Один из самых безумных автомобильных проектов — машина с ядерным двигателем

8340
10 февраля 2023 в 9:00
Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

Один из самых безумных автомобильных проектов — машина с ядерным двигателем

Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

Многие знакомы с игровой серией Fallout. Ретрофутуристичная Америка, пережившая ядерный апокалипсис, покорила миллионы игроков по всему миру. Среди прочих атрибутов вселенной можно отметить автомобили, оснащенные ядерными реакторами. Такой транспорт казался одной из многих абсурдных разработок, присущих миру Fallout. Однако, как бы безумно это ни звучало, в нашей реальности компания Ford действительно подумывала создать автомобиль, приводимый в движение с помощью ядерного синтеза. Проект назывался Nucleon.

Конструкция

«Ядерная лихорадка» охватила США в 50-е годы прошлого века. С новым видом энергии люди связывали не только свои страхи, но и свои надежды относительно будущего. На фоне всеобщей увлеченности в Ford тоже решили присоединиться к тренду.

Концепт Nucleon увидел свет в конце 1950-х. Внешне модель напоминала скорее лодку, нежели традиционные автомобили. Кабина располагалась не по центру кузова, а cпереди. Водитель находился бы ближе к «носу», чем передняя ось колес. Сзади же должен был быть установлен миниатюрный реактор, который выступал бы в роли двигателя.

По сути, марка хотела взять технологию, используемую в атомных подводных лодках, и адаптировать ее под езду по дорогам общего пользования. На тот момент проект казался очень перспективным: дело было не только в том, что «атомобиль» позволял избежать постоянных дозаправок, но и в возможности прокатиться на самой настоящей машине будущего.

Технология

Реактор в Nucleon питал бы энергией две паровые турбины. Одна бы передавала крутящий момент непосредственно на колеса, а другая использовалась для питания электрогенератора, который, в свою очередь, позволял работать фонарям, климат-контролю и прочим приборам.

Концепция также заключалась в том, чтобы после определенного количества километров менять блоки питания. По сути, она напоминала принцип замены батарей в электромобилях. Запас хода на одномерном блоке питания составлял бы около 8—10 тысяч километров. Это, конечно, меньше, чем жизненный цикл у обычных машин с ДВС, однако намного больше, чем можно проехать с одним полным баком дизеля или бензина.

Кабина находилась в передней части кузова не просто так: создатели автомобиля хотели уберечь находившихся внутри от радиации. К тому же подобное расположение салона позволило уравновесить хвост и нос между собой. Все-таки ядерные реакторы отнюдь не легкие.

Почему ничего не вышло?

Проблема с использованием ядерного реактора в автомобиле состояла не только в потенциальной опасности, но и в довольно неэффективной энергетической конверсии. Обычный ДВС преобразует термальную энергию в механическую. Nucleon предполагал, что его ядерный реактор сначала сделает то же самое, после чего установленный электромотор преобразует механическую энергию в электричество, а затем конвертирует обратно, передав крутящий момент на колеса. То есть получалось гораздо неудобнее, нежели в обыкновенной машине. К тому же вывод отработанных газов в случае с реактором представляет собой более трудный процесс.

Весьма вероятно, что при создании концепта в Ford задумывались не столько о том, как будет работать «автомобиль», сколько о его внешнем виде. Nucleon в натуральную величину так никогда и не построили. Существовали лишь экземпляры в масштабе 3/8. Один из них сделали из гипса, а другой — из стекловолокна. Даже в наше время вопрос эффективного использования ядерного реактора в серийном авто остается нерешенным. Что уж говорить об уровне развития технологий более 65 лет назад.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by