26 января 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

На М4 вместе с заправкой сносят СТО, которая проработала там больше 20 лет. Но владелец станции с этим не согласен

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Заправка на въезде в Червень (это примерно 60—70 км от Минска) выбивается из привычного бело-зеленого ансамбля сети «Белоруснефть». Темно-бордовое здание было построено еще в 1997 году. Стена к стене к АЗС прилегает станция техобслуживания: обе постройки собираются в ближайшее время снести. Именно по этой причине к нам в редакцию обратился владелец СТО — Армен Давтян. Мужчина, который арендует помещение для своего бизнеса в этом месте, борется за сохранение объекта. Однако представители «Пуховичинефтепродукта» (входит в состав «Белоруснефти») — фактические владельцы здания — настаивают: сохранять старое здание просто невыгодно, дешевле построить новую заправку. Обе стороны конфликта уже который месяц пытаются найти решение проблемы, но все никак не придут к компромиссу. Пытаемся разобраться в ситуации.

«Собрал более ста подписей, чтобы СТО оставить»

Наше знакомство с червенским сервисом начинается с самой заправки. Отдыхая с дороги, просим приготовить нам хот-дог и чай. На кассе отвечают: «Мы ничего не готовим, только размораживаем», — а за кипятком отправляют к «подуставшему» автомату на входе. «Да, этой АЗС точно нужна реконструкция», — шутим мы.

Но Армену, владельцу СТО, которая находится прямо за заправкой, не до шуток. Он уже долго ведет переписку с «Пуховичинефтепродуктом» и Червенским райисполкомом. Недавно после обращения Армена к ситуации подключился еще и зампредседателя Миноблисполкома. Мы выслушали мнения об этой ситуации всех сторон конфликта. Начнем с Армена, который и пригласил нас «в гости».

— На этом месте СТО находится с 1997 года. Станцию техобслуживания здесь открыл мой старший брат, также он арендовал помещение для продажи запчастей и кафе с другой стороны здания. Когда он погиб в аварии, бизнесом начал руководить я. Но я оставил лишь СТО, от других объектов отказался, — вводит в курс дела мужчина.

Помимо Армена рискуют лишиться заработка трое его работников. Но заметим сразу: СТО все это время находилась здесь на правах аренды (750 рублей без учета коммунальных платежей, по словам Армена). Те, у кого был опыт со съемным жильем, знают: однажды хозяин или хозяйка квартиры могут постучать в дверь и сказать, мол, дорогие жильцы, будьте любезны пройти на выход, вот вам условный месяц на то, чтобы подыскать другое место. Да, многое зависит от условий и сроков договора, но обычно скорое выселение в любом случае неизбежно, даже если его удастся отсрочить. Обижаться здесь не на кого: придется смириться и снова серфить по сайтам с недвижимостью.

Армена о досрочном окончании аренды в связи со сносом здания предупредили еще в 2019 году. Собственно, наш герой этого не отрицает. Почему тогда он не начал подыскивать новое место для своей СТО четыре года назад?

— Вообще, слухи о сносе появились в 2015 году. Шли разговоры, что нужна новая заправка. И в 2019 году меня вызвали в офис «Пуховичинефтепродукта», сказали, что нужно перезаключить договор. В нем прописали, мол, за месяц до сноса здания АЗС и СТО меня официально уведомят. Но при этом мне сказали: это все формальность, никто точно не знает, будут строить новую заправку или нет, — утверждает собеседник. — Все эти годы я периодически поднимал вопрос о сносе. Говорили так: «Да никто не будет ничего делать, не переживай, денег на строительство нет, средства не выделят». В общем, не относился я к сносу серьезно.

А в прошлом году увидел: проектировщики возле моей станции берут почву на экспертизу, что-то замеряют. Поехал в «Пуховичинефтепродукт». Там мне опять на вопрос о сохранении здания ответили неоднозначно. Сказали, что если получится пробить вторую скважину или закопать резервную емкость, тогда СТО оставим и продадим по рыночной стоимости.

Немного забежим вперед: мы связались с Валерием Жишкевичем, замдиректора «Пуховичинефтепродукта». Он сразу понял, о каком объекте мы говорим, и подчеркнул: на все вопросы Армена уже давался официальный ответ. О какой скважине идет речь, представитель сети АЗС не знает. Точные сроки сноса пока неизвестны, однако Армен предполагает, что это должно произойти в июне, поэтому и забил тревогу.

— Подчеркиваю: я борюсь не за себя, не за свой бизнес или деньги, а за здание — за объект придорожного сервиса, который нужен людям, — не раз повторяет мужчина. — Неважно, кто на этом месте будет работать: я или кто-то другой. Объект нужен трассе? Если да, то, я считаю, «Пуховичинефтепродукт» должен его сохранить и исходить из интересов людей.

Отметим: у СТО удачное во всех смыслах местоположение. Она находится прямо рядом с трассой М4. Среди услуг — шиномонтаж, поэтому неудивительно, что кроме постоянных клиентов сюда заглядывают и те, кто следует по направлению Минск — Могилев (или наоборот).

 — Я не единожды выезжал на помощь тем, кто ломался на трассе. Один из случаев: звонят мне около 23:00 с соседней заправки и говорят, что у пожилой пары перестал работать генератор. На улице зима, а в машине — ребенок. Тут же сорвался и поехал оттягивать людей к нам на СТО, — вспоминает Армен. — И что теперь — трасса останется без шиномонтажа и станции техобслуживания? От Привольного до Березино ни одного сервиса по дороге. Да и на весь Червень всего несколько СТО, а в каждой семье чуть ли не по две машины. К нам даже заезжал обслуживаться знаменитый уроженец города — космонавт Олег Новицкий: здесь живет его мама, которую он регулярно навещает.

Конечно, из Минска довольно сложно оценить важность и необходимость отдельно взятой станции для червенцев. Если верить «Яндекс.Картам», то всего в городе с населением около 10 тысяч человек четыре СТО, на некоторых из них также есть шиномонтаж. В то же время Армен показывает стопку подписей своих клиентов и жителей города за то, чтобы СТО оставить. Говорит, что за две недели собрал более 100 штук.

Что касается придорожного сервиса, то по запросу «СТО» сервис «Яндекс.Карты» выдает две ближайшие точки вдоль трассы M4: в деревне Корзуны (около 30 км от Червеня) и в Березино (40 км).

Представителю «Пуховичинефтепродукта» мы также задали вопрос о важности объекта, попросили ответить с позиции жителя Минской области и водителя. Валерий Жишкевич отметил: он живет в Пуховичском районе (это другое направление), но считает, что трасса со сносом СТО ничего не потеряет.

«Дешевле построить новое здание, чем реконструировать старое»

А теперь взглянем на ситуацию со стороны собственника. Представьте: сдаете вы много лет квартиру, а тут по семейным обстоятельствам понадобилось срочно ее продавать. Более того, вам вообще больше невыгодно теперь заниматься арендой. Но жилец встал в позу: не хочу съезжать, и все тут, войдите в положение. В общем, переходим к вопросу денег. Как ни крути, в большинстве случаев они играют ключевую роль, нравится нам это или нет.

Зачем вообще сносить заправку, если можно сделать какой-нибудь ремонт, покрасить стены — навести, так сказать, капитальный марафет? В Миноблисполкоме уже знакомы с ситуацией, к вопросу подключился и заместитель комитета Денис Курленко. Там объясняют просто: здание старое и в плохом состоянии. Реконструировать его дороже, чем снести и построить новое. Ремонтировать и сдавать дальше тоже невыгодно. В одном из ответов Армену из «Пуховичинефтепродукта» даже нашлись подробные расчеты.

В них указано, что ориентировочная стоимость только реконструкции АЗС с ПТО для обеспечения его сохранения составит 1 860 000 рублей. Демонтаж с благоустройством прилегающей территории обойдется в 190 000 рублей. В случае реконструкции АЗС с ПТО остаточная стоимость здания составит 1 975 113 рублей, размер арендной платы за арендуемое здание будет равен 1785 рублям в месяц. Срок окупаемости при сохранении АЗС с ПТО после проведения необходимой реконструкции на условиях сдачи его в аренду составит 92 года.

— Вы же лично видели это здание, — говорит представитель «Пуховичинефтепродукта». — Оно старое, не такое, как современные заправки «Белоруснефти». Трасса при реконструкции «ушла» от АЗС, там нет прямого съезда с М4. Поэтому было принято решение о демонтаже заправки — все для развития придорожного сервиса. Куда перенесется АЗС? На расстояние 96 метров от нынешнего местоположения.

— Можно ли каким-то образом снести заправку, а СТО оставить?

— Будет происходить полная реконструкция, перенос коммуникаций — как вы себе это представляете? На данный момент у нас запроектирован снос. Мы все просчитали, объяснили владельцу, сколько будут стоить те же коммуникации. Все в официальных ответах есть.

— То есть если завтра Армен приходит с деньгами и говорит, что выкупает здание, оплачивает коммуникации и т. д., теоретически можно здание оставить? 

— Теоретически все можно.

— Рассматривался ли вариант продажи здания заправки и СТО? Не Армену, а любому другому бизнесмену или организации. 

— Для этого нужно проводить аукцион. Для нас это затратно, каждый считает эту экономику, вы же понимаете. Чтобы выставить здание на продажу, его нужно привести в соответствие всем нормативным документами, но это невыгодно. Еще раз подчеркну: мы по-человечески и неоднократно общались с владельцем СТО, предлагали все возможные варианты решения проблемы. Поэтому не думаю, что ситуация может поменяться. За месяц до сноса мы его обязательно уведомим.

В Миноблисполкоме, к слову, сомневаются в том, что Армен потянет ежемесячно отдавать за помещение еще больше денег: «Владелец СТО нерегулярно оплачивал аренду — просрочки доходили до 6 месяцев».

— Это исключено, — отвечает Армен на вопрос о проблемах с оплатой аренды. — Были просрочки по 5—7 дней, признаю, но я оплачивал в итоге все, включая пеню. Такое бывает у всех, не только у меня. Сами подумайте: если бы я не платил по полгода за аренду — договор бы со мной давно расторгли. У меня только был конфликт из-за коммунальных платежей. В прошлом году за отопление в январе насчитали 1500 рублей, при этом у меня в помещении было холодно. В итоге пришли к консенсусу. Все платежки за последние годы я могу найти и предъявить.

Какие же варианты решения проблемы предлагали Армену? Во-первых, арендовать помещение в Смиловичах или в Червене, но на улице Колхозной. Однако такая альтернатива в отдалении от трассы мужчину не устроила. По его словам, речь не о сохранении бизнеса, а о водителях, которые могут попасть в сложные ситуации на дороге и остаться без помощи. Еще вариант — выкупить один из подходящих участков на торгах и построить там объект с нуля. Но Армен утверждает, что по финансовым причинам такой грандиозный проект он просто не потянет.

— Я обращался в Червенский райисполком: хотел, чтобы оттуда подали ходатайство в адрес предприятия «Белоруснефть» и попросили на территории новой заправки построить здание, подходящее для размещения там СТО. Я бы взял его в аренду. И я не прошу выдумывать под меня что-то из ряда вон выходящее: в других городах подобные объекты сети есть. Мне кажется, что можно просто взять их проектную документацию и реализовать у нас. С таким предложением я также отправил письмо на имя директора «Белоруснефти», — утверждает мужчина.

Возможен ли такой вариант? По словам представителя «Пуховичинефтепродукта», типового проекта АЗС со зданием, подходящим для СТО, нет.

Будут ли разрабатывать новый план ради одного арендатора? Ответ очевиден. Сейчас Армен настроен дождаться официальных ответов из Миноблисполкома и «Белнефтехима» и дальше смотреть, как быть, обращаться ли в инстанции повыше. Мы обязательно узнаем, чем закончится история со сносом СТО, и обновим публикацию, как только получим новую информацию.


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: гель для полости рта

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by