Эксперт: «Цены на рынке бэушек достигли пика. Всем понятно: машины не могут стоить так дорого»

19 февраля 2023 в 10:50
Автор: Андрей Гомыляев

Эксперт: «Цены на рынке бэушек достигли пика. Всем понятно: машины не могут стоить так дорого»

Автор: Андрей Гомыляев
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Рынок вторички остается серым пятном, по нему до сих пор нет обнародованной официальной статистики, — подчеркнул представитель холдинга „Атлант-М“. — Можно только гипотетически просчитать, сколько в стране есть автомобилей. Сколько машин продается сейчас, было продано в прошлом году — неизвестно. В то же время понятны тенденции: рынок б/у стал дорожать — из-за дефицита. У владельцев не было возможности заменить свой свежий автомобиль с пробегом на новый в бюджетном сегменте». По мнению специалиста, такое подорожание не может продолжаться долго, в скором времени можно ждать изменений.


Холдинг «Атлант-М» подвел итоги 2022 года: контракт с JAC, договор с Exeed, открытие в марте салонов Chery и Changan. Штаб-квартиры Kia и Toyota отказались от поставок новых авто, а вот Volkswagen продолжает это делать, хотя «немцы» в шоуруме задерживаются ненадолго — их тут же разбирают, даже сформировалась очередь. Некоторые марки поставляются по так называемому параллельному импорту. Но бренды не ушли из страны, хлопнув дверью, а продолжают поставлять запчасти, выполнять гарантийные обязательства. При этом нужно понимать, что китайские марки здесь надолго. Главные цифры о работе холдинга в минувшем году: 4024 проданных новых автомобиля и более 2800 машин с пробегом.


На описании ситуации на вторичном рынке директор подразделения по продаже авто с пробегом Анатолий Буглак остановился подробнее:

— До недавнего прошлого основной нашей деятельностью был трейд-ин, машины в зачет. Таким образом люди могли быстро пересесть на новое авто. Но тенденции рынка заставили переквалифицироваться — теперь занимаемся выкупом автомобилей. Сотрудничаем с банками, лизинговыми компаниями. Особенно популярна услуга у физлиц (автопарки, прокатные компании). Единственное, мы не занимаемся доставкой б/у машин из Европы, потому как в этом процессе активно задействован 140-й указ о льготной растаможке. Мы не считаем его достаточно прозрачным.

— По статистике, рынок авто с пробегом в Беларуси упал не так сильно, как рынок новых машин. По нашим подсчетам, общее падение составило 50%. Официальной статистики по вторичному рынку нет, поэтому мы моделировали ситуацию на основе данных от «Автостата» из РФ. Наш рынок сильно зависит от российского, зависит от волатильности рубля. Например, в 2014 году белорусы ехали за моделями к соседям, потом стали ездить к нам. Сейчас другая тенденция. Волатильность рубля влияет так: россияне ездят в Беларусь за машинами либо быстро, либо медленно. Обратного движения нет. При этом рынок в России продолжает сужаться, новых автомобилей становится все меньше. Люди переориентировались на импорт бэушек. Но пересаживаются на авто с пробегом из США, Европы, Китая и Кореи далеко не все. Те же, для кого принципиальны гарантия и качественный сервис, предпочитают подождать, когда придут новые бренды.

— На фоне дефицита в Беларуси произошло удорожание рынка. По данным того же «Автостата», прайсы выросли в среднем на 30% на вторичке (если более точно: в премиуме — на 10%, среди «бюджеток» — вплоть до 50%). Если раньше Volkswagen Polo Sedan стоил 8000, то сейчас за 12 000 не найти хороший вариант с АКПП. Подорожание связано с тем, что нет возможности заменить б/у автомобиль в дешевом сегменте на новый и недорогой. Когда эта ниша заполнится, будет всплеск отложенных покупок. Ведь до пандемии рынок был хорошо насыщен машинами, проданными дилерами. Все благодаря приемлемой цене на Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyundai Solaris и подобные седаны, а также финансовым продуктам.

черный, седан, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
серый, седан, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
бордовый, седан, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

— Да, если открыть сейчас любой из автоклассифайдов, то можно увидеть, что 8 месяцев назад предложений по Volkswagen Passat было до дюжины, а сейчас — около двух сотен. Но это говорит о том, что эти машины наиболее интересно пригонять из Европы. А вот когда и за сколько они продадутся — неизвестно. Насыщение рынка предложений не всегда указывает на потенциальный повышенный спрос. Есть такое мнение: рынок новых автомобилей — рынок продавцов, а рынок бэушных — рынок покупателей. Последний формируется именно благодаря спросу, а он диктует: наибольший интерес — к машинам, купленным у дилеров, обслуживающимся на официальных станциях в Беларуси (из-за прозрачности истории и простоты оформления). И эта ниша с каждым месяцем становится все уже.

— Если говорить о прогнозах на 2023 год, то мы считаем, что ценам уже некуда расти. Они достигли пика. Все понимают, что машина не может стоить так дорого. Есть несколько факторов, которые повлияют на то, насколько долго продержатся высокие прайсы. Прежде всего это выход новых брендов на рынок Беларуси в востребованных сегментах. Например, с недавним появлением нового седана Geely Emgrand 7 New за $16 700 в эквиваленте и льготным кредитом тут же припали цены на бэушке в этом сегменте, потому как на него уменьшается спрос. Выйдет еще какая-нибудь модель — припадут цены и в этом классе.

— На премиальные б/у модели цены, скорее всего, останутся, потому как спрос на них есть от россиян. Здесь большее влияние может оказать волатильность российского рубля. Собственно, второй фактор, от которого зависит будущее нашего рынка, — курс этого рубля, он будет влиять на ценообразование в Беларуси.

черный, седан, бензин 1.3 л, автоматическая, передний привод
серебристый, хетчбэк, бензин 1.4 л, механическая, передний привод
белый, хетчбэк, дизель 1.4 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро