам спокоен за рулем как старый дальнобойщик: удивить — чем ты его удивишь, он такое видел.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В городе самое сложное для такого транспорта — путепроводы. Мы тоже не сразу поняли почему, но потом дошло, когда на улице Ваупшасова подъезжали к одному такому.
— 4,5 метра на знаке, должны пройти, — говорит Саша негромко.
— В смысле должны? А если нет?
— Ну все, задним ходом, — смеется приколист.
— У тебя такое было?
— Нет, пока не было. Я все мосты в принципе знаю. Они обычно 5 метров, но в городе есть и нестандартные: вот здесь 4,5, в Уручье на кольцевой, к примеру, 4,2. Приходится ориентироваться, потому что процентов 70 заказов в негабарите. И их нужно согласовывать, получать разрешение.
Все в автошколе учили пункты ПДД о перевозке грузов, и всех они раздражали, потому что «зачем это вообще знать». Учите-учите, Саша, видите, учил и все знает.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Что ты самое огромное возил?
— Комбайн. Забирал его из какого-то хозяйства и вез в Минск километров 200. Вот он большой. Говорят, 300 тысяч евро стоит — нормально.
— А грузили как?
— Двумя кранами его на платформу поставили, дальше дело техники.
Ехали-ехали, приехали куда надо — Саша пошел разгружаться. Все, что прицепил, теперь нужно отцепить, — короче, все то же самое, просто в обратном порядке.
— Это ж сколько все стоит: цепи, ремни, все остальное? — отвлекаем от работы.
— Цепи? 800 рублей за комплект из четырех цепей с трещотками. Плюс домкраты, знаки, провода машину прикурить, в идеале нужно топливо с собой возить — вдруг у кого-то закончилось. Еще шланг подкачки колес, колесо запасное опять же — если нужно кому-то поменять. Эвакуация все это подразумевает: ты приехал и решил чью-то проблему, неважно, в чем конкретно она заключалась, — говорит специалист. — Сколько это все стоит? Ну в 1000 по курсу можно было вложиться.
Пока мы обдумывали все сказанное, он успел снять Volvo с платформы.
— Погоди, тысяча — это только на всякие там цепочки? А грузовик сам сколько стоит?
— В среднем эвакуатор обойдется тысяч в 25—30 по курсу. Я свой переделывал, поэтому чуть дешевле получилось.
— Не понял, еще машину нужно самому уметь переделывать?
— Ну чтобы дешевле получилось — да. Такая в заводском исполнении штук 50 стоит, — объясняет Саша.
На этом мы с ним в тот день и распрощались. Не то чтобы с перепугу, просто заказов удобных не подвернулось. Но мы встретились позднее.
— Что сегодня повезем?
— Погрузчики из Смолевичей надо забрать — и в Хатежино их, — говорит эвакуаторщик.
— Сломались?
— Нет, они в порядке, просто нужно отвезти на другую площадку. Своим ходом для них трудновато: скорость низкая, расход топлива большой — затратная выйдет поездка.
— Был такой заказ у тебя, который запомнился на всю жизнь?
— Позвонил постоянный заказчик: нужно перевезти подъемник ножничный, квадратный такой — ты наверняка видел. Дает адрес, говорит: «Желтый подъемник — езжай, забери». Поехал, забрал. Приезжаю к заказчику, а он говорит: «Это не мой». — «Как не твой?! Желтый же!» — «Желтый. Но не мой». Я ноги в руки и полетел обратно — это ж, выходит, кража! Приехал, выгрузил там, где он стоял. Но тоже нормально, да? Я выгружаю-загружаю, работяги идут на обед, уходят с обеда — ноль реакции, никто и не заметил, что подъемник исчез. А мой, как оказалось, за боксом все это время стоял.
Еще был сгоревший грузовик: колеса постреляли, волоком затягивали — намучились.
— Авария что ли?
— Нет, сам по себе, грузовики могут гореть: ехал-ехал, вдруг дым пошел из-под тоннеля. Пока остановился, пока выскочил — все сгорело, короче. На дороге ничего особо и не сделаешь.
— Строительной спецтехники тоже много приходится возить?
— Много возили раньше, еще года три назад: погрузчики, всякие мазы-камазы, трактора. А потом то ковид, то еще что — бизнес пошел на спад, в том числе строительный. Ну и у нас работы меньше. Бывало, ни дня без заказа не сидел, а теперь, если не зима, один-два за неделю, — говорит Саша. — Я же когда-то так в профессию и попал. Напарник позвал: не хочешь, мол, попробовать. Такие времена были: заказов было столько, что ему в одиночку надоедало ездить, нужен был сменщик. Ну и втянулся.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— А до этого чем занимался?
— Вскрытие замков — сервис такой. Плюс промышленный альпинизм: видел, люди на веревках висят? Ну и грузоперевозки.
— На эвакуаторе интереснее?
— Оно не приедается, понимаешь? Каждый раз что-то новенькое. Из кювета достать: так это придумай, как зацепить, как вытянуть, как погрузить — всегда немного ребус.
Приехали — разгружаемся.
В третий раз мы встретились с Сашей, когда он с напарником взялся коллекционные автобусы на сверку в ГАИ отвезти.
— Они на ходу, но владелец решил, что проще их доставить на эвакуаторе, чем искать двух водителей, — пояснил наш собеседник.
Короче, едем, продолжаем неоконченный разговор.
— Так ведь мало того, что работы стало меньше, людей-то в эвакуации за это время стало больше, конкуренция выросла, — отмечает Саша. — Но все равно бывают случаи, когда людям нужна помощь, а они не знают, кому позвонить. Кто-то занят, кто-то трубку не поднял — попробуй найди. Меня, бывает, на трассе тормозят, но это не бандиты, просто люди хотят телефон спросить — им нужно что-то перевезти, они не знали, где взять эвакуатор, и тут меня на дороге увидели.
Еще нужно учитывать специфику каждого эвакуатора: реально ли для него выполнить нужную работу.
— У тебя какие тарифы? Тебе выгоднее короткие или длинные поездки?
— Выгоднее, конечно, короткие, по городу. Выезд: 250 рублей, за два часа справился — отдыхай. А в длинных выездах оплата за километр — 2,2 рубля, плюс погрузка-разгрузка. Если кто-то в ста километрах сломался — это рублей 700 выйдет. Из них 7,5% — налоги, плюс отчисления в ФСЗН, плюс амортизация — 15%, плюс оплата дорог (в среднем рублей 500 в месяц выходит), плюс топливо (тысячи полторы в месяц).
Если кто-то лежит в кювете, обычно я вытягиваю. Но сложенную фуру могу не взять. Недавно ночью был такой звонок: автопоезд ножницами сложился. Я не рискнул: можно впустую съездить. Туда идут специальные машины, еще серьезнее, которые точно достают. Но у них только за выезд 500 долларов с ходу, а за фуру — не знаю, тысячи две, наверное. Но и те машины стоят иной раз под сотню.
— А фур же много лежит в такую погоду — дальнобойщикам сейчас вообще не сладко.
— Да, они очень жалуются в разговорах.
— Все сейчас жалуются. А ты чего не жалуешься?
— Не знаю, характер такой. Ну работаешь ты на обычной работе, получаешь, условно, 1000 рублей. А тут 1000 можно за ночь заработать. Начинаешь думать, жаловаться или нет.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by