Два брата из Минска — Константин и Александр Гетчанские, — не найдя подходящие автоковрики на рынке, решили пошить их собственными руками. Затем был поход в хозяйственный магазин за ковролином, увольнение с работы, аренда небольшого помещения и бессонные ночи за первой швейной машинкой. Спустя 13 лет семейное дело переросло в одно из самых крупных в Беларуси производств. Побывали там и заодно узнали, какие автоковрики лучше выбрать: традиционные резиновые, новомодные EVA или нестареющую ворсовую классику.
Лет 20—25 назад большинству автолюбителей приходилось довольствоваться бюджетными резиновыми ковриками, собачкой с качающейся головой на приборке да пахучей елочкой на зеркале. Сейчас мир автоаксессуаров гораздо интереснее и разнообразнее, а ворсовое покрытие под ногами водителя перестало быть привилегией владельцев премиума. Автомобильные ателье буквально за несколько дней (а иногда и часов) готовы пошить изделия любых форм, цветов и размеров.
— Бизнес мы с братом открыли в 2010 году, — вспоминает Константин, директор ООО «Аликоста». — До этого Александр работал торговым представителем в крупной компании, а я перепродавал автомобили на рынке. И вот однажды Саша купил не сильно популярную для Беларуси машину — Alfa Romeo 156. Оставалось подобрать автоковрики, и мы отправились за ними на рынок. Обошли все ряды и не нашли ничего подходящего. Тогда и родилась идея запустить собственное производство.
— Мы не думали, что это перерастет во что-то масштабное. Я просто отшил несколько комплектов из ковролина, купленного в хозтоварах, а спустя какое-то время Саша бросил высокооплачиваемую работу, чтобы тоже полноценно присоединиться к нашему мини-ателье. Сняли помещение, как сейчас помню, на улице Гикало и работали вдвоем. Реальное развитие наш бизнес получил, когда мы начали обучаться, делегировать свои обязанности и наняли первых швей. Сейчас в нашей команде работают 20 человек, из них 10 заняты непосредственно на производстве.
Продают братья три вида ковриков: резиновые, EVA и ворсовые. Последние два производят самостоятельно. Какие из них стоит выбрать для личного автомобиля? Этот вопрос в магазине звучит ежедневно и не по одному разу.
Тем более в последние годы производители особенно активно рекламируют коврики EVA (изготавливаются из этиленвинилацетата, C₆H₁₀O₂), которые наделяют чуть ли не магическими свойствами. Они действительно лучше резиновых?
— Никакой сверхсилы у EVA-материала нет, воду он удерживает как и резина. Что лучше? Это каждый покупатель определяет сам, здесь вопрос вкуса и предпочтений. Но все-таки несколько преимуществ EVA я выделить могу.
— Такие коврики можно заказать отдельно, а не целым комплектом. Например, заменить только водительское покрытие, так как оно всегда протаптывается первым.
Константин демонстрирует: EVA могут быть разных цветов — не только черного, но и ярких оттенков синего, красного или оранжевого, например. В общем, не хватает красок в жизни — начни с автомобильного коврика. Еще можно выбрать форму сот: шестиугольники или ромбы. По свойствам они тоже не отличаются.
— Еще одно преимущество ковриков EVA — покрытие из такого материала можно изготовить любой, даже самой сложной формы по индивидуальному заказу. Для микроавтобуса или БелАЗа (да, у нас был и такой заказ), вертолета или лодки. С помощью резинового коврика весь салон Volkswagen Transporter T не застелишь, а благодаря EVA — запросто. Уход за ними такой же, как за резиновыми покрытиями. Тряпочкой на даче такие коврики вымыть сложно, но напором воды — с легкостью. Еще один плюс: жидкость не растекается по всему покрытию, а скапливается в одном месте.
— Как изготавливаются коврики из этиленвинилацетата? Мы привозим листы размером 2,6 на 1,45 метра, вырезаем из них готовые комплекты. Делаем это комбинированным методом: вручную и на плоттере, поэтому коврики не окантовываем, так как срез максимально качественный. Вставляем крепления — пластиковые фиксаторы-люверсы. Некоторые клиенты просят добавить металлические лейбы с наименованием марки. В водительский коврик также прикрепляется полимерный подпятник. Затем коврики чистятся, упаковываются.
— Резиновые покрытия изготавливаются при помощи литья или пресс-формы, но мы их не производим. Такие коврики на рынке очень давно, поэтому многие автолюбители отдают предпочтение им.
Согласитесь: ворсовые коврики точно придают даже самому бюджетному салону нотку премиума. Постелил такое покрытие — так и хочется к объявлению на «Автобарахолке» пару сотен долларов добавить. К ценам мы еще, кстати, вернемся. А пока выясним, какому автолюбителю подойдут ворсовые изделия.
— Ворсовые коврики — для тех, кто любит ухаживать за автомобилем, часто отдает машину на мойку или детейлинг, — считает Константин. — Если вы ведете активный образ жизни — выезжаете на природу, дачу, в деревню, — то, наверное, ворсовые коврики не ваш вариант. Но это дело вкуса. У нас есть клиенты, которые круглый год ездят с таким покрытием в салоне. Просто надо быть готовым к тому, что если зимой ворсовый коврик намокнет, то его придется доставать, мыть и сушить где-нибудь в квартире или офисе. Я лично просто купил два одинаковых комплекта и чередую их.
— Ворсовые коврики чаще всего продаются в сухую пору года: это поздняя весна, лето, ранняя осень. Их преимущество помимо эстетики — отсутствие запаха.
— Для ворсовых ковриков у нас есть два вида материала: премиальный (с полиамидным более высоким ворсом) и стандартный (полипропиленовый более низкий ворс).
— Премиум-вариант имеет толстую резиновую основу с шипами. Бюджетный вариант — противоскользящую подложку. Он тоже не пропускает воду, так как у него есть слой из резинопластика внутри. Премиальные коврики продаются с окантовкой с двойным подворотом из экокожи.
Средний срок службы и EVA, и ворсовых автоковриков, утверждает Константин, примерно 50—70 тысяч километров пробега. Как определить, что вам продают некачественный коврик? Говорят, обывателю — никак. Стоит обратить внимание на репутацию магазина, у которого вы покупаете.
В то же время Константин обращает внимание на подложку ворсовых автоковриков. Со склада в качестве примера нам принесли обрезок бюджетного рулона голландского производителя (до этого нам демонстрировали «китай»). Стоит сильно потереть нижний слой пальцем, и материал скатывается. А премиальному хоть бы что.
— Как изготавливаются ворсовые коврики? Материал приезжает в рулонах площадью 60 квадратных метров, затем раскраивается на плоттере или с помощью электроножей. Далее делается окантовка, вставляются лейбы. Коврики чистятся, упаковываются, добавляется инструкция, как стелить и убирать.
Чтобы примерно определить ценовой диапазон, мы отправляемся в наш Каталог. Универсальный комплект автоковриков из резины или полиуретана (минимум четыре предмета) стоит от 60 до 180 рублей. Самые популярные товары продаются за 80—100 рублей.
Ставим галочку в критериях поиска напротив EVA. Четыре коврика для легковушки обойдутся минимум в 70 рублей, для микроавтобуса цена может достигать и 293 рублей. Но в среднем стоит приготовить около 100 рублей.
Ворсовые автоковрики из бюджетных материалов шьют индивидуально по цене в среднем 70 рублей за комплект. Премиум обойдется в 120 рублей и выше. Самые дешевые универсальные комплекты можно найти и за 40 рублей.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by