Миссия «Новый год». Зачем Краснов привязал елку к Tesla Model X?

21 297
30 декабря 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Александр Ружечка

Миссия «Новый год». Зачем Краснов привязал елку к Tesla Model X?

Последняя пятница 2022 года. В супермаркетах очереди: снова спрос на горошек и майонез, с прилавков разлетаются мандарины (в этом году они какие-то необычные, все как один — с зелеными листочками). На елочных базарах не протолкнуться: народ высматривает себе лесных красавиц и совершенно не обращает внимание на Tesla Model X, которая остановилась в сторонке. Задние двери открываются по-праздничному — «елочкой». С водительского места выскакивает Краснов: «Ну где тут символ Нового года купить можно?» Он в золотом колпаке и с улыбкой до ушей, в общем, все как обычно, разве что улыбка еще шире.

Как Renault превратилась в Tesla?

Ну как-как: магия!

На праздничный выпуск «Разбора...» мы готовились соответствующим образом и вспомнили, что еще никогда по-настоящему не гоняли с Красновым на крутом электромобиле. Впору было звать фею, чтобы поколдовала над нашим Renault, но был способ куда проще. Мы воспользовались каршерингом. У Hello есть Tesla, да и не одна. Несложная процедура в несколько кликов, и вот мы грузимся в Model X — это которая с необычными задними дверями.

К нашей съемочной группе сегодня присоединился Виталий Жуковский, потому что Новый год — время исполнения чудес, а увидеть легендарную команду Краснов — Жуковский в деле — ну разве ж не чудо?

— Чем займемся?

 — Ну как чем? Будем готовиться к празднику. Дел-то невпроворот. Продуктов по списку накупить, за подарками съездить, елку привезти, — перечисляют они план на сегодня.

Ладно, едем.

«Обалдеть, прямо в сиденье вжимает»

Кажется, чем можно удивить на дороге Юрия Краснова, известного преподавателя, инструктора по вождению? Четыре колеса, сплошь электроника, планшет по центру. Model X пожужжала механизмами, закрыла все двери и начала движение.

— У электромобиля есть своя специфика. Вот ты едешь — жмешь на газ. Отпускаешь педаль — он сам тормозит, у него загораются стоп-сигналы даже. После «автомата» это непривычно, — наш водитель начинает даже несколько назидательно.

А потом чуть сильнее жмет на педаль газа.

— Обалдеть, прямо в сиденье вжимает! — вскрикивает он. — Посмотри, как она с места срывается, прямо как троллейбус!

Троллейбус или электричка, а приходится держать себя в рамках: все-таки город — не разгонишься. Да и приехали в первую точку нашего длинного маршрута: гипермаркет. Краснов с Жуковским уходят на закупки. Возвращаются через час и с целой корзиной покупок. А как вы ходите в магазин: со списочком или на месте думаете, что положить в корзину?

Составляете список перед походом в магазин?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

— Как у этой машины с багажником? — спрашивает Краснов.

— Их два, смотри: и спереди, и сзади, — открывает все нараспашку Жуковский.

Передний багажник небольшой, где-то на мешок картошки в понятном всем эквиваленте. Три больших пакета с продуктами умещаются как раз.

— О, сзади у нас еще полно места — как раз для елки, — радуемся все вместе.

«Смотри, она сама поехала!»

Праздничный заезд по городу продолжается, и продолжается наше знакомство с Tesla Model X.

— Для меня обычная машина чем удобна: ты в любую садишься — для тебя там все понятно. А здесь... Ну вот что это такое? — ворчит ведущий рубрики, подозрительно ощупывая один из рычагов за рулем.

Без сомнений, наш человек всегда найдет то, что его не устраивает в самом навороченном автомобиле. Но это быстро проходит, главное — во всем разобраться.

Любопытство оказалось сильнее привычки, и Краснов осторожно стал экспериментировать.

— А, так это круиз-контроль, — быстро разобрался он. — Активный, как я понял. Я могу задавать максимальную скорость, дистанцию до автомобиля впереди...

Мы останавливаемся на светофоре, не переставая изучать выскакивающие на приборной панели вводные.

— Смотри, она сама поехала! — внезапно наш водитель восклицает.

Произошло вот что: автомобиль, который был на дороге впереди нас, возобновил движение на зеленый. И Tesla, выдерживая заданную дистанцию до этой машины и установленную максимальную скорость, двинулась вслед за ним. Без активного вмешательства водителя: Краснов не жал на педаль. Когда авто впереди замедлялось или останавливалось, наша машина делала то же самое, соблюдая ту же дистанцию.

— Сама едет, сама тормозит — педали можно не трогать. О, сама тормозит, смотри! — восторгался на все лады водитель.

— Я что-то не чувствую пока... — осторожничал Виталий Жуковский.

— Да тормозит! Вот, смотри, — Краснова очень забавляла такая самостоятельность автомобиля. — Мне круиз здесь нравится: он более понятный и простой, чем в других автомобилях, которые я водил. Хотя сразу нужно было разобраться. Но очень удобно: все на одном рычажке. Смотри, красный свет, они все тормозят. И мы тормозим, Tesla сама останавливается — класс!

Движение в полосе

— Интересно, а полосу она сама держит? — неосторожно спросил кто-то.

Разумеется, пытливый ум сразу же стал это проверять. Оказалось, держит, и включается это все тем же рычажком, который так не понравился Юрию с самого начала.

— Она сама держит полосу: я ничего не трогаю, ни руль, ни педали — просто обалдеть! — выдыхает Краснов.

Свои нюансы тем не менее есть. Машина способна ехать в нужном ряду даже при стершейся разметке, хотя однажды запуталась в разметке 1.7 посреди перекрестка: стала метаться из стороны в сторону, пришлось водителю брать управление на себя. Tesla соблюдает заданную скорость, дистанцию и может входить в повороты. Правда, всегда кажется, что лучше бы перед этим притормаживать, но автоматика действует прямолинейно и скорость не сбрасывает. Всякий раз Краснову приходилось вмешиваться хотя бы и для подстраховки.

— Что касается полосы, то у машины тут тоже свои предпочтения. Я обычно выбираю дорогу, могу чуть сместиться туда, где посуше, или ямку объехать. А компьютер ведет нас строго по центру, ямки его не волнуют, — замечает инструктор.

Базар. Елочный

Пока мы беседовали, Tesla привезла нас куда-то во дворы на улице Багратиона.

— Где мы?

— Здесь елочный базар, мне сказали, что лесхоз регулярно подвозит сюда свежие деревья — есть из чего выбирать, — отвечает Краснов и целеустремленно выходит из машины.

Приходится следовать за ним.

Все выглядит вполне обычно: елочный базар за ограждением, к которому прислонились елочки. Большие, маленькие, пышные или стройные — будем выбирать? Но народ чего-то ждет. Человек 30 бродят тут и там, но ничего не выбирают — что бы это значило?

— Грузовик с новыми елками должен вот-вот приехать, — поясняет нам один из ожидающих. — Там должен быть самый лучший товар — только из леса. 

Ах вот оно в чем дело, свежую партию ждем. Грузовик действительно вскоре приехал, но покупка новогоднего дерева оказалась не такой простой задачей, как может показаться. Такое теперь можно увидеть разве что в документальных фильмах о дефиците чего бы то ни было. Приезжает грузовик, его обступают плотным кольцом, и вскоре все, что он привез, распродано.

— Да отойдите же, все будет, не лезьте под ствол! — ругается мужчина, разгружая машину. — А если в глаз веткой попадет? Ну-ка отошли на два шага, я сказал!

Это не действует: под ствол как раз и лезут, обхватывая его обеими руками и громком вскрикивая: колется! Хорошую елку определяют за доли секунды, и к ней уже тянутся руки. Следующую лесную красавицу ожидает та же участь: бракованных, похоже, здесь нет. Кто-то успевает расстроиться, что ему не досталось дерева нужной высоты и ширины, но его успокаивают: на подъезде еще один грузовик.

— Ну что ты выбрал? — огорченная женщина отчитывает мужа. — Ты что, не видишь, что она лысая?

— Кто лысая? — оправдывается он. — Мы ее другой стороной повернем.

Супруга не готова к компромиссу в таком важном вопросе и бегает от дерева к дереву, придирчиво осматривая каждое. Но все не то!

Краснов в толпу не лезет, но нужное ему дерево успевает ухватить — это опыт. Ель тут же упаковывают в сетку и отправляют с ней на кассу — там очередь. При этом работники елочного базара готовы угостить всех желающих травяным чаем. Получив елки, народ расслабился, стал дружелюбнее. — «Погода совсем испортилась, а елка у вас ничего такая». — «Спасибо, и ваша хороша. Дорого обошлась?»

Дерево под два метра стоит чуть больше 26 рублей. Но речь не об этом, а о том, что дерево под два метра не влазит в багажник нашей Tesla. Сложить сиденья не вариант — тогда не поместятся все пассажиры. Находим бубен, начинаем танцевать. Что-то такое предугадывалось, поэтому в багажник предусмотрительно кинули одеяло и бечевку. Везти на крыше — единственный вариант, если не привлекать дополнительный транспорт.

— Подавай, — командует Краснов.

— Давай сначала завернем ее в одеяло, — предлагает Жуковский.

Попробовали и так и этак, минут через 15 лесная красавица, кажется, была закреплена надежно.

— А не сдует?

— Ну мы разгоняться не будем, — обещает Краснов, и ему хочется верить.

МКАД. 70 км/ч, если ты с елкой на крыше

— Если нельзя разместить груз в салоне, то лучше всего — когда есть прицеп, — говорит преподаватель. — Или багажник на крыше, но нужны рейлинги. Добавляем поперечины, грузим все туда и закрепляем. Я так возил и гипсокартон, и мало ли чего еще для стройки. Но привязывать нужно надежно: растягивающимися ремнями, которые не ослабевают во время дороги, или специальными стропами с трещоткой, которая позволяет их затянуть.

У нас сегодня только бечевка. Но и новогодняя ель — не стройматериалы.

— Обычной веревкой все равно так надежно не закрепишь, и если поездка дальняя, то нужно периодически останавливаться и проверять, надежно ли закреплен груз, — отмечает Юрий Краснов. — Но самое главное — понимать, что ты едешь с грузом. А то некоторые не пойми как его закрепят, а сами несутся кого-то опережать. Был такой случай, давно уже, мужчина вез сайдинг. Как-то его на крыше привязал. И полез на скорости в левый ряд кольцевой. На скорости этот сайдинг подняло, обломало и раскидало по кольцевой. Водитель — у него ж груз упал — стал тормозить и перестраиваться, задел какой-то грузовик. В общем, ужас на ровном месте.

Ведущий рубрики рассказывает об этом, а сам едет по правой полосе со скоростью 70 км/ч. Попробовал, было дело, чуть прибавить, но на скорости 85 км/ч внутреннее чутье подсказало, что не стоит. Благодаря этому маршрут в половину МКАД до Каменной Горки прошел без приключений.

По пути видели таких же, как мы, авантюристов, которые купили слишком большую ель для не слишком большой машины. Дерево вроде нашего не уместилось даже в минивэне — задняя дверь не закрылась.

В Правилах дорожного движения (глава 24) указаны требования, касающиеся перевозки грузов, в том числе негабаритных.

— Проблема в том, что в продаже не найти таблички, которыми нужно обозначать такой груз. Да чего там: обычный буксировочный трос продается без флажков, хотя по ПДД они нужны. Где все это взять? Сидеть дома, вырезать, клеить? И люди сталкиваются с проблемой: они знают правила, хотят их соблюдать, но простого решения нет. И часто можно увидеть, как на такой груз вешают какие-то яркие тряпки или что-то такое — что дома нашлось, то и идет в ход, — рассуждает преподаватель.

Из окна выглядывает кто-то любопытный. «Мама, елку привезли!»

Значит, все не зря. Краснов с Жуковским в праздничных колпаках уносят зеленое счастье адресату.

Tesla расслабляет, но вы не расслабляйтесь!

Возвращались в хорошем настроении. Елку доставили, машина едет практически сама — отчего же не радоваться. Но если ты за рулем, нужно оставаться начеку всегда, каким бы навороченным ни был автомобиль.

Мы остановились на светофоре, обсуждая обивку салона и качество звука. В Tesla были активированы ее прогрессивные функции, к которым так быстро привыкаешь. Автомобиль перед нами тронулся, наша машина без раздумий поехала за ним.

— Куда? — воскликнул Юрий Краснов и ударил в тормоз.

Как раз вовремя — мы едва не выехали на перекресток на красный свет. Произошло вот что: водитель впереди ошибся, он увидел, как загорелась дополнительная секция светофора для поворота налево, и рванул, будто это основной зеленый. Рванул по прямой. А наша Tesla не долго думая рванула следом.

— Проблема таких систем в том, что люди начинают им слишком доверять, они активируют возможности автомобиля и сами отвлекаются от управления, чего категорически нельзя делать. Потому что когда наступает критическая ситуация, человек не понимает, что ему делать, он не в курсе, как все развивалось в динамике, оторван от происходящего, — предупреждает инструктор.

Другой пример: несколько раз мы попадали в ситуацию, когда наш автомобиль начинал паниковать. Едем в своей полосе, кто-то из соседней хочет перестроиться, начинает смещаться, возможно, задевает линию разметки. Tesla считает это опасностью и тормозит что есть силы.

— Это самая опасная ситуация: ты едешь, тебе ничего не мешает, а машина решила, что впереди угроза, и резко тормозит. В этот момент в вас легко может кто-то сзади влететь — авария на ровном месте, — отмечает Виталий Жуковский.

Короче говоря, особо не расслабишься. Мало самому быть внимательным за рулем, нужно, чтобы и все остальные на дороге вели себя образцово.

— Я сижу постоянно наготове с мыслью: а вдруг что-то не сработает, — признает Краснов.

— Вот это, возможно, даже хуже. Ты в большем напряжении, чем если бы сам контролировал ситуацию, — комментирует его напарник.

Так какой же вывод сделать? Суперфункции, которые всех так радовали поначалу, могут быть даже вредными в реальной дорожной рутине?

— Не будем категоричными, — сглаживает ведущий рубрики. — С одной стороны, все это действительно здорово и работает очень хорошо. Но к этому нужно привыкать и оставаться начеку, даже если машина едет сама. Когда ты сам все делаешь, ты же планируешь свои действия, а когда работает помощник, с ним нужно взаимодействовать, а вы не всегда на одной волне. Возможно, это дело привычки. Я же за рулем всего несколько часов, наверное, за несколько дней я бы освоил все лучше и привык бы к тому, что кажется необычным поначалу.

— Есть — мы говорим условно — так называемые настоящие водители. Они очень любят ездить за рулем, они понимают свою ответственность. И они садятся в машину с любыми системами безопасности — они все равно будут за рулем сконцентрированы, они будут следить за дорогой, — продолжает Юрий Краснов. — А есть люди — назовем их пользователями автомобиля — для них машина это как смартфон. Они расслабляются: в машине же все есть — значит, самому ничего делать не нужно. И вот они в результате попадают в опасные ситуации.

С этим выводом, похоже, мы и заканчиваем цикл «Разборов...» в уходящем году. Пожелания, кажется, напрашиваются сами собой?

— Мы с Виталием Жуковским поздравляем всех читателей Onlíner с Новым годом! Счастья, здоровья, всем водителям безопасных дорог, всем пешеходам — пустых переходов, а всем велосипедистам — пустых велодорожек. Увидимся, — машут ладошками наши инструкторы.

Благодарим каршеринг Hello за помощь в подготовке материала.


белый, лимузин, электро, автоматическая, полный привод
66 000$ / 60 566€
белый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
64 200$ / 58 915€
серый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
58 200$ / 53 409€
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Александр Ружечка